- Слово о Ф.А. Искандере
- Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Знать биографию Ф.А. Искандера, характеристику главных героев произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Уметь анализировать текст художественного произведения
- Кто такой Геракл?
- В каких произведениях вы уже встречались с образом учителя?
Слово о Ф.А. Искандере
Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016)
Фазиль Абдулович Искандер родился весной 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению – перса. Красоты и людей малой родины Искандер воспел в рассказах «Сандро из Чегема». В браке появились дочь Гюли и сыновья Фазиль и Фири. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Фазиль Искандер больше никогда отца не видел.
Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Среднюю школу Ф.А. Искандер закончил с золотой медалью. Поступил в Московский библиотечный институт, затем перевелся в Литературный институт. Окончив институт, работал журналистом в газетах Брянска и Курска. В начале своей писательской жизни Ф.А. Искандер писал стихи. Первые его книги – это сборники стихотворений «Горные тропы», «Доброта земли», «3еленый дождь», «Дети Черноморья», «Молодость моря». В 1966 году выходит в свет сборник рассказов Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Произведения писателя - во многом иллюстрация его собственной биографии, поэтому Ф.А. Искандер не писал мемуаров.
- Какие факты биографии Ф.А. Искандера показались вам наиболее интересными?
- Почему Ф.А. Искандер не писал автобиографии?
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Рассказ написан в 1956 году. Повествование ведется от первого лица – школьника, который боится учителя и, не выполнив домашнее задание, попытался сорвать урок. Опытный учитель разгадывает план своего ученика.
Название – фраза учителя, произнесенная им после совершения им «героического поступка». Геракл – великий древнегреческий герой. Он был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Геракл обладал нечеловеческой силой и был вынужден совершить 12 подвигов, чтобы покинуть службу у царя Эврисфея.
По сюжету, в новом учебном году в школе рассказчика появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.
Однажды ученик 5 «Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5 «А» классу, а в 5 «Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5 «А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.
Несмотря на все ухищрения главного героя, его всё равно вызывают к доске, но с задачей он не справляется. «Подвиг» героя-повествователя совершён не из храбрости, а из трусости. Спустя годы герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

Харлампий Диогенович не только учил своему предмету, но и расширял их кругозор, рассказывая древние мифы. Учитель не ругал и не наказывал своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей, но высмеивал их: «Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный».
Учитель преподносит ученикам сразу несколько уроков. Первый: обман – не лучший способ скрыть свой проступок, лучше честно признаться и постараться исправить свою ошибку. Мальчик хоть и поступил храбро, но целью его поступка было уйти от ответственности. Учитель, заметив это, помог школьнику осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.
Второй: необходимо серьезно и ответственно подходить к тому, что ты делаешь, ведь невыполнение каких-либо задач может привести к неприятным последствиям. Герой пришел к важному для себя выводу: «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое».
Третий: нужно уметь смеяться над собой. Автор говорит о необходимости самоиронии: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого».
Таким образом, Харлампий Диогенович «закалял… лукавые детские души и приучал… относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
- Почему рассказ называется «Тринадцатый подвиг Геракла»?
- Какие уроки можно вынести из произведения? Полезны ли эти уроки для вас?
Рассказы Ф.А. Искандера о детях обращены одновременно и к юным, и ко взрослым читателям. Подростки любят его рассказы, потому что герои произведений испытывают те же чувства, те же радости и горести. А взрослые находят в них свежий, давно забытый взгляд на мир, где нет ни компромиссов, ни мучительных сомнений.
Контрольные вопросы
- Актуален ли рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.А. Искандера сегодня? Почему?
- Можно ли считать Харлампия Диогеновича хорошим учителем? Почему?
- Слово о Ф.А. Искандере
- Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Знать биографию Ф.А. Искандера, характеристику главных героев произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Уметь анализировать текст художественного произведения
- Кто такой Геракл?
- В каких произведениях вы уже встречались с образом учителя?
Слово о Ф.А. Искандере
Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016)
Фазиль Абдулович Искандер родился весной 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению – перса. Красоты и людей малой родины Искандер воспел в рассказах «Сандро из Чегема». В браке появились дочь Гюли и сыновья Фазиль и Фири. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Фазиль Искандер больше никогда отца не видел.
Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Среднюю школу Ф.А. Искандер закончил с золотой медалью. Поступил в Московский библиотечный институт, затем перевелся в Литературный институт. Окончив институт, работал журналистом в газетах Брянска и Курска. В начале своей писательской жизни Ф.А. Искандер писал стихи. Первые его книги – это сборники стихотворений «Горные тропы», «Доброта земли», «3еленый дождь», «Дети Черноморья», «Молодость моря». В 1966 году выходит в свет сборник рассказов Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Произведения писателя - во многом иллюстрация его собственной биографии, поэтому Ф.А. Искандер не писал мемуаров.
- Какие факты биографии Ф.А. Искандера показались вам наиболее интересными?
- Почему Ф.А. Искандер не писал автобиографии?
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Рассказ написан в 1956 году. Повествование ведется от первого лица – школьника, который боится учителя и, не выполнив домашнее задание, попытался сорвать урок. Опытный учитель разгадывает план своего ученика.
Название – фраза учителя, произнесенная им после совершения им «героического поступка». Геракл – великий древнегреческий герой. Он был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Геракл обладал нечеловеческой силой и был вынужден совершить 12 подвигов, чтобы покинуть службу у царя Эврисфея.
По сюжету, в новом учебном году в школе рассказчика появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.
Однажды ученик 5 «Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5 «А» классу, а в 5 «Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5 «А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.
Несмотря на все ухищрения главного героя, его всё равно вызывают к доске, но с задачей он не справляется. «Подвиг» героя-повествователя совершён не из храбрости, а из трусости. Спустя годы герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

Харлампий Диогенович не только учил своему предмету, но и расширял их кругозор, рассказывая древние мифы. Учитель не ругал и не наказывал своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей, но высмеивал их: «Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный».
Учитель преподносит ученикам сразу несколько уроков. Первый: обман – не лучший способ скрыть свой проступок, лучше честно признаться и постараться исправить свою ошибку. Мальчик хоть и поступил храбро, но целью его поступка было уйти от ответственности. Учитель, заметив это, помог школьнику осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.
Второй: необходимо серьезно и ответственно подходить к тому, что ты делаешь, ведь невыполнение каких-либо задач может привести к неприятным последствиям. Герой пришел к важному для себя выводу: «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое».
Третий: нужно уметь смеяться над собой. Автор говорит о необходимости самоиронии: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого».
Таким образом, Харлампий Диогенович «закалял… лукавые детские души и приучал… относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
- Почему рассказ называется «Тринадцатый подвиг Геракла»?
- Какие уроки можно вынести из произведения? Полезны ли эти уроки для вас?
Рассказы Ф.А. Искандера о детях обращены одновременно и к юным, и ко взрослым читателям. Подростки любят его рассказы, потому что герои произведений испытывают те же чувства, те же радости и горести. А взрослые находят в них свежий, давно забытый взгляд на мир, где нет ни компромиссов, ни мучительных сомнений.
Контрольные вопросы
- Актуален ли рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.А. Искандера сегодня? Почему?
- Можно ли считать Харлампия Диогеновича хорошим учителем? Почему?