Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Жгутиконосцы. Корненожки

Животные

Жгутиконосцы. Корненожки

План урока

  1. Жгутиконосцы. Строение и образ жизни;
  2. Многообразие жгутиконосцев;
  3. Корненожки (Саркодовые). Строение и образ жизни;
  4. Многообразие саркодовых. Жгутиконосцы. Строение и образ жизни;
  5. Многообразие жгутиконосцев;
  6. Корненожки (Саркодовые). Строение и образ жизни;
  7. Многообразие саркодовых.

Цели урока

  • Знать основные признаки Жгутиконосцев и Саркодовых (Корненожек);
  • Знать представителей Жгутиконосцев и Саркодовых;
  • Уметь описывать строение организма простейшего.

Разминка

  • Какие органоиды характерны для всех простейших?
  • Какие органоиды движения могут быть у простейших?

 

Жгутиконосцы. Строение и образ жизни

 

Простейшие на Земле представлены множеством видов. Их подразделяют на несколько классов. Некоторые классы названы и определены по способу движения организмов. Так, простейшие, передвигающиеся при помощи жгутиков, отнесены к классу Жгутиконосцев (Жгутиковых). Среди них есть организмы с одним-двумя жгутиками, а есть и с несколькими десятками жгутиков, которые двигаются винтообразно, как пропеллер, сообщая организму направление движения.

Рис. 1. Жгутиконосцы: А) лямблия, Б) эвглена зелёная, В) хламидомонада Рис. 1. Жгутиконосцы: А) лямблия, Б) эвглена зелёная, В) хламидомонада

Но не все жгутиконосцы относятся к животным. Среди них есть те, которые питаются за счёт фотосинтеза, как растения. У этих организмов есть хроматофор или хлоропласты. Например, у эвглены зелёной и у зелёной одноклеточной водоросли хламидомонады (см. рис. 1Б и 1В). Хламидомонаду рассматривают ботаники, так как у неё больше признаков растений, а эвглена зелёная отличается тем, что может питаться и путём фотосинтеза – автотрофно, и поглощая питательные вещества через мембрану клетки при пониженной освещённости – гетеротрофно. Такой способ питания был назван миксотрофным. Поэтому эвглену не относят ни к царству растений, ни к царству животных.

Рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев на примере эвглены зелёной (см. рис. 1Б). У неё, как и у всех простейших, есть мембрана, через которую эвглена получает необходимый для дыхания кислород и питательные вещества при недостатке солнечного света (8), ядро – хранитель наследственной информации (5) и цитоплазма, в которой происходят все процессы транспорта и обмена веществ и содержатся органоиды (7). Как и у всех жгутиковых есть жгутик (2) для передвижения, он также служит для подведения питательных веществ ближе к мембране (1). Сократительная вакуоль (3) способствует выведению ненужных отработанных веществ, а крахмальные зёрна (6) представляют собой запас питательных веществ. Хроматофор эвглены (4) представлен в виде объёмных телец и занимается фотосинтезом, снабжая организм простейшего питанием при достаточном освещении.

 

Размножается эвглена зелёная бесполым путём – при помощи продольного деления надвое. При этом жгутик не делится, а переходит одной из двух новых клеток. А вторая эвглена образует жгутик заново. В неблагоприятных условиях эвглена образует цисту, замедляет процессы жизнедеятельности. При этом у неё исчезает жгутик, так как в цисте организм находится без движения.

 

Многообразие жгутиконосцев

 

Все автотрофные жгутиковые – обитатели водоёмов. Они питаются за счёт фотосинтеза. Среди них большая часть деленных одноклеточных водорослей. Но есть и животные: ночесветка, панцирный цератиум. Есть гетеротрофные жгутиконосцы – симбионты кишечника животных. Они помогают перевариванию пищи другим организмам. Например, спиротрихонимфа и колонимфа. Большая часть гетеротрофных жгутиконосцев – это возбудители опасных заболеваний: лямблии (см. рис. 1А) и трихомонас паразитируют в кишечнике человека, трипаносомы вызывают сонную болезнь и передаются через укус насекомого-переносчика. Есть жгутиконосцы, паразитирующие в тканях растений.


Упражнение 1

 

Рассмотрите изображённую на рисунке 1В хламидомонаду. Найдите у неё признаки жгутиконосцев, опишите их.


Корненожки (Саркодовые). Строение и образ жизни

Рис. 2. Строение амёбы обыкновенной Рис. 2. Строение амёбы обыкновенной

Класс Корненожек назван так по особенному способу передвижения этих простейших: они выпячивают свою пластичную мембрану в определённую сторону при помощи движения цитоплазмы. Таким образом, получается несколько ложноножек – псевдоподий, в которые при продолжении движения перетекает весь одноклеточный организм. Поэтому у корненожек нет постоянной формы тела, они похожи на слайм, постоянно меняющий свою форму. Самым типичным представителем корненожек является амёба обыкновенная (Рис. 2).

У амёбы есть все органоиды, характерные для простейших. Ложноножки участвуют не только в движении, но и в питании: ими она захватывает более мелких простейших или мельчайшие частички пищи. При слиянии ложноножек образуется небольшой пузырёк, в который заключена пища. Амёба обволакивает его со всех сторон. Так образуется пищеварительная вакуоль, в которой начинается переработка пищи. Сократительная вакуоль помогает выделить наружу через мембрану переработанные вещества.

 

Размножается амёба только бесполым путём – делением надвое. Раздражимость этого организма проявляется в способности ощущать освещённость, которую амёбы плохо переносят, и изменения химического состава воды. Эти факторы приводят амёбу в движение – она перемещается в более благоприятные условия. 

 

При высокой или очень низкой температуре, при засухе амёба так же, как и эвглена, образует цисту. В таком состоянии простейшие могут пережидать неблагоприятные условия долгие годы. Цисты очень лёгкие и просто переносятся ветром, иногда на дальние расстояния. Так происходит расселение амёб. Как только циста попадает в более благоприятную среду, оболочка цисты разрушается и организм выходит из неё, продолжая активную жизнедеятельность.

 

Многообразие саркодовых

 

Рис. 3. Саркодовые: А) радиоза, Б) раковинная амёба, В) дизентерийная амёба, Г) радиолярия, Д) фораминифера Рис. 3. Саркодовые: А) радиоза, Б) раковинная амёба, В) дизентерийная амёба, Г) радиолярия, Д) фораминифера

Не все корненожки не имеют защитных покровов кроме клеточной мембраны, как амёба обыкновенная. Существуют простейшие, покрытые раковиной или ажурным, почти кружевным скелетом – это раковинные амёбы, фораминиферы и радиолярии. Они сыграли огромную роль в образовании слоя известняков литосферы в древности, когда после массовой гибели их раковины и «панцири» покрыли дно древнего океана.

 

Среди саркодовых есть и болезнетворные виды, например, дизентерийная амёба – возбудитель дизентерии, ротовая амёба, обитающая в зубном налёте и полостях больных кариесом зубов. Также есть симбиотические виды, не возбуждающие воспаления или болезни, например, кишечная амёба – симбионт кишечника человека.


Упражнение 2

 

Рассмотрите изображённых на рисунке 3 радиозу и раковинную амёбу. Найдите у них признаки корненожек, опишите их.


Контрольные вопросы:

 

1. Какие признаки характерны для жгутиконосцев?

2. Назовите представителей жгутиконосцев.

3. По каким признакам можно определить корненожек?

4. В чём особенность питания корненожек? Опишите на примере амёбы обыкновенной.


Ответы

Упражнение 1

 

У хламидомонады в клетке есть все органоиды, характерные для простейших: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Но главным отличительным признаком жгутиконосцев являются жгутики – органоиды движения. У хламидомонады их два.

 

Упражнение 2

 

Радиоза и раковинная амёба, как и все корненожки, имеют ложноножки, появляющиеся в разных местах в результате выростов клеточной мембраны. У радиозы они растянуты в виде острых лучей, а у раковинной амёбы они расположены под раковиной и имеют более округлую форму.


Образ жизни и строение инфузорий. Строение простейших

Животные

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика