Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Почвы — «особое природное тело». География почв России

Почвы России

22.01.2025
240
0

Почвы — особое природное тело. География почв России

План урока

  • Земельные ресурсы
  • Почвы — особое природное тело
  • Строение почв
  • География почв

Цели урока

  • Сформировать понятия «почвенный профиль», «земельные ресурсы»
  • Знать, как влияет на плодородие почвы её строение
  • Понимать закономерность распространения почв

Разминка

  • Что такое почва?
  • Какая почва в вашей местности?

Земельные ресурсы

 

Долго время человечество существовало за счёт того, что давала земля. Возникновение земледелия — величайшее достижение человечества. Но долгое время земля была не только кормилицей, но и заботой крестьянина. Сколько земли, насколько она плодородна — от этого зависело благосостояние и жизнь людей. Россия очень богата земельными ресурсами.


Земельные ресурсы — твёрдая земная твердь, которая служит основой жизни и хозяйствования человека.


Рис. 1. Структура земельного фонда России

 

 

 

Но из этой огромной площади часть земель заболочена, другая засолена, на третьих холодно или, наоборот, жарко. Только 13 % земель (рис. 1) используется в сельском хозяйстве — сельскохозяйственные угодья. Пашни и того меньше — 8 %. Так что же такое почва и почему вокруг неё так много разговоров?

Почвы — особое природное тело

 

Долгое время почву не выделяли как самостоятельное тело. Впервые это сделал В. В. Докучаев. Почва занимает промежуточное положение между живой и неживой природой. То есть в её формировании участвуют элементы и живой, и неживой природы.

Рис. 2. Почвообразующие факторы

В результате выветривания — разрушения горных пород — формируется материнская или почвообразующая порода. В течение длительного времени под воздействием тепла и влаги, растений и животных горная порода превращается в почву. Только в почве есть особое органическое вещество — гумус. Это продукт жизнедеятельности микроорганизмов, которые перерабатывают остатки животных и растений. Гумус преобразуется в неорганические соединения, которые, растворяясь в воде, служат основным источником питания для растений.

Процесс почвообразования очень длительный — несколько столетий и даже тысячелетий — и отличается в разных районах благодаря разному набору факторов почвообразования(рис. 2). Поэтому в природе сложилось огромное разнообразие почв.

 

Строение почв

Рис. 3. Почвенный профиль

Строение почвы проще всего увидеть на почвенном профиле. Каждый слой обладает своими свойствами, цветом, имеет свое название (рис. 3).

Почвенный профиль — это уникальный набор слоёв почвы, которые называются почвенными горизонтами. Каждый горизонт имеет своё буквенное обозначение: А1 — гумусовый горизонт,   А2 — горизонт вымывания, В — горизонт вмывания, С — материнская порода. 

Из горизонта вымывания гумус и минеральные частицы вымываются дождями и талыми водами вниз, в горизонт вмывания. Для каждого вида почвы почвенный профиль выглядит по-разному.

 

Почвенный профиль — это летопись почвы и природных условий. По особенностям почвенных горизонтов можно определить, каким был климат десятки и сотни лет назад, как росли растения.

Поэтому В. В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта».

 

География почв

 

Природные условия на территории России невероятно разнообразны, поэтому и условия образования почв в разных местах будут сильно различаться. И будут образовываться разные почвы: от тучных чернозёмов, способных прокормить огромное количество людей до тонкой плёночки арктических почв, на которых сможет выжить только лишайник.

Почвы — это результат широтной зональности.


Под типом почв понимаются группы почв, образованные в одинаковых условиях и обладающие сходным строением и свойствами.


К основным зональным типам почв в России относятся арктические, тундрово-глеевые, мерзлотно-таёжные, подзолистые, дерново-подзолистые, бурые лесные, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые полупустынные, желтозёмы.

 

На севере России, в арктических пустынях, почвы бесструктурные, почти лишённые гумуса. Перегною просто неоткуда взяться: слишком холодно и мало растений. Под лишайниками находится тонкий слой более тёмного цвета, а дальше — мерзлота.

Южнее расположены тундрово-глеевые почвы. Глеевый горизонт (о славянского «глея» — глина) хорошо виден на профиле почвы. Он голубовато-серого цвета, в такой почве много соединений железа. Доказательством наличия железа являются и пятна ржавого цвета. Глеевые почвы очень переувлажнены, переморожены, в нижней части почвенного профиля часто виден лёд. И, конечно же, они неплодородны.

 

Самые распространенные в России — подзолистые почвы. Они образуются под хвойными и смешанными лесами в условиях избыточного увлажнения. Отличительные черты этих почв — хорошо заметный светло-серый подзолистый горизонт вымывания и кислая реакция, которая является неблагоприятным фактором для выращивания культурных растений.

Дерново-подзолистые почвы преобладают в смешанных лесах, где кроме хвойных есть лиственные породы и растёт трава. У этого типа почв, по сравнению с подзолистыми, достаточно мощный гумусовый (дерновый) горизонт (10–20 см) с более высоким содержанием плодородного слоя.

Причин тому две: лиственные деревья дают растительный опад; в этих районах больше солнечного тепла и меньше влаги, просачивающейся в почву, что уменьшает вымывание гумуса.

Серые лесные почвы образуются под широколиственными лесами. На них можно получить неплохой урожай. 

Чернозёмы царят в степях. Это самые плодородные почвы во всей России. Важнейшую роль в формировании чернозёмов играет дерновый процесс. В степях обильно растут однолетние травы, которые ежегодно отмирают. Именно поэтому чернозёмы отличаются мощным слоем гумуса: обычно мощность гумусового горизонта составляет 50–80 см, а в бассейне реки Кубань достигает рекордной величины — 1,5 м. В наши дни чернозёмы России практически полностью распаханы. Они сосредоточены в районе наиболее развитого в стране сельского хозяйства. 

Бурые пустынные почвы образуются в областях с пустынным климатом. (отдельные участки Астраханской области). Растений здесь мало, а образование гумуса затруднено из-за высоких температур, недостатка влаги и растений. Каштановые почвы образуются также в условиях недостатка влаги и высоких температур.

Желтозёмы и краснозёмы встречаются на юге России.

 

Распространение азональных типов почв не зависит от широтной зональности. К ним относятся аллювиальные почвы (почвы речных долин), болотные, вулканические почвы, солонцы и солончаки.

Рис. 4. Схема образования солонцов (а) и солончаков (б)

В горных районах в зависимости от условий формируются почвы, похожие на равнинные, но отличающиеся маломощностью и каменистостью.

Рис. 5. Карта почв России


Упражнение 1

 

Расположите типы почв с севера на юг (укажите цифры в правильном порядке):

  1. Подзолистые.
  2. Черноземы.
  3. Арктические и тундрово-глеевые.
  4. Серые лесные.
  5. Каштановые и бурые полупустынные.

 

Упражнение 2

 

Установите соответствие между писанием почвы (цифра) и типом почвы (буква):

  1. Образуются в условиях холодного и влажного климата. Под тонким гумусовым слоем находится глеевый горизонт.
  2. Небольшое количество гумуса вымывается в нижние горизонты, поэтому в почве образуется слой, похожий на золу.
  3. Является лучшей почвой для земледелия, которая  формировалась в течение многих лет.
  4. Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью.

 

        А) Арктические

        Б) Тундрово-глеевые 

        В) Мерзлотно-таёжные

        Г) Подзолистые

        Д) Дерново-подзолистые 

        Е) Серые лесные

        Ж) Чернозёмы

        З) Каштановые

        И) Бурые полупустынные


Контрольные вопросы

 

  1. Какие типы почв есть в России?
  2. Почвы какого типа занимают большую площадь?
  3. Какие почвы самые плодородные?
  4. От чего зависит тип почвы?
  5. Как размещаются почвы разных типов с севера на юг?


Ответы

 

Упражнение 1

 

3, 1, 4, 2, 5

 

Упражнение 2

 

1— Б, 2 — Г, 3 — Ж, 4 — И

Следующий урок
Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв
Почвы России
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Compound adjectives. Составные прилагательные

    Английский язык

  • Эволюция. Расы человека. Общий обзор организма

    Биология

  • Степень окисления

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке