Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деление трехзначного числа на однозначное

Диаграммы

08.12.2024
3866
0

Деление. Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначные

 

Цели урока

  • вспомним компоненты действия деления
  • повторим приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначные


Что такое деление? Как называются компоненты деления?


Деление — это арифметическое действие, обратное умножению.  Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Числа, соединённые знаком «:», также называют частным.


Как ноль поделить на число? Как выполнять деление с единицей?


Вспомните!


 

При делении нуля на число всегда получаем ноль. На ноль делить нельзя.

 

Картинка

 

При делении числа на 1 получаем делимое. При делении числа на то же самое число получаем один.

Схема


Как поделить письменно трёхзначное число на однозначное?


Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное без промежуточного остатка

 

  1. Начинаем делить с сотен. 6 сот. : 2 = 3 сот. Пишем 3 в частном. Остатка нет. Сносим число 8.
  2. Делим десятки. 8 дес. : 2 = 4 дес. Пишем 4 в частном. Остатка нет. Сносим число 4.
  3. Делим единицы. 4 ед. : 2 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.

Картинка

 

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с промежуточным остатком

 

Иногда бывает, что сотни, десятки не делятся на делитель без остатка. Например, 8 : 3. В таком случае надо вспомнить деление с остатком. 

 

Сколько раз в 8 уместится 3? Сколько останется?

 

8 : 3 = 2 (ост. 2)

 

Помните! Остаток всегда меньше делителя. 

  1. Начинаем делить с сотен. 8 сот. : 3 = 2 сот. Пишем 2 в частном. Узнаём, сколько всего сотен разделили. 2 ∙ 3 = 6. Ищем остаток. 
    8 − 6 = 2. Проверяем: 2<3. Значит, разделили верно. Сносим число 7 рядом с числом 2.
  2. Делим десятки. У нас осталось 2, да ещё спустили 7. Значит, делим 27 дес. 27 дес. : 3 = 9 дес. Пишем 9 в частном. Остатка нет. Сносим число 6.
  3. Делим единицы. 6 ед. : 3 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.

Также рассуждаем, когда делим с остатком десятки.

 

Картинка


Как поделить письменно 128 : 4? С какого разряда начинать деление?


Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с поиском первого неполного делимого
 

Иногда бывает, что нельзя разделить сотни на число. В этом случае надо искать первое неполное делимое. Раз сотни поделить не можем, то будем делить все десятки. 

 

  1. Начинаем делить с сотен. 1 сот. : 2 = 0 (ост. 1). Число с нуля не может начинаться.  Значит, будем делить все десятки.
  2. 1 сот. = 10 дес., также есть ещё 2 дес. 10 дес. + 2 дес. = 12 дес. Значит, первое неполное делимое — 12 дес.
  3. Делим десятки. 12 дес. : 4 = 3 дес. Пишем 3 в частном. Остатка нет. Сносим число 8.
  4. Делим единицы. 8 ед. : 4 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.

 

Картинка

 

Иногда бывает, что все сотни, десятки числа не делятся на делитель без остатка. В этом случае действуем по предыдущим алгоритмам.

  1. Начинаем делить с сотен. Сотен 2, их нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни. Ищем первое неполное делимое. 2 сот. и ещё 8 дес. Получаем 28 дес.
  2. Делим десятки. 28 дес. : 3 = 9 дес. Пишем 9 в частном. Узнаём, сколько всего десятков разделили. 9 ∙ 3 = 27. Ищем остаток. 
    28 − 27 = 1. Проверяем: 1﹤3. Значит, разделили верно. Сносим число 5 рядом с числом 1.
  3. Делим единицы. 15 ед. : 3 = 5 ед. Пишем 5 в частном. Остаток равен нулю.

 

Картинка


Как выполнить деление?

 

                                                                  0 : 6 


Вспомните!
 

Если меньшее делим на большее, то получаем в частном ноль, а в остатке - делимое.

 

а : b = 0 (ост. a), при условии a﹤b
 

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с нулем в частном

 

Иногда бывает, что мы делим меньшее число на большее. Целое число с нуля не начинается, а вот десятки и единицы разделить в этом случае можно.

  1. Начинаем делить с сотен. 3 сот. : 3 = 1 сот. Пишем в частном 1. Остатка нет. Сносим 2.
  2. Делим десятки. 2 дес. : 3 = 0 дес. Пишем в частном 0. Узнаём, сколько всего десятков разделили. 3 ∙ 0 = 0. Ищем остаток. 2 - 0 = 2. Проверяем: 2﹤3. Значит, разделили верно. Сносим число 4 рядом с числом 2.
  3. Делим единицы. 24 ед. : 3 = 8 ед. Пишем 8 в частном. Остаток равен нулю.

 

Картинка


Упражнение 1
 

Выполните деление.

 

Картинка


Упражнение 2

 

Решите задачу. Запишите решение, пояснение и ответ.

 

Три коробки конфет стоят 384 рубля. Сколько стоит одна коробка конфет?

 

Картинка


Упражнение 3

 

Узнайте, какие номера у домов, и впишите их в круглые таблички.

 

Картинка


Упражнение 4

 

Выполните вычисления столбиком.
 

                                       819 : 9                                156 : 3 
 


Упражнение 5
 

Проверьте, кто из ребят верно выполнил деление трёхзначного числа на однозначное.

 

Впишите правильные ответы.

 

Картинка


Выберите, какую оценку вы поставите себе сегодня за урок. Раскрасьте её.

 

Картинка


Ответы

Упражнение 1

 

Картинка

 

Упражнение 2

 

384 : 3 = 128 (р.) — одна коробка.
 

Ответ: 128 р.

 

Упражнение 3

 

Картинка

Картинка

 

Упражнение 4

Картинка

 

Упражнение 5

 

Картинка

Картинка


Предыдущий урок
Масса. Центнер, тонна. Таблица единиц массы
Величины
Следующий урок
Нахождение нескольких долей целого. Решение задач
Площадь
Поделиться:
  • Письменное умножение многозначного числа на однозначное, величины на однозначное число, на 0 и 1, нахождение компонентов умножения и деления

    Математика

  • Present Continuous в отрицательных предложениях

    Английский язык

  • Определенный артикль the

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке