Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Растения в искусстве

Растения и грибы

20.04.2024
5787
0

Растения в искусстве

 

План урока

  • История появления растений в искусстве
  • Растения в ландшафтном дизайне и архитектуре
  • Растения в живописи

Цели урока

  • знать роль растений в искусстве: флористике, живописи и садово-парковой архитектуре
  • уметь давать характеристику роли растений в жизни человека, осознавать эстетическую роль растений, приводить примеры использования человеком растений в живописи

 

Растения всегда привлекали человека своей красотой и пленили ароматом. Мы испытываем эстетическое удовольствие при созерцании цветущих лугов, нарядных клумб, благоустроенных парков и скверов. Люди издавна используют растения для украшения домов и храмов, для изготовления потрясающих парфюмов, праздничных букетов. Цветы вдохновляют художников, поэтов, музыкантов и скульпторов на создания шедевральных произведений искусства, которыми в настоящее время восхищаемся и мы.

 

История появления растений в искусстве

 

Первые упоминания о растениях как о символах красоты относятся 

к V тысячелетию до нашей эры. В древних письменных источниках и элементах архитектуры Вавилона и Ассирии были обнаружены изображения розы, а позднее и в Европе, на острове Крит.

 

Рис. 1. Венки в Древней Греции

Во многих странах Древнего мира роза являлась символом любви и силы духа, её вручали выдающимся личностям, например воинам и полководцам за военные заслуги. Такая награда особенно широко была распространена на территории Древней Греции и Древнего Рима. Также в Древней Греции были популярны цветочные композиции в виде венков (рис. 1), букеты появились значительно позже, в конце XVIII века.

 

Флористика — профессия, в которой специалисты занимаются созданием цветочных композиций, используя знания о сочетаемости цветов, текстур и форм. Для этого необходимы знания ботаники и дизайна.

 

Рис. 2. Ландшафтный дизайн приусадебного участка

Существует направление в дизайне, называемое ландшафтным , призванное благоустраивать и озеленять жилые территории. Данная отрасль развивается на стыке ботаники, архитектуры и истории.

 

Растения издавна используются для создания неповторимых садово-парковых композиций. Так, в городе Фивы Древнего Египта был обнаружен парк царицы Хатшепсут и сад, построенный Хора Рамзесом III.

 

Рис. 3. Сад Версаль во Франции

Также в историю вошли сады Семирамиды, которые позже стали одним из чудес света.

 

До наших дней во Франции сохранились многие сады XVI−XVIII вв., например, Версаль (рис. 3) и Трианон.

 

Один из самых известных садов в России — Летний сад в Санкт-Петербурге — был построен при Петре I, на данный момент ему более 300 лет (рис. 4).


 

Рис. 4. Летний сад в Санкт-Петербурге

Современные декоративные растения имеют большое видовое разнообразие. Их насчитывается сотни сортов. Они по многим признакам отличаются от своих древних предков, например, размером листьев, цветами и ароматами.

 

Растения в живописи

 

Рис. 5. Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478 г.

Многие художники восхищались красотой растений и поэтому хотели увековечить их на своих картинах.

 

Например, на картине Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» сама Мадонна держит цветок крестоцвета, который является символом распятия (рис. 5).

 

Позже, в XVII−XVIII вв., начинает развиваться отрасль в живописи, называемая натюрмортом , что дословно переводится с французского языка как «мёртвая природа».

 

Рис. 6. Клод Моне «Цветы и фрукты», 1869 г.

На натюрмортах часто изображались цветы и фрукты в различных вазах и чашах. Часто именно цветы являлись основой всей композиции (рис. 6, 7). Несмотря на различные техники написания картин их объединяет именно природа, послужившая вдохновением.

 

Не только цветы задевали души живописцев, но и природные ландшафты. Тенденция к написанию пейзажей возникла в конце XVIII века.

 

Так, на картине И. И. Шишкина «Сосновый бор», написанной в 1885 году, изображены величественные сосны, возвышающиеся над берегом каменистого ручья. Рассматривая это полотно, так и хочется отдохнуть под тенью пышных сосен.

 

Рис. 7. Ван Гог «Ваза с олеандрами», 1888 г.

В XIX веке прославились своими работами художники-пейзажисты А. К. Саврасов («Распутица»), И. И. Левитан («Март»), В. Д. Поленов («Золотая осень»), М. К. Клодт («Дубовая роща») и многие другие.

 

В настоящее время с их работами мы можем познакомиться, посетив Русский музей в Санкт Петербурге и Третьяковскую галерею в Москве.

 

Художников всегда вдохновляла красота родной природы, они старались передать её неповторимость, очарование и естественность. В своих работах они делятся любовью к родному краю и природе в целом.


Контрольные вопросы

  1. Какое значение имел цветок розы в Древней Греции?
  2. Чем занимаются флористы?
  3. Как дословно переводится с французского слово «натюрморт»?
  4. Какие художники-пейзажисты вам известны?


Выводы

Растения вдохновляли людей на создание произведений искусства с древнейших времён. Человек использует растения во флористике, ландшафтном дизайне, садово-парковой архитектуре, живописи и в других направлениях искусства.

Предыдущий урок
Классы цветковых
Растения и грибы
Следующий урок
Растительные сообщества
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Н.С.Лесков. «Левша». Жанр сказа. Cюжет, герои, язык произведения

    Литература

  • Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Часть 1: личные местоимения, возвратное местоимение, притяжательные местоимения

    Русский язык

  • Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке