Конспект урока: Основные этапы развития животного мира на Земле

20.04.2024

Основные этапы развития животного мира на Земле

1. Что такое эволюция?
  2. Доказательства эволюции.
  3. Роль живых организмов в круговороте веществ.

• знать основные этапы развития жизни на Земле
  • уметь выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов
  • понимать роль изменений условий среды в эволюции животных

• Какие среды жизни вам известны?
  • Вспомните строение и представителей жгутиковых.
  • В каком направлении, по вашему мнению, идёт развитие животного мира на Земле?

Что такое эволюция?

Рис. 1. Чарльз Дарвин

Люди уже давно задаются вопросом, каким образом на нашей планете возникло такое многообразие животных. Ответ на этот вопрос в 1859 году дал английский учёный естествоиспытатель Ч. Дарвин (рис. 1), разработав теорию эволюции органического мира. Он первым объяснил, что в борьбе за существование «выживают не самые сильные виды и не самые разумные. А выживают те, кто лучше других приспосабливается к переменам».

Основной вклад в науку эволюционного учения Дарвина состоит в том, что в нём доказательно показан механизм постепенных эволюционных изменений.

Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава клеток организмов, формированием адаптаций, видообразованием или вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Доказательства эволюции

Рис. 2. Археоптерикс (компьютерная реконструкция)

Долгое время учёные собирали факты, доказывающие эволюционные изменения живых организмов на нашей планете. Учёным удалось доказать, что современные животные — это лишь небольшая часть из огромного видового множества, что некогда существовало на нашей планете.

Палеонтологи до сих пор находят останки вымерших животных. Изучая их, они обнаружили, что некоторые виды сочетали в строении признаки животных разных систематических групп, то есть занимали промежуточное положение между ними. Например, археоптерикс — животное, которое имеет признаки рептилий и птиц (рис. 2).

Рис. 3. Скелет земноводного, птицы, млекопитающих

Изменение животного мира подтверждает и сравнительная анатомия. Так, при сравнении внешнего и внутреннего строения разных видов животных было обнаружено, что имеется ряд сходств. Например, у позвоночных скелет состоит из черепа, позвоночника, поясов конечностей и самих свободных конечностей (рис. 3).

Рис. 4. Эмбрионы позвоночных

Эмбриология, наука о зародышевом развитии животных, выявила поразительное сходство зародышей на ранних этапах развития. Например, зародыши млекопитающих на ранних этапах развития имеют зачатки жаберных щелей, в точности как у зародышей рыб (рис. 4).

[/img]

Основные этапы развития животного мира на Земле

Рис. 5. Представители жгутиковых

Первыми животными организмами на Земле были древние одноклеточные, которые дали начало современным саркожгутиковым, инфузориям и споровикам.

Колониальные формы древних жгутиковых (рис. 5) дали начало первым многоклеточным животным (рис. 6).

Рис. 6. Губки

Они имели простое строение, тело состояло из двух слоёв (наружного и внутреннего). Многоклеточные животные получили ряд преимуществ перед одноклеточными. Их клетки обрели специализацию в зависимости от выполняемых функций. Как следствие, усложнилось строения тела, увеличились размеры. Возникла способность к регенерации (восстановлению целостности повреждённых и утраченных частей тела).

Рис. 7. Дно доисторического моря

Дальнейшее развитие животного мира связано с появлением от древних кишечнополостных животных первых червей с телом, имеющим двустороннюю симметрию (рис. 7). Эти животные были похожи на современных плоских червей.

Перечислите представителей типов Кишечнополостные и Плоские черви.

В процессе исторического развития у червей возникла мускулатура, которая обеспечила более быстрое и совершенное передвижение, и промежуточная ткань (паренхима), формирующая внутреннюю среду организма, обеспечивая тем самым более совершенный обмен веществ. К таким животным относятся представители типов Плоские и Круглые черви.

Рис. 8. Животный и растительный мир примерно 540 миллионов лет тому назад

Следующий этап в эволюционном развитии животного мира связан с появлением животных, имеющих вторичную полость тела, в которой располагаются внутренние органы. Эта полость имеет стенку, состоящую из слоя клеток. У вторичнополостных животных впервые появилась кровеносная система, более совершенные органы выделения и сложноорганизованная нервная система.

От Кольчатых червей произошли представители типа Членистоногие (представители классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые) (рис. 8).

Какие особенности строения имеют представители типа Членистоногое?

Рис. 9. Ихтиостега

Позднее появилась более молодая группа животных, к которой относятся и современные позвоночные.

Хордовые животные в ходе исторического развития приобрели внутренний скелет, нервную трубку, развитую мускулатуру, усложнённую кровеносную и выделительную системы. Самые примитивные древние Хордовые были похожи на современных ланцетников и стали предками рыб.

Рис. 10. Древние пресмыкающиеся

Древние рыбы дали начало наземным позвоночным животным: сначала древним земноводным (рис. 9), а позже древним пресмыкающимся. Древние пресмыкающиеся широко расселились на Земле (рис. 10). От них в дальнейшем произошли первые древние млекопитающие и птицы.

1. Дайте определение термину эволюция. Кто является основоположником эволюционной теории?
  2. Приведите научные доказательства эволюции.
  3. Какие первые одноклеточные и многоклеточные животные появились на Земле?
  4. В каком направлении идет эволюция многоклеточных?

Многообразие рыб. Значение рыб