- уточнить представление о тексте
- научиться распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты-рассуждения, составлять план текста
Прочитайте. Подумайте, можно ли назвать данные предложения текстом. В качестве подсказки воспользуйся схемой, расположенной ниже.
Наступили зимние каникулы.
Пушистый снег укрыл тропинки и дорожки. Ударил сильный мороз. Водоёмы покрылись льдом. Мальчишки мчатся по гладкому льду. Потом они играют в снежки.
Ребята рады зиме и каникулам!
Вспомните!

Данные предложения являются текстом. Он состоит из семи предложений. Тема этих предложений — наступление зимы. Основная мысль этого текста: ребята рады зиме. Его можно озаглавить: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние каникулы».
Перечитайте текст ещё раз. Определите его тип.
Типы текста

К тексту можно поставить вопрос «что произошло?». Его цель — сообщить о наступлении зимы, рассказать о зимних забавах. Значит, это текст-повествование.
Определите, из скольких частей состоит текст. Вспомните, как они называются. Составьте план текста.
Вспомните!

Текст состоит из трёх частей: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
1. Зимние каникулы.
2. Забавы детей зимой.
3. Ребята рады!

Упражнение 1
Прочитайте заглавия текстов. Определите по заглавию, к какому типу относятся тексты. Напишите в пустом прямоугольнике нужную букву: П. — текст-повествование, О. — текст-описание, Р. — текст-рассуждение.

Упражнение 2
Прочитай текст. Составь его план и запиши в тетрадь. Выпиши в тетрадь основную мысль этого текста.
Осень в лесу
Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни.
Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковер листьев шуршит под ногами.
Как красив осенний лес!
Раскрасьте цветки с умениями и навыками, которые вы хорошо освоили на этом уроке.

Упражнение 1

Упражнение 2
План текста
- Пришла осень.
- Осень в лесу.
- Красив осенний лес!
Основная мысль
Как красив осенний лес!