Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Условия произрастания. Видоизменения корня

Растения и грибы

Условия произрастания. Видоизменения корня

 

План урока

  • Условия произрастания
  • Видоизменения корней

Цели урока

  • знать видоизменения корней и их функции; понятия: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, корни-подпорки, корни-прицепки, дыхательные корни, корни-присоски
  • уметь объяснять видоизменения корней в зависимости от условий произрастания

 

Растения, произрастающие в разных условиях среды, вынуждены к ним приспосабливаться. Это отражается на внешнем и внутреннем строении всех органов растения. Корни не исключение: они также могут видоизменяться и, помимо основных функций, выполнять ряд дополнительных, с которыми вы и познакомитесь.

 

Рис. 1. Корневая система ежовника безлистного Рис. 1. Корневая система ежовника безлистного

Условия произрастания

 

Условия произрастания растений влияют на их внешнее и внутреннее строение. Глубина проникновения корня в почву также зависит от окружающей среды. В условиях вечной мерзлоты корни растений не могут проникать глубоко в почву, а расположены у её поверхности. Сами же растения низкорослы, часто с искривлёнными побегами. Так, например, у карликовой берёзы, произрастающей в тундре, корни достигают всего 20 см глубины.

 

В условиях пустыни корни засухоустойчивых растений могут проникать на глубину до 15 м, например, у ежовника безлистного (рис. 1). Это связано с глубоким залеганием грунтовых вод.

 

Видоизменения корней

 

Корень в жизни растения выполняет очень важные функции. Он удерживает растение в почве, обеспечивает поступление минеральных веществ из почвы в растение. В процессе приспособления к условиям среды обитания корни у некоторых растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. Выделяют несколько видоизменений корней:

 

Рис. 2. Корнеплоды Рис. 2. Корнеплоды

1. Корнеплод — видоизменения главного корня и нижней части стебля для накопления запаса питательных веществ (морковь, свёкла, репа, редис, редька) (рис. 2).

 

Рис. 3. Батат Рис. 3. Батат

2. Корневые клубни, или шишки  — видоизменения придаточных и боковых корней (батат, георгин, маниок), служат для запаса питательных веществ и вегетативного размножения (рис. 3).

 

Рис. 4. Петров крест Рис. 4. Петров крест

3. Корни-присоски  — видоизменение придаточных корней у растений-паразитов для проникновения внутрь корня растения-хозяина (Петров крест, повилика, заразиха) (рис. 4).

 

Рис. 5. Плющ Рис. 5. Плющ

4. Корни-прицепки  видоизменение придаточных корней, служат для прикрепления к опоре (плющ). Так растения выносят листья к свету (рис. 5).

 

Рис. 6. Баньян Рис. 6. Баньян

5. Корни-подпорки необходимы для дополнительного укрепления растений (баньян) (рис. 6). В Индии существует баньяновая роща площадью 1,5 га, созданная одним растением.

 

Рис. 7. Орхидея Рис. 7. Орхидея

6. Воздушные корни  обеспечивают поглощение влаги из атмосферы и атмосферных осадков. Характерны для растений влажных тропических лесов (орхидеи) (рис. 7).

 

Рис. 8. Болотный кипарис Рис. 8. Болотный кипарис

7. Дыхательные корни  служат для дыхания корней у растений, произрастающих в переувлажнённых местах, где корни плохо обеспечиваются кислородом (ивы, болотный кипарис) (рис. 8).


Контрольные вопросы

  1. Чем обусловлена большая длина корней у растений в пустыне?
  2. С чем связаны видоизменения корней?
  3. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?


Выводы

Условия произрастания сказываются на морфологии растений, в том числе на строении корня и его функциях, поэтому зачастую корень выполняет ряд дополнительных функций.

Предыдущий урок
Соцветия
Растения и грибы
Следующий урок
Многообразие побегов
Растения и грибы
  • Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Часть 1: личные местоимения, возвратное местоимение, притяжательные местоимения

    Русский язык

  • Словообразование имен существительных

    Русский язык

  • Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке