- Как давно люди изучают животных?
- Первобытная живопись;
- Животные в мире искусства;
- Животные в литературе;
- Зоопарки.
- Знать анималистический жанр искусства;
- Понимать роль животных в культурном развитии человека;
- Понимать значение зоопарков для развития биологических наук и сохранения видов животных.
Как давно люди изучают животных?
Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знаний об окружающей природе, особенно о животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу и спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Древние люди для познания окружающего мира использовали метод наблюдения. Он основывается на наблюдении и описании, а также – на анализе явлений и процессов.
Первобытная живопись

Древние люди были, прежде всего, охотниками, и их художественное творчество вдохновлялось окружающей природой, богатым животным миром и было посвящено главным образом охоте.
Среди наскальных рисунков встречаются как животные, так и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом. Заметную долю рисунков составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами (Рис. 1). Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных.

Кроме наскальной живописи позднее появляются петроглифы (выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения) и статуэтки и украшения (Рис. 2). Искусство первобытного человека не только художественная ценность, оно помогает археологам воссоздать далекую историю человечества, позволяют судить о флоре и фауне, о климате Земли тех времен, об образе жизни наших предков.
Животные в мире искусства
Животные играют в мировой культуре далеко не последнюю роль. Использование образа животного в искусстве носит название анималистика.
С первобытного периода прошло время, живопись достигла небывалых высот, но животные снова и снова появлялись на холстах художников. Основная цель этих художников – запечатлеть красоту, силу, грациозность и величие животного мира. Многие художники даже изучали анатомию животных, для того, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи.

Россия открыла миру немало великих анималистов. В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных В. Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов (Рис. 3).

Скульптурные памятники животных являются неотъемлемой частью искусства. Еще в Древнем Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей (Рис. 4).
Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте.
Красота животного мира вдохновляет не только живописцев, но и музыкантов. Ярким примером служит произведение под названием «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Необыкновенная композиция покорила весь мир, несмотря на то, что поначалу самим автором была осуждена. В этой наполненной юмором и иронией сюите, Сен-Санс показал себя настоящим мастером звукоизображения. В музыке явственно слышатся плеск воды, голоса птиц и животных. Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название: «Интродукция и Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Черепахи», «Слон» и т.д. Так «Карнавал животных» и музыкальная сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева, являются лучшим произведением для ознакомления детей с инструментами симфонического оркестра.
Животные в литературе

Многие писатели обращались к образу животных. Образы животных в литературе – это своего рода зеркало человеческой души. Еще в 5 веке до нашей эры поэт-баснописец Эзоп положил начало анималистическому жанру в литературе. Эзоп был рабом и не мог говорить то, что его не устраивало напрямую, поэтому очень часто в своих произведениях обращался к образам животных.
В 17-18 века, жанр басни получил свою вторую жизнь. В нашей стране знаменитыми баснописцами того времени были А.П. Сумароков и И.А. Крылов. Особенностью всех басен является аллегория, нахождение определенной мысли в образе. Например, во многих произведениях Лиса олицетворяет образ хитрости, обмана, изворотливости, Заяц – трусости, Лев – благородства или власти (Рис. 5).

В XIX веке в лирических произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока появляется образ коня. Это животное олицетворяет собой силу природы, которую человек может оседлать (Рис. 6).
Так же в это время героями произведений становятся одомашненные и сельскохозяйственные животные. Например, С.А. Есенин олицетворяет корову с символом избытка и райской жизни. Писатель В. В. Бианки по профессии был учёный-биолог. С детства он любил наблюдать за жизнью леса и все свои впечатления записывать. Впоследствии эти записи очень пригодились для многочисленных детских книжек. Почти все они о лесе и его обитателях.
Джеральд Даррелл – незаурядный человек и писатель натуралист, известный во всем мире. Первый рассказ Джеральда - "Охота на волосатую лягушку" – имел неожиданный успех. В дальнейшем его деятельность была связана не только с литературой, но и с охраной животных. В 1959 году Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, а в 1963 году на базе зоопарка был организован Джерсийский трест сохранения диких животных, благодаря которому многие виды животных мы можем видеть в зоопарках и естественной среде обитания, а не только в виде чучел в музеях.
Зоопарки
Зверинцы, в которых в неволе содержались дикие животные, были известны уже в Древнем Египте (датируемые приблизительно 3500 годом до н. э). В Древнем Китае их называли «Сады знаний», имелись зоопарки также в Вавилоне и в Древнем Риме. В зоологических садах Египта эпохи Птолемеев животные уже не просто содержались, но и были объектом наблюдений.
В Европе зоологические парки появились лишь в XVIII веке. Во второй половине XX века, по мере превращения зоопарков из зрелищных заведений в научные учреждения, появились специализированные зоопарки, экспозиции которых посвящены узким сегментам животного мира. К ним относятся, например, птичий парк Вальсроде, парк приматов в Нидерландах и многочисленные дельфинарии и т.п. К 2010 году в мире насчитывается около 1 300 зоопарков.
Зоологический парк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного.

Важные функции зоопарка — содержать диких животных для демонстрации их городскому населению и вести просветительную работу по охране природы и животного мира, развивая в людях представление о том, что они являются частью мира живой природы и что ответственность за сохранение этого мира должна гармонично войти в их повседневную жизнь (Рис. 7). Большое значение зоопарки имеют для изучения биологии и психологии животных, а также для сохранения видов и их воспроизводства. Участие в различных международных программах по сохранению и восстановлению исчезающих видов помогло избежать утраты вследствие вымирания в природной среде популяций зубров и куланов, некоторых представителей птиц, земноводных и пресмыкающихся.
Контрольные вопросы:
- С какого времени в искусстве появляются образы животных?
- Как называется жанр искусства, который использует образы животных? Приведите примеры из области живописи, скульптуры.
- Как используют образ животных писатели и поэты?
- С какой целью люди создавали зоопарки в разные исторические эпохи?