Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Роль животных в природных сообществах

Животные

28.03.2024
3775
0

Роль животных в природных сообществах

План урока

  1. Природные сообщества
  2. Цепи питания
  3. Роль живых организмов в круговороте веществ

Цели урока

  • знать о видах природных сообществ
  • знать место и роль животных в природных сообществах
  • уметь составлять цепи питания

 

Природные сообщества 

 

Ни один организм на Земле не способен к самостоятельному изолированному существованию. В лесу на деревьях живут насекомые, питающиеся корой и листьями. А в кроне дерева гнездятся птицы, уничтожающие насекомых. Под деревьями совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. В зависимости от внешних условий живые существа образуют природное сообщество, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и представляет большую ценность для биосферы.


Природным сообществом , или биоценозом называют комплекс живых организмов, которые приспособились к условиям жизни на определённой местности, при этом они влияют друг на друга и на окружающую среду.


Рис. 1. Лес

Природные сообщества могут иметь разные масштабы, из более крупных — это материки и океаны. Более узкими сообществами являются, например лес, озеро и т. п. И даже меньше — пень, лужа и др. 

Процесс возникновения природных сообществ происходит естественно, независимо от человека, поэтому их и называют естественными (рис. 1). 

Рис. 2. Сад

Сообщества, которые создают люди, называются искусственными (рис. 2). 

Например, огород, сад, аквариум, поле. В природном сообществе живые организмы связаны не только между собой, но и со средой обитания.

 

Важным признаком биогеоценоза является осуществление круговорота веществ.

Цепи питания 

 

Основу биоценоза составляют пищевые связи или цепи между различными организмами. 


Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.


В любой пищевой цепи все живые организмы можно разделить на три группы

  • продуценты (производители) — это зелёные растения, они производят органические вещества в процессе фотосинтеза. Часть образованных веществ растение расходует в течение своей жизнедеятельности, часть откладывает про запас;
  • консументы (потребители) — это организмы, которые потребляют органические вещества, произведённые зелёным растениями. Сами органические вещества, богатые питательными веществами, служащие источником энергии, потребители создавать не могут. Они их получают в готовом виде и потребляют, отсюда и название — потребители. К потребителям относят растительноядных, всеядных и хищных животных;
  • редуценты (разрушители) — разрушители трупов. К ним относятся многочисленные микроскопические бактерии, грибы. В результате их деятельности органические вещества превращаются в минеральные, возвращаются в почву. Эти минеральные вещества могут вновь усваиваться растениями. Так происходит круговорот веществ.


Определите живые организмы в группы: «Продуценты», «Консументы», «Редуценты».

 

Мышь полёвка, снежный барс, семена кедра, лягушка, паук-серебрянка, подосиновик, дождевой червь, клевер, пшеница, полярная сова. 


Рис. 3. Пример пищевой сети

Обычно цепи питания состоят из 3–5 звеньев. Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т. е. с зелёных растений. Второе звено цепи — травоядные организмы, затем хищники. Например, лист яблони – гусеница – синица. В пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему. Однако, лист растения могут есть и гусеницы, и слизень, а гусеница может стать пищей как для жука, так и лакомством для птицы, которая может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети (рис. 3).

 

Роль живых организмов в круговороте веществ 

 

Круговорот веществ и превращение энергии являются основой существования природных сообществ. Деятельность живых организмов сопровождается извлечением из окружающей среды больших количеств минеральных веществ. После смерти организмов химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный (с участием живых организмов) круговорот веществ в природе, то есть циркуляция веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и живыми организмами.


Круговорот веществ — это повторяющийся процесс превращения и перемещения веществ в природе, имеющий более или менее выраженный циклический характер.


Благодаря деятельности фотосинтезирующих организмов (растения, некоторые бактерии) сформировалась современная атмосфера и защитный озоновый слой. Переработка редуцентами органических остатков определила состав и структуру почвы. В значительной мере животные и растения определяют также содержание различных веществ в гидросфере (особенно в небольших по размеру водоёмах). 

 

Некоторые организмы способны избирательно поглощать и накапливать определённые химические элементы: кремний, кальций, йод, серу и т. д. Результатом активности живых существ являются отложения известняков, железных и марганцевых руд, запасов нефти, угля, газа. Растения и животные участвуют в круговороте воды. 

 

Растения извлекают её из почвы и испаряют в атмосферу. Часть воды в клетках растений расщепляется в процессе фотосинтеза. При этом водород фиксируется в виде органических соединений, а кислород поступает в атмосферу. Животные потребляют воду для поддержания осмотического и солевого равновесия в организме и выделяют её во внешнюю среду вместе с продуктами обмена веществ.

Рис. 4. Круговорот углекислого газа

Растения и животные принимают участие в круговороте углекислого газа. Растения усваивают его и запасают в виде органических соединений (в первую очередь, глюкозы). Другая часть атмосферного углекислого газа растворяется в воде морей и океанов, а затем в форме ионов угольной кислоты может захватываться животными — моллюсками, кораллами, губками — и использоваться для построения раковин и скелетов (рис. 4). Результатом их активности может быть образование осадочных пород (известняков, мела и других).


По рисунку 4 проследите путь углекислого газа. Составьте рассказ по нему. 


Таким образом, из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.


Контрольные вопросы

  1. Что такое природное сообщество?
  2. Из каких звеньев состоит цепь питания?
  3. Чем цепь питания отличается от сети питания?
  4. Как живые организмы принимают участие в круговороте веществ?


Предыдущий урок
Место животных в природе и жизни человека
Животные
Следующий урок
Особенности строения млекопитающих
Животные
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»

    Литература

  • Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова

    Русский язык

  • Употребление союзов в простых и сложных предложениях

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке