Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деление трехзначного числа на однозначное

Диаграммы

14.04.2024
2813
0

Деление. Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначные

 

Цели урока

  • вспомним компоненты действия деления
  • повторим приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначные


Что такое деление? Как называются компоненты деления?


Деление — это арифметическое действие, обратное умножению.  Компоненты деления: делимое, делитель, частное . Числа, соединённые знаком «:», также называют частным.


Как ноль поделить на число? Как выполнять деление с единицей?


Вспомните!


 

При делении нуля на число всегда получаем ноль. На ноль делить нельзя.


 

При делении числа на 1 получаем делимое. При делении числа на то же самое число получаем один.

а : 1 = а

а : а = 1


Как поделить письменно трёхзначное число на однозначное?


Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное без промежуточного остатка

 

  1. Начинаем делить с сотен. 6 сот. : 2 = 3 сот. Пишем 3 в частном. Остатка нет. Сносим число 8.
  2. Делим десятки. 8 дес. : 2 = 4 дес. Пишем 4 в частном. Остатка нет. Сносим число 4.
  3. Делим единицы. 4 ед. : 2 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.

 

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с промежуточным остатком

 

Иногда бывает, что сотни, десятки не делятся на делитель без остатка. Например, 8 : 3. В таком случае надо вспомнить деление с остатком. 

 

Сколько раз в 8 уместится 3? Сколько останется?

 

8 : 3 = 2 (ост. 2)

 

Помните! Остаток всегда меньше делителя. 

  1. Начинаем делить с сотен. 8 сот. : 3 = 2 сот. Пишем 2 в частном. Узнаём, сколько всего сотен разделили. 2 ∙ 3 = 6. Ищем остаток. 
    8 − 6 = 2. Проверяем: 2<3. Значит, разделили верно. Сносим число 7 рядом с числом 2.
  2. Делим десятки. У нас осталось 2, да ещё спустили 7. Значит, делим 27 дес. 27 дес. : 3 = 9 дес. Пишем 9 в частном. Остатка нет. Сносим число 6.
  3. Делим единицы. 6 ед. : 3 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.

Также рассуждаем, когда делим с остатком десятки.


Как поделить письменно 128 : 4? С какого разряда начинать деление?


Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с поиском первого неполного делимого
 

Иногда бывает, что нельзя разделить сотни на число. В этом случае надо искать первое неполное делимое . Раз сотни поделить не можем, то будем делить все десятки. 

 

  1. Начинаем делить с сотен. 1 сот. : 2 = 0 (ост. 1). Число с нуля не может начинаться.  Значит, будем делить все десятки.
  2. 1 сот. = 10 дес., также есть ещё 2 дес. 10 дес. + 2 дес. = 12 дес. Значит, первое неполное делимое — 12 дес.
  3. Делим десятки. 12 дес. : 4 = 3 дес. Пишем 3 в частном. Остатка нет. Сносим число 8.
  4. Делим единицы. 8 ед. : 4 = 2 ед. Пишем 2 в частном. Остаток равен нулю.

 

Иногда бывает, что все сотни, десятки числа не делятся на делитель без остатка. В этом случае действуем по предыдущим алгоритмам.

  1. Начинаем делить с сотен. Сотен 2, их нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни. Ищем первое неполное делимое. 2 сот. и ещё 8 дес. Получаем 28 дес.
  2. Делим десятки. 28 дес. : 3 = 9 дес. Пишем 9 в частном. Узнаём, сколько всего десятков разделили. 9 ∙ 3 = 27. Ищем остаток. 
    28 − 27 = 1. Проверяем: 1﹤3. Значит, разделили верно. Сносим число 5 рядом с числом 1.
  3. Делим единицы. 15 ед. : 3 = 5 ед. Пишем 5 в частном. Остаток равен нулю.

 


Как выполнить деление?

 

                                                                  0 : 6 


Вспомните!
 

Если меньшее делим на большее, то получаем в частном ноль, а в остатке - делимое.

 

а : b = 0 (ост. a), при условии a﹤b
 

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с нулем в частном

 

Иногда бывает, что мы делим меньшее число на большее. Целое число с нуля не начинается, а вот десятки и единицы разделить в этом случае можно.

  1. Начинаем делить с сотен. 3 сот. : 3 = 1 сот. Пишем в частном 1. Остатка нет. Сносим 2.
  2. Делим десятки. 2 дес. : 3 = 0 дес. Пишем в частном 0. Узнаём, сколько всего десятков разделили. 3 ∙ 0 = 0. Ищем остаток. 2 - 0 = 2. Проверяем: 2﹤3. Значит, разделили верно. Сносим число 4 рядом с числом 2.
  3. Делим единицы. 24 ед. : 3 = 8 ед. Пишем 8 в частном. Остаток равен нулю.


Упражнение 1
 

Выполните деление.

 


Упражнение 2

 

Решите задачу. Запишите решение, пояснение и ответ.

 

Три коробки конфет стоят 384 рубля. Сколько стоит одна коробка конфет?

 


Упражнение 3

 

Узнайте, какие номера у домов, и впишите их в круглые таблички.

 


Упражнение 4

 

Выполните вычисления столбиком.
 

                                       819 : 9                                156 : 3 
 


Упражнение 5
 

Проверьте, кто из ребят верно выполнил деление трёхзначного числа на однозначное.

 

Впишите правильные ответы.

 


 

Выберите, какую оценку вы поставите себе сегодня за урок. Раскрасьте её.

 


Ответы

Упражнение 1

 

 

Упражнение 2

 

384 : 3 = 128 (р.) — одна коробка.
 

Ответ: 128 р.

 

Упражнение 3

 

 

Упражнение 4

 

Упражнение 5

 


Следующий урок
Письменное умножение многозначного числа на однозначное, величины на однозначное число, на 0 и 1, нахождение компонентов умножения и деления
Сложение и вычитание
Поделиться:
  • Professions

    Английский язык

  • Принадлежность предметов. Possessive ‘s. Possessive pronouns

    Английский язык

  • Модальный глагол must mustn’t

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке