Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек и млекопитающие

Животные

26.04.2024
3188
0

Человек и млекопитающие

План урока

  • Одомашнивание животных
  • Млекопитающие — переносчики опасных заболеваний
  • Охрана млекопитающих

Цели урока

  • знать значение млекопитающих в природе и в хозяйственной деятельности человека
  • знать основные заболевания, передающиеся от млекопитающих
  • знать меры борьбы с грызунами как главными переносчиками смертельных заболеваний
  • понимать важность соблюдения мер по охране животных

Вступление

Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведём себя с животными.

 

Современный американский писатель Чак Паланик

 

Значение млекопитающих для человеческого общества весьма разнообразно. Это определяется, с одной стороны, обилием и разнообразием видов зверей, 

с другой — разнообразием хозяйственной деятельности человека. В целом класс Млекопитающих представляет огромное природное богатство, заслуживающее бережного отношения.

 

Одомашнивание животных 

 

Одомашнивание диких животных, наравне с окультуриванием полезных человеку растений, имело огромное значение в развитии человеческого общества. Созданные человеком новые породы домашних животных и сорта культурных растений явились новыми важными средствами производства, продуктов питания и сырья для изготовления одежды, обуви и других предметов.


Одомашнивание — это процесс приручения диких животных с последующим разведением для нужд человека. 


Приручать (делать ручными) можно представителей многих видов, но домашними становятся лишь те из них, кто прожил в неволе на протяжении нескольких поколений. И созданная человеком среда обитания для таких животных за долгие годы стала естественной и даже необходимой. На генетическом уровне у животных выработалась покорность, привязанность и даже преданность людям. 

Рис. 1. Генеалогическое древо собак

Одомашнивание диких животных началось приблизительно 10–15 тыс. лет назад, когда люди стали приручать диких волков. С годами приручённые волки были одомашнены и впоследствии стали домашними собаками (рис. 1). 

 

Рис. 2. Молочный завод

Следующими были одомашнены овцы и свиньи, а немного позже и козы. Возможность разводить скот повлияла на переход человека к оседлому образу жизни.

 

Одомашненные животные используются человеком в качестве помощников при охоте и охранников, для борьбы с вредителями и для передвижения, а также как источник пищи и сырья (рис. 2). 

Рис. 3. Собака-поводырь

Представители одомашненных видов иногда выступают в декоративной роли. 

 

Нередко четвероногие и пернатые задействованы в серьёзной работе: помощь полиции, спасение и обслуживание людей (рис. 3). 

 

Животных также используют и в науке: при исследованиях, опытах и испытаниях лекарств.

Млекопитающие — переносчики опасных заболеваний 

 

Любое животное, дикое или домашнее, большое или маленькое, может представлять угрозу для жизни и здоровья человека. Животные могут стать переносчиками разных заболеваний. Опасность представляют те животные, с которыми человек часто соприкасается в процессе хозяйственной деятельности и в быту: сельскохозяйственные и комнатные животные, грызуны, а также дикие животные — объекты охоты. 

 

К основным заболеваниям относятся:

  • заражения паразитическими червями. Заражение происходит, если не мыть руки после общения с животным, также яйца гельминтов выделяются с фекалиями животных и могут быть на шерсти;
  • стригущий лишай — это грибковое заболевание, при котором поражается волосяной покров и воспаляется кожа. Чаще всего поражается кожа на голове и шее, после расчесывания грибок может переходить на другие участки тела;
  • бешенство — инфекционное заболевание, которое поражает центральную нервную систему и ведёт к параличу, а затем к смерти. Вирус-возбудитель чаще всего попадает в кровь со слюной во время укуса заражённого животного;
  • сибирская язва — остро протекающее лихорадочное заболевание домашних и диких животных, а также человека. Возбудитель болезни очень устойчив во внешней среде и может распространяться с водой, почвой, продукцией животного происхождения. Заражение людей происходит при снятии и обработке шкуры больного животного, рубке мяса и т. д., при вдыхании возбудителя, через ранения кожи рук, лица и других открытых частей тела, а также через кровососущих насекомых.

Рис. 4. Порча запасов зерна на складе

Наиболее часто переносчиками опасных инфекций являются грызуны. 

 

Больше 60 видов грызунов образовывают очаги инфекционных болезней, некоторые из них смертельны для человека и домашних животных. Кроме того, грызуны причиняют огромный экономический ущерб (рис. 4). 

Рис. 5. Естественные враги грызунов

Поэтому применяется комплекс мер по уничтожению грызунов. Эти мероприятия называются дератизацией. При истреблении грызунов используют три метода дератизации: физический, химический, биологический (рис. 5). 

 

Биологический метод предусматривает использование животных и птиц — естественных врагов грызунов и бактериологических культур, патогенных для грызунов и безопасных для людей. Физический метод сводится к вылавливанию грызунов с помощью тех или иных механических приспособлений. Химический — подразумевает использование различных ядовитых препаратов.

Охрана млекопитающих

Рис. 6. Морская корова

Охрана млекопитающих в настоящее время остроактуальный вопрос, так как за предшествующие столетия уже полностью истреблено более 100 видов. Среди истреблённых такие уникальные животные, как морская корова, бык тур, дикая лошадь тарпан и другие (рис. 6).

 

Во многих странах учёные заняты важной проблемой — сохранением и увеличением численности редких животных, из млекопитающих, в первую очередь, некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана, дикого пятнистого оленя и других. 

Рис. 7. Ирбис, или снежный барс — исчезающий вид

Опыт показывает, что восстановление численности видов вполне реально. Достаточно вспомнить результаты, которых удалось добиться при восстановлении численности поголовья сайгака, лося, соболя. Для этого создают особо охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники.

 

Первым заповедником, который был открыт на территории Российской Федерации, принято считать Баргузинский государственный природный заповедник.

 

Первый заповедник в России был создан для того, чтобы остановить вымирание соболя, а также более детально изучить этого представителя животного царства. 

 

Резкое сокращение популяции соболя было вызвано тем, что отстрел этих животных не контролировался. Очень значительную часть вносимых в казну государства денег составлял эксперт пушнины, в связи с этим животное, некогда заселявшее огромные территории от Сахалина до Приуралья, практически пропало в некоторых районах нашей страны. Создание закона, запрещавшего охоту на данный вид животного, должно было сильно ударить по экономике страны, но всё же такой закон был подготовлен и принят. Данное событие ознаменовало начало становления охраны окружающей среды в России. Был проделан колоссальный труд, прежде чем беспрепятственный отлов животных прекратился.

 

 На данный момент на территории нашей страны существует около ста заповедных зон и около сорока национальных парков, что в процентном соотношении с общей площадью нашей страны занимает около двух процентов.

 

Для сохранения животных существуют Красные книги: Международные Красные книги, Красная книга России, Красные книги регионов России. На территории России действует Закон об охране и использовании животных мира. В соответствии с этим законом животный мир нашей страны считается государственной собственностью, то есть достоянием всего народа. Закон требует разумного и гуманного отношения к животным. А статься конституции России гласит: «граждане России обязаны беречь природу и охранять её богатство».  


Контрольные вопросы

  1. Какое значение играет одомашнивание животных в развитии человека?
  2. Что такое одомашнивание животных? Какие виды животных были одомашнены первыми?
  3. Переносчиками каких заболеваний могут быть млекопитающие?
  4. Какие меры борьбы с грызунами существуют?
  5. Для чего на законодательном уровне необходима охрана животных?
  6. Какие особо охраняемые территории вы знаете? Для чего их создают?


Предыдущий урок
Образ жизни и строение моллюска
Животные
Следующий урок
Классификация млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Сумчатые
Животные
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

    Физика

  • Персональный компьютер

    Информатика

  • Р. Брэдбери. «Каникулы»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке