- вспомним компоненты действия деления
- повторим приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначные
Что такое деление? Как называются компоненты деления?
Деление — это арифметическое действие, обратное умножению. Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Числа, соединённые знаком «:», также называют частным.
Как ноль поделить на число? Как выполнять деление с единицей?
Вспомните!
При делении нуля на число всегда получаем ноль. На ноль делить нельзя.
При делении числа на 1 получаем делимое. При делении числа на то же самое число получаем один.
Как поделить письменно трёхзначное число на однозначное?
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное без промежуточного остатка
- Начинаем делить с сотен. 6 сот. : 2 = 3 сот. Пишем 3 в частном. Остатка нет. Сносим число 8.
- Делим десятки. 8 дес. : 2 = 4 дес. Пишем 4 в частном. Остатка нет. Сносим число 4.
- Делим единицы. 4 ед. : 2 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с промежуточным остатком
Иногда бывает, что сотни, десятки не делятся на делитель без остатка. Например, 8 : 3. В таком случае надо вспомнить деление с остатком.
Сколько раз в 8 уместится 3? Сколько останется?
8 : 3 = 2 (ост. 2)
Помните! Остаток всегда меньше делителя.
- Начинаем делить с сотен. 8 сот. : 3 = 2 сот. Пишем 2 в частном. Узнаём, сколько всего сотен разделили. 2 ∙ 3 = 6. Ищем остаток.
8 − 6 = 2. Проверяем: 2<3. Значит, разделили верно. Сносим число 7 рядом с числом 2. - Делим десятки. У нас осталось 2, да ещё спустили 7. Значит, делим 27 дес. 27 дес. : 3 = 9 дес. Пишем 9 в частном. Остатка нет. Сносим число 6.
- Делим единицы. 6 ед. : 3 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.
Также рассуждаем, когда делим с остатком десятки.
Как поделить письменно 128 : 4? С какого разряда начинать деление?
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с поиском первого неполного делимого
Иногда бывает, что нельзя разделить сотни на число. В этом случае надо искать первое неполное делимое. Раз сотни поделить не можем, то будем делить все десятки.
- Начинаем делить с сотен. 1 сот. : 2 = 0 (ост. 1). Число с нуля не может начинаться. Значит, будем делить все десятки.
- 1 сот. = 10 дес., также есть ещё 2 дес. 10 дес. + 2 дес. = 12 дес. Значит, первое неполное делимое — 12 дес.
- Делим десятки. 12 дес. : 4 = 3 дес. Пишем 3 в частном. Остатка нет. Сносим число 8.
- Делим единицы. 8 ед. : 4 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.
Иногда бывает, что все сотни, десятки числа не делятся на делитель без остатка. В этом случае действуем по предыдущим алгоритмам.
- Начинаем делить с сотен. Сотен 2, их нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни. Ищем первое неполное делимое. 2 сот. и ещё 8 дес. Получаем 28 дес.
- Делим десятки. 28 дес. : 3 = 9 дес. Пишем 9 в частном. Узнаём, сколько всего десятков разделили. 9 ∙ 3 = 27. Ищем остаток.
28 − 27 = 1. Проверяем: 1﹤3. Значит, разделили верно. Сносим число 5 рядом с числом 1. - Делим единицы. 15 ед. : 3 = 5 ед. Пишем 5 в частном. Остаток равен нулю.
Как выполнить деление?
0 : 6
Вспомните!
Если меньшее делим на большее, то получаем в частном ноль, а в остатке - делимое.
а : b = 0 (ост. a), при условии a﹤b
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с нулем в частном
Иногда бывает, что мы делим меньшее число на большее. Целое число с нуля не начинается, а вот десятки и единицы разделить в этом случае можно.
- Начинаем делить с сотен. 3 сот. : 3 = 1 сот. Пишем в частном 1. Остатка нет. Сносим 2.
- Делим десятки. 2 дес. : 3 = 0 дес. Пишем в частном 0. Узнаём, сколько всего десятков разделили. 3 ∙ 0 = 0. Ищем остаток. 2 - 0 = 2. Проверяем: 2﹤3. Значит, разделили верно. Сносим число 4 рядом с числом 2.
- Делим единицы. 24 ед. : 3 = 8 ед. Пишем 8 в частном. Остаток равен нулю.
Упражнение 1
Выполните деление.
Упражнение 2
Решите задачу. Запишите решение, пояснение и ответ.
Три коробки конфет стоят 384 рубля. Сколько стоит одна коробка конфет?
Упражнение 3
Узнайте, какие номера у домов, и впишите их в круглые таблички.
Упражнение 4
Выполните вычисления столбиком.
819 : 9 156 : 3
Упражнение 5
Проверьте, кто из ребят верно выполнил деление трёхзначного числа на однозначное.
Впишите правильные ответы.
Выберите, какую оценку вы поставите себе сегодня за урок. Раскрасьте её.
Упражнение 1
Упражнение 2
384 : 3 = 128 (р.) — одна коробка.
Ответ: 128 р.
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5