Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Многообразие насекомых. Значение насекомых

Животные

28.03.2024
2834
0

Многообразие насекомых. Значение насекомых

План урока

  1. Вступление
  2. Отряды насекомых
  3. Экология насекомых
  4. Значение насекомых

Цели урока

  • Знать названия отрядов насекомых
  • Знать характерные признаки класса Насекомые
  • Знать пути развития насекомых
  • Уметь работать с таблицами
  • Уметь приводить примеры из жизни

Разминка

  • Почему нельзя делить насекомых на полезных и вредных?

Вступление 

 

Мир насекомых не имеет границ. Эти животные распространены во всех средах жизни. Огромная роль насекомых заключается в том, что эти животные являются важнейшим звеном в круговороте веществ в природе. Знание пищевых цепей насекомых позволяет использовать их для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

 

Как показали специальные расчёты, на нашей планете обитает минимум 108 млрд насекомых. Все виды этого класса активно участвуют в самых разнообразных биологических процессах.

 

Отряды насекомых

 

Класс насекомых делят на 2 крупные группы — первичнобескрылых и крылатых. К первичнобескрылым относят просто организованных насекомых (ногохвостки, камподеи и др.). Они обитают в почве и участвуют в почвообразовании. Их размеры не превышают 1 мм.

 

Крылатые насекомые — высоко специализированная группа. Практически все насекомые этой группы имеют крылья, за исключением паразитов. В этой группе выделяют 14 отрядов.

Рис. 1. Отряды насекомых


Общественные насекомые — это насекомые, которые живут большими колониями, сообща строят гнёзда, вместе добывают корм и обороняются от врагов: муравьи, осы, пчёлы, шмели, термиты.

 

У общественных насекомых хорошо выражен полиморфизм (внешние различия) в зависимости от рода деятельности в семье. Например, у пчёл различают матку, рабочих пчёл и трутней. 

Рис. 2. Разделение ролей в улье пчёл


Экология насекомых

 

Насекомые заняли все среды жизни.

 

 

Среда обитания

Примеры насекомых, обитающих в этой среде

Рисунок 

Наземно-воздушная

В этой среде обитает колоссальное количество видов насекомых. Примеры: бабочки, жуки-листоеды, сверчок

Рис. 3. Муха

Водная

Жук-плавунец, клоп-водомерка, личинки стрекоз

Рис. 4. Жук-плавунец

Почвенная

Медведка, муравьи, личинки майского жука

Рис. 5. Личинка майского жука

Организменная

Блохи, вши, постельные клопы

Рис. 6. Вошь человеческая

 

Значение насекомых

 

Насекомые — звено в цепи питания и круговороте веществ.

 

Рис. 7. Термит

Также выполняют ряд биологических функций в природе. Являются опылителями 1/3 всех цветковых растений на земле. 

 

Другие представители класса, обитающие в почвенной среде, рыхлят землю, что приводит к насыщению кислородом и увлажнению. Насекомые-сапротрофы разрушают останки органических соединений, обогащая почву перегноем.

Рис. 8. Пасека

Человек одомашнил некоторые виды насекомых. Например, медоносная пчела приносит мёд, из прополиса изготавливают лекарственные препараты. 

 

На Востоке разводят тутового шелкопряда, из его коконов производят шёлк. В природе шелкопряд не встречается, потому что в процессе одомашнивания утратил способность к полёту.

Рис. 9. Тутовый шелкопряд, его личинка и кокон

Рис. 10. Жук-наездник

Человек разводит наездников для борьбы с кровяной тлёй, которая является вредителем сельского хозяйства.

 

Широко и отрицательное значение насекомых в природе и в жизни человека. Большое количество насекомых являются вредителями сельского хозяйства. 

Саранча уничтожает посевы культурных растений.

Рис. 11. Тля

Тля объедает листья плодовых деревьев. Многие личинки бабочек пожирают культурные растения. 

 

Многие насекомые являются паразитами животных, человека и даже растений. Чтобы отложить яйца, самке комара необходима кровь животного или человека. 

 

Малярийный комар является переносчиком возбудителя малярии — малярийного плазмодия. 

 

Блохи паразитируют на кожных покровах животных и человека. С укусом блохи человек может заразиться тифом, сальмонеллезом и другими заболеваниями. 

Рядом с человеком живут два вида тараканов — рыжий таракан и чёрный таракан. Питаются эти животные остатками продуктов, клеем, бумагой. Переносчики бактерий, которые приводят в условиях антисанитарии к вспышкам дизентерии, пневмонии.

 

Постельный клоп встречается только в жилищах людей. Питаются кровью людей, высасывая объёмы, которые превышают размеры собственного тела в 2 раза. 


Контрольные вопросы

  1. Приведите примеры насекомых из текста параграфа, которые развиваются с метаморфозом.
  2. Какие насекомые одомашнены человеком?
  3. В чём отличие гусеницы от взрослой особи-бабочки?
  4. Назовите насекомых, которые являются паразитами человека.


Ответы

  1. Тутовый шелкопряд, бабочки, жук-плавунец, муравьи, термиты, медоносная пчела, наездник, блохи, комары.
  2. Медоносная пчела, тутовый шелкопряд.
  3. Гусеница — вредитель сельского хозяйства, питается частями культурных растений. Бабочка питается нектаром.
  4. Блохи, вши, комары.


Предыдущий урок
Многообразие кольчатых червей
Животные
Следующий урок
Класс Паукообразные
Животные
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Первый признак равенства треугольников

    Геометрия

  • Россия при царе Фёдоре Ивановиче. Развитие культуры в XVI в.

    История

  • Употребление причастий и деепричастий в речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке