Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы

Лексика и фразеология

18.01.2025
2999
0

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Цели урока

  • повторим знания о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об устаревших и заимствованных словах
  • будем развивать умение различать синонимы, антонимы и омонимы
  • научимся объяснять смысл некоторых фразеологизмов


Прочитайте высказывание русского учёного В. И. Даля и постарайтесь объяснить его.

 

«Слово — исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить…»


Речь — это исключительная, необыкновенная способность, которой обладает только человек. В слове связаны мысли и чувства, а в русском языке они связаны крепкими узами.

 

Лексическое значение слова — это то, что оно обозначает.


Рассмотрите рисунки. Что их объединяет?


Вспомните!

 

Многозначные слова — это слова, имеющие несколько значений.

 

Мышка — животное. Мышка — прибор для управления курсором в компьютере. Слово «мышка» имеет несколько значений, оно многозначное.


Прочитайте предложения, найдите в нём многозначное слово.

 

Петя помог бабушке донести до дома тяжёлую сумку.

Сегодня у меня был тяжёлый день.


Вспомните!

 

В этих предложениях есть многозначное слово «тяжёлый». Но в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.


Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые на них изображены. При названии каких предметов вы испытали затруднение?


Вы без труда назвали предметы под номерами 2, 5 и 6 — это стиральная машина, утюг и пылесос, так как с ними хорошо знакомы. Наверное, назвать остальные предметы вам было трудно, так как вы с ними не встречались: 1 — кубышка, 3 — треуголка, 4 — жаровня. Это устаревшие слова.

 

Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.


Подумайте, что объединяет слова «шофёр» и «библиотека».


Запомните!

 

Во-первых, это слова с непроверяемым безударным гласным, то есть словарные слова. 

Во-вторых, эти слова пришли в русский язык из других языков. Слово «шофёр» — из французского языка, слово «библиотека» — из греческого. Такие слова называются заимствованными.

 

Заимствованные слова — это слова, вошедшие в русский язык из другого языка.


Посмотрите на картинки и определите, о каких группах слов можно по ним узнать.


Вспомните!

 

Слова «бегемот» и «гиппопотам» одинаковы по значению, но различны по звучанию. Это синонимы.

 

Слова «злой» и «добрый» противоположны по значению. Значит, это антонимы.

 

Два слова «ключ» различаются по значению, но одинаковы по звучанию, это омонимы.

 

Синонимы, антонимы и омонимы — это слова чаще всего одной и той же части речи.


Рассмотрите картинку и объясните значение фразеологизма «из кожи вон лезть».


Запомните!

 

Этот фразеологизм означает очень сильно стараться что-нибудь сделать.

 

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов.



Упражнение 1


Определите, какое лексическое значение может иметь слово «море». Раскрасьте карточки с верными записями. Составьте и запишите в тетрадь предложение, употребив слово «море» в переносном значении.


Упражнение 2

 

Обведите устаревшие слова в синюю рамочку, заимствованные слова — в зелёную.


Упражнение 3

 

Прочитайте пословицы. Выпишите антонимы и синонимы.  

 

Ученье — свет, неученье — тьма.

Приятелей много, а друга нет.

Не спеши языком, торопись делом.

Старый друг лучше новых двух.


Упражнение 4

 

Соотнесите фразеологизмы и их значения. Поставьте стрелки.


Всё ли в изученной теме вам было понятно? Раскрасьте нужный смайлик.


Ответы

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

 

Антонимы: ученье — неученье, свет тьма, старый — новый, не спеши — торопись. 

Синонимы: приятель — друг.

 

Упражнение 4


Предыдущий урок
Текст. План текста. Типы текстов
Текст
Следующий урок
I и II спряжение глаголов в настоящем, простом и сложном будущем временах
Морфология
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Распорядок дня. Present Simple - Настоящее простое время (утверждения и отрицания)

    Английский язык

  • Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы

    Русский язык

  • Мир глазами астронома

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке