Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Дыхание растений

Растения и грибы

25.04.2024
3650
0

Дыхание растений

 

Разминка

  • Какой газ живые организмы используют для дыхания?
  • Какой газ выделяется организмами при дыхании?
  • Какой газ поддерживает горение?

План урока

  • Значение дыхания
  • Дыхание у растений

Цели урока

  • знать понятие «дыхание», как протекает процесс дыхания у растений
  • уметь сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания, устанавливать взаимосвязи между процессами фотосинтеза и дыхания, анализировать опыты, доказывающие наличие дыхания растений и необходимость для дыхания кислорода

 

Растениям, как и всем другим живым организмам, необходима энергия для осуществления процессов жизнедеятельности. Энергия образуется в процессе дыхания. Фотосинтез и дыхание тесно связаны между собой, а как — вы узнаете из этой темы.
 

Значение дыхания

 

Все процессы жизнедеятельности живых организмов требуют энергетических затрат. Без энергии невозможна жизнь. Живые организмы, в том числе и растения, получают энергию в процессе дыхания.

 


Дыхание — разложение органических веществ до углекислого газа и воды в присутствии свободного кислорода, сопровождающееся запасанием выделяющейся при этом энергии.


 

Рис. 1. Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза

Дыхание и фотосинтез тесно связаны. Так, органические вещества, образующиеся с затратами энергии в процессе фотосинтеза при дыхании окисляются с выделением энергии. В дыхании и фотосинтезе принимают участие кислород и углекислый газ (рис. 1). Сравнительная характеристика дыхания и фотосинтеза представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнение фотосинтеза и дыхания

Черты сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Поглощаемый газ

углекислый газ

кислород

Выделяемый газ

кислород

углекислый газ

Органические вещества

синтезируются

распадаются

Энергия

затрачивается

выделяется

Где протекает

в зелёных частях растения,
содержащих хлорофилл

во всех органах

Нужен ли свет

да

нет

 


Какие вещества выделяются при горении?


Процесс дыхания очень сходен с горением. Кислород — газ, поддерживающий горение. В процессе сгорания органических веществ быстро выделяется большое количество тепловой и световой энергии. В процессе дыхания органические вещества под действием кислорода окисляются сравнительно медленнее, и энергия высвобождается ступенчато. Она сразу используется на процессы жизнедеятельности. При горении, как и при дыхании, конечными продуктами являются пары воды и углекислый газ. Сравним горение и дыхание (таб. 2).

 

Таблица 2. Сравнение горения и дыхания

Черты сравнения

Горение

Дыхание

Используемый газ

кислород

кислород

Какая энергия выделяется

световая и тепловая

тепловая

Как выделяется энергия

быстро в большом
количестве

медленно,
ступенчато

Конечные продукты

углекислый газ,
вода

углекислый газ,
вода

 

Дыхание у растений

 

Растения не имеют специальных органов дыхания. У растений, обитающих в воде и на суше, процессы дыхания происходят по-разному. Водоросли дышат всей поверхностью тела. Это самый простой способ дыхания. У наземных растений дыхание происходит через устьица и чечевички. Устьица — отверстия в кожице листа, через которые происходит газообмен в листьях. Расположены устьица преимущественно на нижней стороне листа.

 

Рис. 2. Чечевички на стволе дерева

Чечевички — бугорки на одревесневших стеблях растений, через которые также происходит газообмен (рис. 2). Корни осуществляют дыхание через слой поверхностных клеток.

 

Большую роль при в дыхании играют межклетники — пространства между клетками, заполненные воздухом. Они обеспечивают поступление кислорода к каждой клетке растения. 

 

Рис. 3. Опыт, доказывающий дыхание разных органов растений

Любая живая клетка нуждается в энергии, получаемой в процессе дыхания. Поэтому дышат все органы растения. Убедиться в этом нам поможет следующий опыт.

 

Возьмём три прозрачные бесцветные ёмкости с крышками, например банки (рис. 3). В одну поместим набухшие прорастающие семена пшеницы, гороха или другого растения. Во вторую банку поместим несколько корнеплодов свёклы или моркови, предварительно выдержав их в воде 2–3 дня. Сухие семена и корнеплоды находятся в стадии покоя, поэтому перед опытом нужно вывести их из спящего состояния, активизировав процессы жизнедеятельности водой. В третью ёмкость поместим побег растения с листьями.

 

Ёмкости плотно закроем крышками и оставим в тёмном тёплом месте. На следующий день опустим в каждую банку через отверстие в крышке зажжённую свечу на проволоке. В каждой банке свеча гаснет. Так как горения не происходит, следовательно в банках кислород отсутствует. Растения его израсходовали на процесс дыхания.

 

Вывод: семена, корнеплоды и листья растений дышат, для дыхания они используют кислород. 

 

Доказать, что в банках накопился углекислый газ, выделяемый растениями в процессе дыхания, можно, поставив в ёмкости стаканы с известковой водой. Известно, что при контакте с углекислым газом известковая вода мутнеет.

 

В процессе фотосинтеза в солнечный день зелёные растения выделяют кислорода в 10–20 раз больше, чем поглощают его при дыхании. В этом заключается глобальная роль зелёных растений в формировании атмосферы Земли.


Контрольные вопросы

  1. Что такое дыхание?
  2. Как дыхание связано с фотосинтезом?
  3. Что общего между дыханием и горением?
  4. Какие органы растений дышат?


Выводы

Дыхание — процесс окисления органических веществ, приводящий к их распаду и высвобождению энергии. В процессе дыхания растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Дышат все органы растений. Растения не имеют специальных органов для дыхания. В дыхании принимают участие устьица, чечевички, клетки корня. Дыхание и фотосинтез тесно связаны между собой.

Предыдущий урок
Воздушное питание. Фотосинтез
Растения и грибы
Следующий урок
Семя
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Словообразование глаголов

    Русский язык

  • Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Британия и Ирландия в раннее Средневековье

    История

  • Человек в группе

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке