Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Что изучает зоология? Строение тела животного

Животные

19.04.2024
3357
0

Что изучает зоология? Строение тела животного

План урока

  1. Зоология — наука о животных.
  2. Систематика животных.
  3. Клетки и ткани животных.
  4. Отличительные черты животных.

Цели урока

  • знать основные категории классификации и систематики животных: таксон, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид
  • знать основные признаки животной клетки и основные ткани животных
  • знать отличительные признаки животных от организмов других царств на клеточном и организменном уровнях
  • уметь описывать животное на основе его внешних признаков, находить характерные признаки животных

Историческая справка

Человек с глубокой древности занимался изучением и приручением животных, жил с ними рядом. От кого-то защищался, кого-то использовал в пищу, кого-то приручал. Из наблюдений и опытов выросла наука о животных — зоология

 

Название это произошло из греческого языка, в котором zoon означает «животное» и logos — «учение», «наука». Начало этой науке как отдельному разделу биологии, как науке именно о животных положил ещё в глубокой древности           в IV веке до нашей эры древнегреческий учёный Аристотель. Он рассказал о 452 видах известных в то время животных и описал их в своих исследовательских трудах «История животных», «О возникновении животных», «О частях животных».

 

Зоология — наука о животных

 

Зоология — это один из множества разделов науки биологии, который занимается изучением животных. Исследует всё многообразие животных и особенности их жизнедеятельности и мест обитания.


Зоология — это раздел биологии, наука о животных, изучающая их происхождение, особенности строения, жизнедеятельности, развития, места обитания, всё многообразие животных и их значение в природе и для человека.


Рис. 1. Насекомые, рыбы и птицы

Зоология, являясь наукой, также имеет свои разделы, в которых более углублённо изучаются отдельные категории и виды животных. У каждого из разделов есть собственное название. 

Например, энтомология изучает насекомых, ихтиология — рыб, а орнитология — птиц. И в каждом таком разделе есть свои научные понятия, законы и правила.


Упражнение 1

 

Найдите по учебнику или используя дополнительные ресурсы ответ на вопрос: каких животных изучают приведённые ниже разделы зоологии? 

 

Протозоология, гельминтология, арахнология, герпетология, батрахология.


Систематика животных

 

Современные учёные предполагают, что на Земле существует несколько миллионов видов животных. Не все из них открыты, не все ещё изучены.

 

Для удобства изучения и описания животных учёные пользуются методами классификации и систематики — методами упорядочивания организмов по признакам и распределения на группы. В биологии классификация и систематика выделены в отдельные науки.


Систематика  — это раздел биологии, который занимается построением единой системы всего живого мира на основе расположения групп организмов (таксонов) в определённом порядке и в зависимости друг от друга, применяя метод классификации.

 

Классификация  — это метод систематики и наука, которая распределяет организмы по группам в зависимости от их свойств и особенностей, определяет общее и находит различия, выявляет родственные связи.


Первой научной классификацией животных была классификация шведского учёного Карла Линнея (1707–1778), который в своём труде «Система природы» не только описал многие виды растений и животных, но и ввёл несколько основных систематических таксонов: вид, род, семейство, отряд, класс. Также очень важным его вкладом в развитие систематики было введение бинарной номенклатуры (двойных названий) для названий видов организмов, принципом которой пользуются все биологи и в современной науке: тигр уссурийский, волк красный, лягушка древесная.

 

Французский учёный Жан-Батист Ламарк (1744–1829) усовершенствовал систематику Карла Линнея, более глубоко изучив животных, особенно беспозвоночных. Он выделил 14 классов животных и построил систематику на основе усложнения строения животных, взяв за основу классификации кровеносную и нервную системы.

 

Современная систематика простого уровня выглядит как стройная система соподчинённых таксонов от царства до вида: царство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид. Но в систематику могут быть введены и промежуточные таксоны: под- и надклассы, под- и надотряды и т. д.

Рис. 2. Амурский тигр

Рассмотрим такую систему животных на примере амурского тигра:

 

Царство: Животные                                  

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Хищные

Семейство: Кошачьи

Род: Тигр

Вид: Тигр амурский

 

Для бенгальского или малайского тигра классификация останется такой же вплоть до рода, изменится только название вида, а для их родственника — гепарда — также изменится и название рода: Гепард. Чем дальше родственные связи, тем больше отличий в признаках и меньше одинаковых таксонов в классификации животных.


Упражнение 2

 

На основе сравнения систематики приведённых ниже организмов сделайте вывод о том, какие из них более родственны и почему.

Рис. 3. Бурый медведь

Царство: Животные                                                                                                                                

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Хищные

Семейство: Медвежьи

Род: Медведи

Вид: Медведь бурый

Рис. 4. Обыкновенная лисица

Царство: Животные                                                                                                                                  

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Хищные

Семейство: Псовые

Род: Лисицы

Вид: Лисица обыкновенная

Рис. 5. Обыкновенный песец

Царство: Животные                                                                                                                                  

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Хищные

Семейство: Псовые

Род: Песец

Вид: Песец обыкновенный


Клетки и ткани животных

 

Каждый организм животного состоит из клеток. Клетка животного отличается от клетки растения. Если при рассматривании клетки под микроскопом мы не будем знать заранее, какому организму эта клетка принадлежит, мы сможем по основным признакам узнать клетку животного.

 

Рис. 6. Клетка животного

Как и у клеток растений и грибов, в животной есть основные органоиды и структуры: ядро, цитоплазма, мембрана. Но есть отличия. Животные не производят для себя питательные вещества при помощи фотосинтеза, а питаются уже готовыми веществами или другими организмами, поэтому в клетке нет хлоропластов и других пластид. Нет клеточной стенки — только одна пластичная мембрана. Многие животные находятся в воде или могут найти источник воды, поэтому в клетке животного мы не увидим множества вакуолей с клеточным соком или одну центральную вакуоль.

Сходные по строению и работе в организме клетки объединяются в ткани. Как и у растений, у животных есть свои группы тканей по строению и выполняемым функциям.


Ткань — группа клеток, сходных по происхождению, строению, выполняемым функциям, объединённая в единую структуру.


Различают 4 типа тканей животных: нервную, мышечную, соединительную и эпителиальную.

 

Нервная ткань  управляет всей работой организма: всех органов, тканей и клеток. Она состоит из нервных клеток — нейронов. 

 

Мышечные ткани  служат для перемещения в пространстве, для движения и поворота частей тела, для поддержания позы и для работы сердечно-сосудистой системы. Из мышечных волокон состоят скелетные мышцы и сердце. 

 

Соединительные ткани  защищают организм, переносят и запасают питательные и необходимые вещества, выводят ненужные. Это кровь, лимфа, хрящевые и соединительные волокнистые ткани.

 

Эпителиальная ткань  защищает организм от повреждений в целом и отдельные органы внутри и снаружи: покрывает тело и выстилает внутренние полости.

 

Все органы и ткани каждого многоклеточного животного представляют собой целостную биологическую систему, работающую слаженно и под единым управлением нервной системы.

 

Отличительные черты животных

 

Животные относятся к органическому миру Земли. И, как и другие организмы — бактерии, растения, грибы, — имеют общие для всего живого мира признаки: растут и развиваются, размножаются и гибнут, питаются, дышат, двигаются, осуществляют связь с окружающим миром через обмен веществ и энергии.

 

Но у представителей царства животных есть свои отличия. Способ питания гетеротрофный: животные питаются готовыми веществами или другими организмами. Движение активное: животные не только передвигают части тела, могут изменить позу, но и активно перемещаются в пространстве: бегают, прыгают, плавают, летают. Рост ограниченный: животные растут только в начале жизни, у них всегда есть предел роста. Строение у животных другое — есть не только отдельные органы и ткани, но и системы органов, осуществляющие единые процессы жизнедеятельности: кровеносная система, нервная, опорно-двигательная и другие.


Упражнение 3

 

Соотнесите описание признака живого организма с его названием.

 

Признаки живого

Описания признаков

а) рост

1. Активное перемещение в пространстве

б) развитие

2. Изменение строения и жизнедеятельности организма в течение жизни

в) размножение

3. Поглощение питательных веществ

г) питание

4. Изменение размеров организма

д) движение

5. Создание себе подобных организмов


Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение зоологии как науки.

2. Перечислите основные таксоны систематики животных.

3. Какие группы тканей есть у животных? Каковы их функции?

4. По каким признакам животные отличаются от растений?


Ответы

Упражнение 1

 

Протозоология — наука о простейших организмах.

Гельминтология — наука о червях.

Арахнология — наука о пауках.

Герпетология — наука о пресмыкающихся: змеях и ящерицах.

Батрахология — наука о земноводных: лягушках, жабах, тритонах.

 

Упражнение 2

 

Более родственными являются лисица обыкновенная и песец обыкновенный, так как они относятся к одному семейству — Псовые. А медведь бурый стоит дальше от них по систематике, так как с лисицей и песцом у него один отряд — Хищные, но разные семейства.

 

Упражнение 3

 

а) — 4, б) — 2, в) — 5, г) — 3, д) — 1

Рост — изменение размеров организма.

Развитие — изменение строения и жизнедеятельности организма в течение жизни.

Размножение — создание себе подобных организмов.

Питание — поглощение питательных веществ.

Движение — активное перемещение в пространстве.


Предыдущий урок
Размножение и развитие птиц. Значение птиц
Животные
Следующий урок
Общая характеристика простейших
Животные
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Деепричастный оборот

    Русский язык

  • Образ жизни и строение инфузорий. Строение простейших

    Биология

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке