Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

Русская литература XX века

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»

План урока

  • Слово об А.И. Куприна
  • История создания рассказа
  • Тематика и проблематика произведения
  • Характеристика персонажей

Цели урока

  • Знать биографию А.И. Куприна, особенности жанра «рождественского рассказа»
  • Уметь анализировать текст художественного произведения

Разминка

  • Какие произведения про Новый год и Рождество вы читали?
  • Вспомните, что такое «прототип»?

 

Слово об А.И. Куприне

Рис. 1. А.И. Куприн. Фото 1907.

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

 

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье небогатого мелкого чиновника. В 1871 году отец Александра умер, и семья вынуждена была переехать в Москву и поселиться во Вдовьем доме. 

 

В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в Московской Разумовской школе. В 1880 году он продолжил обучение во Второй Московской военной гимназии, а с 1887 года зачислен в Александровское военное училище. Во время обучения А.И. Куприн начал писать. В это время были созданы «На переломе (Кадеты)», «Юнкера», «Последний дебют».

 

В 1890 году А.И. Куприн в чине подпоручика начал службу в 46-м Днепровском пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

 

Короткие рассказы А.И. Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Любовь в творчестве писателя наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

 

Писатель не принял политику военного коммунизма, из-за чего был вынужден эмигрировать во Францию. В Россию А.И. Куприн вернётся только через 17 лет.

 

После тяжёлой болезни писатель умирает 25 августа 1938 года.

 

Литературовед О.Н. Михайлов так отмечал особенности таланта А.И. Куприна: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: «добрый талант». Все произведения искусства пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».

 

А.И. Куприн особенно остро ощущал необходимость чуткого отношения к людям, которые в силу обстоятельств оказались в тяжелых жизненных условиях, поскольку он сам в детстве и юности испытал на себе нехватку доброго отношения, сочувствия и поддержки.


  1. Какое образование получил А.И. Куприн?
  2. На какие темы писал свои произведения А.И. Куприн?
  3. Какая повесть принесла писателю известность?


История создания рассказа

Рис. 2. Г. Мазурин. Иллюстрация к рассказу АИ. Куприна «Чудесный доктор».

Рассказ «Чудесный доктор» был написан А.И. Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. 

 

Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, – заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

 

В 1897 году Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю о докторе Николае Ивановиче Пирогове, который помог его семье, когда он был ребенком. У родителей банкира не хватало денег, чтобы накормить и согреть детей холодной зимой, и они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной комнате. Их положение ухудшилось, когда заболела младшая сестра рассказчика. Его родители в отчаянии обращались за помощью к богатым людям, но нигде не получали помощи. Когда глава семейства уже собирался покончить с собой, он неожиданно встретил доктора, который вылечил девочку, и помог семье встать на ноги.

 

Эта история послужила основой для рассказа «Чудесный доктор», в котором автор раскрывает тему служения людям. Для Куприна было необходимо подчеркнуть правдивость истории, поэтому рассказ он начал так: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь».

 

Рассказ «Чудесный доктор» был впервые напечатан в рождественском номере газеты «Киевское слово» в 1897 году. Произведению присущи черты, характерные жанру святочного или рождественского рассказа.


Рождественский (святочный) рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера, в котором действие, как правило, происходит накануне Рождества. Часто цель святочного рассказа – напомнить читателям о тех, кто беден и нуждается в сочувствии и помощи. Нередко в таких произведениях беднякам помогает волшебная сила.

 

Н.С. Лесков в одном из своих рассказов писал: «от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль... и, наконец — чтобы он оканчивался непременно весело».


Тематика и проблематика произведения

 

В своем произведении автор поднимает тему сострадания, человечности и милосердия. Благодаря этим прекрасным качествам мир вокруг можно сделать гораздо лучше и добрее.

 

Смысл названия «Чудесный доктор» заключается в том, что для отчаявшейся семьи Мерцаловых настоящим чудом оказывается помощь доктора, его доброта и чуткость.

 

Основная мысль произведения: любой человек может совершить чудо. Необходимо лишь не проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощи, ведь даже маленький добрый поступок может спасти чью-то жизнь или сделать ее намного лучше. Каждый человек должен приложить все усилия, для того чтобы в мире стало больше добра.

 

Характеристика персонажей

Рис. 3. Г. Мазурин. Иллюстрация к рассказу АИ. Куприна «Чудесный доктор».

Главные герои рассказа – Мерцалов и доктор Пирогов. Мерцалов – глава семьи, который оказался в непростой жизненной ситуации.

 

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым.

 

Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству.

 

При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства.

 

Для него имело значение лишь одно – помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.


Контрольные вопросы

 

  1. Докажите, что произведение «Чудесный доктор» – рождественский рассказ.
  2. Какая основная мысль и тема рассказа?
  3. Какое «чудо» совершил доктор Пирогов?


Предыдущий урок
А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 2
Русская литература XX века
Следующий урок
В.М.Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Атмосферные осадки

    География

  • Наибольший общий делитель

    Математика

  • Употребление прописных букв

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке