Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Многообразие и значение кишечнополостных

Животные

24.04.2024
2487
0

Многообразие и значение кишечнополостных

План урока

  1. Класс Гидроидные.
  2. Класс Сцифоидные медузы.
  3. Класс Коралловые полипы.
  4. Значение кишечноплостных.

Цели урока

  • знать основные понятия темы: гидроидные, сцифоидные, медуза, полип, личинка, планула
  • знать основные признаки представителей трёх классов Кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы
  • уметь описывать, сравнивать, приводить примеры представителей каждого из изученных классов
  • знать значение кишечнополостных в природе и для человека: роль в природе, приносимую пользу, возможный вред жизни и здоровью

Введение

Тип Кишечнополостные подразделяется на три класса: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы.

 

Класс Гидроидные

 

Представители класса Гидроидные в большинстве обитают в морях и ведут прикреплённый образ жизни в форме полипа. Это поколение гидроидных считается преобладающим, имеет большую продолжительность жизни и более крупные размеры по сравнению с поколением медуз. Морские полипы имеют плотную защитную оболочку, которая не даёт свободно перемещаться, как это умеют гидры. Гидры существуют только в форме полипа. 

Рис. 1. Жизненный цикл Гидроидных

Гидроидные полипы могут образовывать колонии. Колония образуется в результате почкования, когда дочерняя особь не отделяется от материнской, а продолжает свою жизнь на родительской особи. У них сохраняется единая кишечная полость, но образуются отдельные ротовые отверстия и новые щупальца. Редко на полипах образуются почки, из которых развиваются медузы — свободно плавающее поколение гидроидных.

Медузы небольшие, их жизнь сравнительно недолгая. Они одиночки, колонии не образуют, свободно плавают в толще воды и с помощью океанских течений могут преодолевать огромные расстояния, расселяясь по просторам океанов. Медузы — раздельнополые животные, размножаются половым путём: образующиеся в мужских особях сперматозоиды оплодотворяют образующиеся в женских особях яйцеклетки. В результате слияния гамет образуется зигота, из которой развивается свободно плавающая личинка, покрытая многочисленными ресничками — планула. Через некоторое время личинка оседает на дно, прикрепляется и развивается как полип.

 

Многие виды гидроидных в жизненном цикле имеют обе формы: полипа и медузы. Такая смена форм называется чередованием поколений.


Вопросы для самопроверки

  1. По рисунку 1 опишите жизненный цикл гидроидных полипов.
  2. Объясните, какая из жизненных форм гидроидных полипов размножается половым способом, какая — бесполым.


Класс Сцифоидные медузы

 

Рис. 2. Португальский кораблик

У представителей класса Сцифоидных, как это видно из названия, преобладающей жизненной формой является поколение медуз. Они населяют всё морское пространство от полярных морей до южной части Мирового океана. В отличие от Гидроидных, Сцифоидные медузы имеют более сложное строение, многообразие внешних форм, размеров и расцветок. Есть даже такие медузы, у которых нет щупалец, например корнерот, или медуза в форме паруса — португальский кораблик. 

Рис. 3. Жизненный цикл сцифоидных

Медузы тоже раздельнополые, размножаются путём образования половых клеток и оплодотворения. Развивающиеся из прикрепившейся к поверхности личинки полипы не почкуются, а поперечно делятся, образуя как бы стопку фрагментов, каждый из которых может превратиться в медузу. Так происходит чередование поколений у организмов этого класса.

 

Сцифоидные медузы могут принести большие повреждения и ожоги, иногда смертельные, так как их стрекательные клетки снабжены не только зацепками, гарпунами и жалами, но и ядом, действующим на кожу, парализующим нервную систему, сердце.


Вопросы для самопроверки

  1. По рисунку 3 опишите жизненный цикл сцифоидных медуз.
  2. Какие признаки отличают полип от медузы?


Класс Коралловые полипы

 

Рис. 4. Анемон

Класс Коралловые полипы представляет собой самый многочисленный в типе Кишечнополостных. У представителей этого класса только одна жизненная форма — полип. Есть одиночные полипы: актинии и анемоны, которые похожи больше на цветы, чем на животных. 

Рис. 5. Колония коралловых полипов

Также есть много колониальных полипов, которые предпочитают жить в тропических морях. Они умеют образовывать из морской воды твёрдый и прочный известковый скелет, защищающий их от хищников и неблагоприятных условий. Такой скелет образуется для всей колонии и полипы в нём живут, как добрые соседи в многоквартирном доме. И новые этажи в нём поднимаются на скелете отмерших кораллов. Огромные колонии полипов образуют коралловые атоллы и рифы.

Значение кишечнополостных

 

Рис. 6. Коралловый риф

Для колоний коралловых полипов характерна средообразующая деятельность: распространение колоний привело к появлению рифов и атоллов, например Большого Барьерного рифа у берегов Австралии. Рифы не только отгораживают прибрежное пространство, защищая побережье от больших волн и штормов, но и становятся местом обитания огромного количества водорослей и животных: рыб, моллюсков, ракообразных. Благодаря кораллам вырастают пещеры и укрытия, площадки и туннели, в которых очень разные животные и растения могут найти защиту, дом и пищу.

Каждый организм нашей планеты является звеном в цепи питания. Кишечнополостные в большинстве — морские хищники, которые питаются другими животными и регулируют их численность. Пресноводные виды, например гидры, могут питаться как мелкими рачками, так и жгутиконосцами. Но и сами кишечнополостные служат пищей для более крупных хищников.

 

Рис. 7. Бусы из кораллов

Для человека кишечнополостные издавна были поставщиками строительного материала и материала для украшений. Отмершие полипы оставляют после себя скелет, который можно использовать в строительстве. За долгое время он слёживается и образует плотные пласты известняка. Из веточек и кусочков кораллов получаются интересные и красивые бусы, серьги, украшения для дома.

Кишечнополостные могут нести опасность. Они не охотятся на человека, но после прикосновения к ним можно получить чувствительный ожог. 

Рис. 8. Корнерот

Корнероты обжигают кожу, даже не имея щупалец. При такой встрече необходима профессиональная медицинская помощь. При высоком болевом пороге или аллергической реакции есть опасность получить болевой шок, отравление и утонуть в море, если встреча произошла далеко от берега. Есть медузы, прикосновение к которым смертельно. Это морская оса, кубомедуза, крестовичок.


Контрольные вопросы

 

1. Перечислите классы Кишечнополостных, дайте каждому классу краткую общую характеристику.

2. Сравните две жизненные формы кишечнополостных — полип и медузу — по признакам образа жизни, способу размножения и продолжительности жизни.

3. Какое полезное значение имеют разные представители кишечнополостных?

4. Чем могут быть опасны кишечнополостные животным и человеку?


Предыдущий урок
Классификация млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Сумчатые
Животные
Следующий урок
Многообразие моллюсков. Их роль в природе и жизни человека
Животные
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Описание внешности человека

    Русский язык

  • Способ сложения

    Алгебра

  • A blog post. Публикация в блоге

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке