- Как давно люди изучают животных?
- Первобытная живопись.
- Животные в мире искусства.
- Животные в литературе.
- Зоопарки.
- знать анималистический жанр искусства
- понимать роль животных в культурном развитии человека
- понимать значение зоопарков для развития биологических наук и сохранения видов животных
Как давно люди изучают животных?
Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знаний об окружающей природе, особенно о животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу и спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Древние люди для познания окружающего мира использовали метод наблюдения. Он основывался на наблюдении и описании, а также на анализе явлений и процессов.
Первобытная живопись
Древние люди были, прежде всего, охотниками; их художественное творчество вдохновлялось окружающей природой, богатым животным миром и было посвящено главным образом охоте.
Среди наскальных рисунков встречаются как изображения животных, так и людей, их взаимодействия с животными и друг с другом. Заметную долю рисунков составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами (рис. 1). Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных.
Кроме наскальной живописи позднее появляются петроглифы (выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения) и статуэтки и украшения (рис. 2). Искусство первобытного человека — не только художественная ценность, оно помогает археологам воссоздать далёкую историю человечества, позволяет судить о флоре и фауне, о климате Земли тех времён, об образе жизни наших предков.
Животные в мире искусства
Животные играют в мировой культуре далеко не последнюю роль. Использование образа животного в искусстве носит название анималистика.
С первобытного периода прошло время, живопись достигла небывалых высот, но животные снова и снова появлялись на холстах художников. Их основная цель — запечатлеть красоту, силу, грациозность и величие животного мира. Многие художники даже изучали анатомию животных, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи.
Россия открыла миру немало великих анималистов. В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных В. Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов (рис. 3).
Скульптурные памятники животных являются неотъемлемой частью искусства. Ещё в Древнем Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей (рис. 4).
Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте.
Красота животного мира вдохновляет не только живописцев, но и музыкантов. Ярким примером служит произведение под названием «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Необыкновенная композиция покорила весь мир, несмотря на то что поначалу самим автором была осуждена. В этой наполненной юмором и иронией сюите Сен-Санс показал себя настоящим мастером звукоизображения. В музыке явственно слышится плеск воды, голоса птиц и животных. Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название: «Интродукция и Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Черепахи», «Слон» и т. д. Так, «Карнавал животных» и музыкальная сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева, являются лучшими произведениями для ознакомления детей с инструментами симфонического оркестра.
Животные в литературе
Многие писатели обращались к образу животных. Образы животных в литературе — это своего рода зеркало человеческой души. Ещё в V веке до нашей эры поэт-баснописец Эзоп положил начало анималистическому жанру в литературе. Эзоп был рабом и не мог говорить то, что его не устраивало напрямую, поэтому очень часто в своих произведениях обращался к образам животных.
В XVII–XVIII веках жанр басни получил вторую жизнь. В нашей стране знаменитыми баснописцами того времени были А. П. Сумароков и И. А. Крылов. Особенностью всех басен является аллегория, нахождение определённой мысли в образе. Например, во многих произведениях Лиса олицетворяет образ хитрости, обмана, изворотливости, Заяц — трусости, Лев — благородства или власти (рис. 5).
В XIX веке в лирических произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока появляется образ коня. Это животное олицетворяет собой силу природы, которую человек может оседлать (рис. 6).
В это же время героями произведений становятся одомашненные и сельскохозяйственные животные. Например, С. А. Есенин олицетворяет корову с символом избытка и райской жизни. Писатель В. В. Бианки по профессии был учёным-биологом. С детства он любил наблюдать за жизнью леса и все свои впечатления записывать. Впоследствии эти записи очень пригодились для многочисленных детских книжек. Почти все они о лесе и его обитателях.
Джеральд Даррелл — незаурядный человек и писатель-натуралист, известный во всём мире. Первый рассказ Джеральда — «Охота на волосатую лягушку» — имел неожиданный успех. В дальнейшем его деятельность была связана не только с литературой, но и с охраной животных. В 1959 году Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, а в 1963 году на базе зоопарка был организован Джерсийский трест сохранения диких животных, благодаря которому многие их виды мы можем видеть в зоопарках и естественной среде обитания, а не только в виде чучел в музеях.
Зоопарки
Зверинцы, в которых в неволе содержались дикие животные, были известны уже в Древнем Египте (датируемые приблизительно 3500 годом до н. э). В Древнем Китае их называли «Сады знаний», имелись зоопарки также в Вавилоне и в Древнем Риме. В зоологических садах Египта эпохи Птолемеев животные уже не просто содержались, но и были объектом наблюдений.
В Европе зоологические парки появились лишь в XVIII веке. Во второй половине XX века, по мере превращения зоопарков из зрелищных заведений в научные учреждения, появились специализированные зоопарки, экспозиции которых посвящены узким сегментам животного мира. К ним относятся, например, птичий парк Вальсроде, парк приматов в Нидерландах, многочисленные дельфинарии
и т. п. К 2010 году в мире насчитывается около 1 300 зоопарков.
Зоологический парк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного.
Важные функции зоопарка — это содержать диких животных для демонстрации их городскому населению и вести просветительную работу по охране природы и животного мира, развивая в людях представление о том, что они являются частью мира живой природы и что ответственность за сохранение этого мира должна гармонично войти в их повседневную жизнь (рис. 7). Большое значение зоопарки имеют для изучения биологии и психологии животных, а также для сохранения видов и их воспроизводства. Участие в различных международных программах по сохранению и восстановлению исчезающих видов помогло избежать утраты вследствие вымирания в природной среде популяций зубров и куланов, некоторых представителей птиц, земноводных и пресмыкающихся.
Контрольные вопросы:
- С какого времени в искусстве появляются образы животных?
- Как называется жанр искусства, который использует образы животных? Приведите примеры из области живописи, скульптуры.
- Как используют образ животных писатели и поэты?
- С какой целью люди создавали зоопарки в разные исторические эпохи?