Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Место животных в природе и жизни человека

Животные

26.04.2024
2855
0

Место животных в природе и жизни человека

План урока

  1. Среда обитания и местообитание животных
  2. Взаимодействие животных друг с другом
  3. Значение животных в природе
  4. Животные и человек

Цели урока

  • знать основные понятия темы: среда обитания, местообитание, хищничество, квартирантство, конкуренция, симбиоз, паразитизм, нейтрализм
  • уметь описывать приспособления организмов к конкретной среде обитания, объяснять функции каждого приспособления
  • знать значение животных в природе и для человека

Разминка

  • Какие среды обитания вы знаете?
  • Как среда обитания влияет на образ жизни и внешний вид животного?

 

Среда обитания и местообитание животных

 

Животных можно встретить практически повсеместно: они умеют летать в воздушных просторах, плавают в глубинах моря, ползают, ходят, бегают и прыгают по земле, роют ходы и норы в почве, некоторые даже приспособились жить внутри других организмов. Каждый вид занимает своё место на Земле и живёт в определённой среде обитания, к условиям которой приспосабливается в течение жизни.


Среда обитания — это все условия окружающей среды, которые могут влиять на организм: климатические, географические, экологические, другие организмы, деятельность человека.


В биологии выделяют 4 среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

 

Рис. 1. Осьминог

Водная среда обитания предполагает наличие высокой влажности, низкое содержание кислорода, большое влияние давления на глубине и небольшие перепады температур. Существуют полностью водные организмы, например рыбы, и те животные, которые находятся в воде некоторое время, например водоплавающие птицы.

Рис. 2. Водомерка

Наземно-воздушная среда богата кислородом в низинах и бедна в высокогорьях, насыщена солнечным светом. В ней присутствуют разные осадки, бывают резкие перепады температур и давления, налетают ветра и метели. В этой среде живут птицы и многочисленные наземные животные.

Почвенная среда бедна кислородом. Для живущих в почве животных важен химический состав почвы и её механическая структура (солончаки, песчаные, глинистые, чернозём), насыщенность водой, водными парами и давление.

 

Организменная среда влияет на живущих в ней животных своим особенным химическим составом и теми условиями, которые характерны для каждого вида. Организменной средой считаются и перья птицы, в которой поселились пухоеды, и кора дерева, в которой живут древоточцы, и мышцы или печень животного, в котором могут поселиться паразитические черви.

 

Кроме среды обитания выделяют также местообитание животных, так как в одной среде может быть несколько различных природных зон с разными условиями. Как уже было сказано раньше, в организме животные могут поселиться и на поверхности, и внутри. В водной среде есть осьминоги, живущие на дне океанов, а есть водомерки, снующие по поверхности.


Местообитание  — это конкретная территория, место, на котором обитает каждый вид животного.


У каждого организма есть свои приспособления для той среды обитания и конкретного местообитания, в котором он находится.

 

У паразитических червей это очень плотные покровные оболочки для защиты от пищеварительных соков животных и различные присоски и крючки для удержания в организме. 

 

Рис. 3. Голубой ара

У наземных животных есть приспособления для дыхания атмосферным кислородом, защитные покровы от погодных условий и перепадов температуры в виде плотной кожи или шерсти, специальные приспособления в зависимости от особенностей питания и передвижения. Например у лазающих по деревьям ленивцев есть крепкие когти, а у попугаев, питающихся орехами, — мощный крупный клюв.

У зверей и птиц, живущих в умеренном климате с ярко выраженными сезонами, бывают периоды линьки со сменой перьевого или шерстяного покрова или периоды миграции — перелётные птицы на зиму улетают в более тёплые страны. Это тоже является приспособлениями к среде обитания. 


Упражнение 1

 

Рассмотрите рис. 3. Определите, в какой среде живёт голубой ара. Опишите все приспособления, которые есть у попугая для жизни в этой среде.


Взаимодействие животных друг с другом

 

Животные никогда не находятся в полном одиночестве. В любом месте обитания есть соседи, конкуренты и даже хищники. Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой изучает экология

Рис. 4. Пример хищничества и конкуренции: львы и гиены после охоты на зебру

Среди экологических факторов выделяют биотические — факторы воздействия организмов друг на друга. Также выделяются различные типы взаимоотношений организмов. Рассмотрим несколько основных.

 

Есть отношения «хищник – жертва», когда один организм питается другим, при этом убивая его. Такое взаимодействие называется хищничеством. Эти отношения хорошо известны: гепард охотится на антилопу, волк — на зайца, божья коровка — на тлю.

Довольно часто животные находятся на одной территории и питаются одной пищей. При этом среди них возникает конкуренция — борьба за ресурсы: за пищу, за лучшее место для жизни, за положение в стае. Конкурировать между собой за пищу и территорию могут как животные одной группы, одного вида, так и разных видов. Например, львы и гиены, крысы в норе, воробьи в стае.

Рис. 5. Заяц перед норой

Нередки в природе и примеры квартирантства: когда в одной норе или одном дупле у хозяина «в гостях» спокойно живут другие животные. Так, в норе зайца могут жить ящерицы или лягушки, плести паутину пауки и прятаться от ненастья мыши. Заяц растительноядный, поэтому все его «квартиранты» не боятся быть съеденными.

Рис. 6. Цапли и буйвол

Особенные взаимовыгодные отношения между организмами называются симбиозом, когда каждый организм из пары чем-то полезен и необходим другому. Примером симбиоза животных могут быть отношения египетских цапель и буйволов, чистиков и носорогов: птицы поедают насекомых, которые селятся в избытке на коже и в шерсти этих крупных животных. Для птиц — еда, для буйволов и носорогов — избавление от кусающих и жалящих насекомых.

Рис. 7. Клещ

Есть животные, которые не только живут за счёт другого организма, но наносят вред его здоровью и жизни, — это паразитические черви, живущие в кишечнике, кровососущие насекомые, многочисленные простейшие, приносящие дизентерию, малярию и другие болезни. Такие отношения называются паразитизмом.

Также в природе можно найти организмы, которые, находясь в одном месте обитания (в лесу, в озере, пруду или степи), не взаимодействуют друг с другом напрямую и не делят между собой пищу или территорию. Это лось и заяц, белка и мышь, дождевой червь и личинки жуков, живущие в почве. Такие отношения называются нейтрализмом.


Упражнение 2

 

Определите тип взаимоотношений между приведёнными парами животных:

 

Лисица – домовая мышь, дизентерийная амёба – человек, белка – паук-крестовик, волк – лисица, рыба-клоун – актиния, синица – воробей.


Значение животных в природе

 

Рис. 8. Слоны в саванне

Не только условия окружающей среды влияют на животных. Животные также влияют на природу. Многочисленные стада травоядных: антилопы и жирафы, зебры и слоны в Африке, табуны мустангов в Америке, стада зубров и туров в Евразии при миграции вытаптывают огромные территории, по пути поедая тонны травы. Вытаптывание сказывается на структуре почвы и может привести к снижению роста растений, а обильное поедание травы, наоборот, только стимулирует её рост. 

Многие норные животные улучшают структуру почвы, прорывая в ней ходы и перерабатывая землю, попадающуюся на пути. Белки, клесты и другие плодоядные животные способствуют расселению растений, разбрасывая семена вокруг места питания или забывая о своих запасах. Дятлы выедают из-под древесной коры древоточцев и короедов, спасая деревья от гибели.

Животные и человек

 

Животные издавна были рядом с человеком. Они играют огромную роль в его жизни на протяжении всей истории человечества.

Рис. 9. Пастух

В древности отношения человека и животных были такими же, как и между животными: они конкурировали, охотились друг на друга, занимали одну пещеру или помогали друг другу. Паразиты приносили болезни, которые оставляли людей калеками или убивали их.

 

С развитием человеческой цивилизации животные стали не только пищей. Из их шкур, кожи и костей люди научились делать себе одежду, обувь, орудия труда. Некоторых животных удалось приручить, они стали первыми помощниками человека в охоте и земледелии, в защите дома от хищников и похитителей запасов пищи. Это собаки и лошади, буйволы и козы, кролики и кошки.

В современном мире роль животных для человека остаётся такой же важной. В медицине используют лабораторных животных для исследования работы организма, действия лекарств и лечебных и косметических средств. Из яда змей делают лекарственные препараты. Шкуры, кожа, панцири, раковины и кости до сих пор идут на производство одежды, обуви и аксессуаров. Также продолжают помогать в жизни человека одомашненные животные: молочные и мясные породы скота приносят пищу, специально обученные собаки охраняют не только дом, но и порядок в обществе, лошади используются для перевозки грузов и пассажиров, участвуют в спортивных состязаниях и в охране порядка.

 

Продолжается взаимодействие человека с паразитическими и болезнетворными животными: червями, простейшими, насекомыми и грызунами-вредителями. Но благодаря развитию медицины и технологии человек лучше приспособился к их воздействию.

 

Необходимо помнить, что каждый организм на планете важен для природы и является частью единой системы жизни на Земле. Поэтому даже паразиты не должны оцениваться как «отрицательные» организмы, которые необходимо полностью уничтожать. Каждый организм выполняет свою функцию, без него система может развалиться, как тонкий электронный девайс без нужного соединения, без мельчайшего элемента.


Вопрос для самопроверки 

 

Как животные могут влиять на окружающую их среду? Приведите несколько своих примеров.


Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение основным понятиям темы: среда обитания, местообитание, хищничество, квартирантство, конкуренция, симбиоз, паразитизм, нейтрализм.

2. Приведите примеры каждого типа взаимоотношений животных, изученных на уроке.

3. Какое значение имеют животные в природе?

4. Как человек использует животных в быту и в хозяйственной деятельности?


Ответы

Упражнение 1

 

Голубой ара живёт в наземно-воздушной среде обитания. Для полёта и управления им у него есть крупные сильные крылья и хвост, обтекаемое тело, для ориентирования — хорошее зрение, для питания орехами и крупными плодами — твёрдый и крепкий крупный клюв.

 

Упражнение 2

 

Лисица – домовая мышь — хищничество

Дизентерийная амёба – человек — паразитизм

Белка – паук-крестовик — квартирантство

Волк – лисица — конкуренция

Рыба-клоун – актиния — симбиоз

Синица – воробей — нейтрализм


Предыдущий урок
Жгутиконосцы. Корненожки
Животные
Следующий урок
Роль животных в природных сообществах
Животные
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Прямая и отрезок

    Геометрия

  • Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

    География

  • Статистические характеристики

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке