Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Воздушное питание. Фотосинтез

Растения и грибы

28.03.2024
4772
0

Воздушное питание. Фотосинтез

 

План урока

  • Процесс фотосинтеза
  • Опыты, выявляющие необходимые условия для фотосинтеза
  • Значение фотосинтеза

Цели урока

  • знать определение фотосинтеза, механизмы фотосинтеза и его значение
  • уметь сравнивать процессы почвенного и воздушного питания, объяснять роль зелёных растений в жизни Земли, формулировать выводы

Разминка

  • Какие вам известны органические вещества?
  • Какое внутреннее строение имеет лист?
  • Почему листья растений имеют зелёную окраску?

 

Зелёные растения нас окружают повсюду. И днём и ночью в них протекают процессы почвенного и воздушного питания. В процессе почвенного питания растения получают необходимые им минеральные вещества. Воздушное питание обеспечивает растения органическими веществами, например глюкозой. Органические вещества растения синтезируют самостоятельно. 

 

Какой же процесс обеспечивает растениям такие волшебные превращения?

 

Процесс фотосинтеза


Растения синтезируют органические вещества самостоятельно, используя для этого воду, неорганические вещества и солнечный свет. Этот процесс называется фотосинтез


Рис. 1. Хлоропласты

Способность к фотосинтезу является важнейшим свойством зелёных растений. В клетках листа находятся органоиды — хлоропласты (рис. 1).

 

На поверхности хлоропластов есть специальные пигменты, например, хлорофилл . Эти молекулы способны поглощать солнечный свет, необходимый для фотосинтеза. Также в кожице листа имеются устьица , через которые происходит газообмен. В процессе фотосинтеза в лист через устьица из атмосферы поступает углекислый газ , а выделяется кислород , который является побочным продуктом этого процесса.

Рис. 2. Опыт Д. Пристли

Первые опыты по фотосинтезу были проведены Джозефом Пристли в XVIII в. В его опытах мышь, накрытая стеклянным колпаком, погибала, тогда как мышь, помещённая вместе с веткой мяты в те же условия, оставалась живой. Д. Пристли установил, что растения способны «исправлять» воздух, т. к. используют для питания вещества из воздуха. Однако то, что это «исправление» воздуха происходит лишь на свету, ускользнуло от внимания Д. Пристли в его первых опытах (рис. 2). 

 

Опыты, выявляющие необходимые условия для фотосинтеза

 

Опыт 1. На один из листьев комнатного растения, например герани, прикрепим с двух сторон плотную чёрную бумагу, не пропускающую свет. На ней вырежем любую фигуру, например треугольник (рис. 3). Выдержим растение 2–3 дня в полной темноте для того, чтобы органические вещества, имеющиеся в тканях листа, полностью израсходовались. Выставим растение герани на солнечный свет на сутки. После этого срежем опытный лист, снимем с него трафарет и прокипятим лист в воде 2–3 минуты, затем опустим в горячий спирт. После кипячения лист обесцветится, так как эта процедура разрушает хлорофилл. Нанесем йод на поверхность листа и обнаружим, что треугольник, который находился на свету окрасится в тёмно-синий цвет. Данная реакция доказывает наличие в листе крахмала, который образуется на свету, так как крахмал при взаимодействии с йодом синеет.

Рис. 3. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету в листьях

 

Вывод: на свету в зелёных частях растениях образуется крахмал.

 

Рис. 4. Хлорофитум хохлатый

Опыт 2. Некоторые растения имеют листья с белыми полосками или окаймлением. Проделаем первый опыт с растением хлорофитума хохлатого, имеющего белые полосы на листе (рис. 4). Нанесение йода на лист после кипячения не меняет окраску белых полос на синий цвет. Значит, в них не образуется на свету крахмал, потому что в белых частях листа нет хлорофилла. 

 

Вывод: для образования органических веществ необходим хлорофилл. 

 

Опыт 3. Для этого опыта комнатное растение выдерживают в абсолютной темноте 2–3 суток. Затем один лист помещают в колбу, в которую налита известковая вода, и плотно закрывают горлышко колбы ватным тампоном (рис. 5). Известно, что известковая вода поглощает углекислый газ. Выдержим растение на свету примерно сутки. После этого проверим наличие крахмала в листе, предварительно прокипятив его в воде 2–3 минуты и поместив в горячий спирт. Реакции на йод не будет, т. е. лист не посинеет, значит крахмал не образовался.

Рис. 5. Опыт, доказывающий участие углекислого газа в образовании крахмала

Вывод: для образования крахмала необходим углекислый газ.

 

Опыт 4. Водное растение элодею поместим в стеклянную воронку и опустим в сосуд с водой. На кончик воронки наденем пробирку с водой и поместим растение на солнечный свет (рис. 6). То же самое проделаем с другим растением элодеи и оставим его в темноте. Через некоторое время в пробирке, которая была на свету, мы сможем наблюдать пузырьки газа. Когда газ вытеснит из пробирки воду, осторожно снимем её и опустим туда тлеющую лучину — она вспыхнет. Это свидетельствует о наличии в пробирке кислорода, т. к. он поддерживает горение. Если опустить лучину в пробирку с растением, находящимся в темноте, горения наблюдаться не будет.

 

Рис. 6. Опыт, доказывающий выделение кислорода на свету растениями

Вывод: кислород выделяется растениями только на свету.

 

 

Значение фотосинтеза

 

Растения, используя солнечную энергию в процессе фотосинтеза, образуют органические вещества, которые в дальнейшем используют сами, а также передают органические вещества другим живым организмам по пищевым цепям. Таким образом, растения обеспечивают все другие живые существа энергией, полученной ими от Солнца.

 

Залежи полезных ископаемых растительного происхождения, такие как нефть, газ, каменный уголь, хранят по сей день энергию Солнца, которая достигла Земли миллионы лет назад. Сжигая топливо, эта энергия выделяется в виде тепла и света, что человек использует в своей хозяйственной деятельности.

 

В процессе фотосинтеза растения поглощают большое количество углекислого газа, поэтому его содержание в атмосфере остаётся примерно на одном уровне. Выделяемый зелёными растениями в процессе фотосинтеза кислород используется живыми организмами для дыхания и, соответственно, для получения энергии.


Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается почвенное питание от воздушного?

2. Что такое фотосинтез?

3. Какие условия необходимы растениям для протекания процесса фотосинтеза?

4. В чём биологическое значение фотосинтеза?


Выводы

Фотосинтез — процесс образования органических веществ в растениях с использованием неорганических веществ и солнечного света. Для фотосинтеза необходимо наличие света, углекислого газа и хлорофилла в листьях. В процессе фотосинтеза растениями выделяется кислород. Фотосинтез имеет большое значение в жизни планеты.

Предыдущий урок
Классы цветковых
Растения и грибы
Следующий урок
Минеральное питание растений
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Что изучает география? Введение

    География

  • Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская боярская республика

    История

  • Диаграммы

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке