Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

Русская литература XX века

18.01.2025
1769
0

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

План урока

  • Слово об И.С. Шмелеве
  • Рассказ «Как я стал писателем»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь И.С. Шмелева
  • Уметь анализировать прозаическое произведение

Разминка

  • Знакомы ли вы с творчеством И.С. Шмелева? Какие его произведения вам известны?
  • Согласны ли вы с тем, что детство писателя влияет на его творчество? Почему?
  • В творчестве каких писателей отразились их детские воспоминания и впечатления?

Слово об И.С. Шмелёве

Рис. 1. Иван Шмелёв в 1900-е гг.

Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)

 

Иван Сергеевич Шмелёв родился  3 октября 1873 года в одном из районов Москвы – Замоскворечье, в семье известных купцов Шмелёвых. С детства он помнил и облик старой Москвы, и службы в ее сумрачных церквях, и запахи Вербной недели, и пение мартовской капели. Самые поэтичные книги И.С. Шмелева – «Лето Господне», «Родное», «Богомолье» – именно о ней, о Москве.

 

Отец Ивана Шмелёва не занимался торговлей, он был подрядчиком-строителем, поэтому в старый замоскворецкий двор стекались рабочие-строители со всех концов России. «Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки... Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой...», – вспоминает писатель свое детство. По характеру Сергей Иванович Шмелёв представлял собой очень жизнелюбивого человека, что положительно отразилось в воспитании будущего писателя.

 

Изначально И.С. Шмелёв получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать – Евлампия Гавриловна. Далее Иван Шмелёв учился в шестой Московской гимназии.

 

После окончания гимназии поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение одного года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. 

 

Войти в большую литературу И.С. Шмелёву помог М. Горький. С его помощью Иван Шмелёв смог завершить повесть «Человек из ресторана», в которой взгляд на мир передан глазами официанта.

 

Февральскую революцию 1917 года писатель принял восторженно, а вот октябрьские события, приведшие к власти пролетариат, не принял. 

Трагичной оказалась судьба Сергея — единственного сына И.С. Шмелёва. 20-летний офицер царской армии, находясь в госпитале, был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-1921 годах, привели И.С. Шмелёва к тяжелой душевной депрессии.

 

В 1922 году И.С. Шмелёв покинул Россию, но до конца своих дней он тосковал по Родине. Он писал А.И. Куприну: «Я не на шутку по вас соскучился. Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Все – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много...». Писатель поселился в Париже, где прожил 27 лет. Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. И.С. Шмелёв публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.

 

Вместе с женой они прожили 41 год. Умерла Ольга Александровна 22 июня 1936 года. Эта утрата (после гибели единственного сына) окончательно подорвала силы и здоровье Ивана Сергеевича.

 

Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», И.С. Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает. В 2000 году прах Ивана Шмелева, по его завещанию, был перевезен в Россию.


  1. Кто поспособствовал становлению Шмелёва-писателя?
  2. Как относился И.С. Шмелёв к революции?
  3. Какие события заставили писателя покинуть Россию?


Рассказ «Как я стал писателем»

И.С. Шмелёв написал рассказ «Как я стал писателем» в 1895 году. В том же году состоялась его публикация в журнале «Русское обозрение». Автор обратился к своему детству, взрослению и опыту создания первого своего произведения — «У мельницы», большого рассказа о народной жизни.

 

Название «Как я стал писателем» довольно ясно указывает, что речь в рассказе идёт о становлении писателя. Автобиографический характер рассказа обусловил повествование в нём от первого лица, то есть повествователем является рассказчик (он же — персонаж), обозначающий себя местоимением «я».

 

И.С. Шмелёв определяет три этапа на пути к становлению писателем. На первом (дописьменном) этапе его писательство выражалось в неуёмной разговорчивости, за что нянька обзывала его «балаболкой».

 

На втором (письменном) этапе, уже в третьем классе, рассказчик полюбил читать романы Жюля Верна, которые вдохновили его на сочинение поэмы о путешествии на Луну учителей. Среди гимназистов «поэма» стала очень популярна, но от инспектора Баталина, человека сухого, недоброго и ограниченного, юный поэт получил взыскание. Уничижительно этот педагог отзывался и о вдохновенных сочинениях литературно одарённого гимназиста. Противостояние рассказчика и инспектора Баталина закончилось для первого второгодничеством. Мальчик стал учиться у другого словесника — Цветаева. Этот учитель любил литературу, был добр, и, заметив талант ученика, позволил ему писать сочинения, как он хочет. Кроме того, поощрял мальчика пятёрками.
 
На третьем (печатном) этапе рассказчик, уже выпускник гимназии, как-то незаметно от сочинений перешёл к «собственному». На одном дыхании написал он большой рассказ «У мельницы». После долгих колебаний, сомнений сочинитель разыскал редакцию журнала «Русское обозрение» и со смущением оставил рукопись редактору. Рассказ понравился, его напечатали, да ещё удивили автора большим гонораром — 80 рублей. Конечно, рассказчик был в состоянии эйфории, но этот напечатанный рассказ под его фамилией что-то изменил в нём. Юноша почувствовал, что стал другим, и что на нём лежит обязанность, долг что-то сделать, много знать, читать, думать.

 

Композиция рассказа строится следующим образом:

  • Завязка — ещё в раннем детстве писателя, когда нянька звала его балаболкой за неумолчные разговоры, когда он разговаривал с досками, стружками, половой щёткой.
  • Развитие действия: неумеренная разговорчивость в первом классе («римский оратор»); поэма о путешествии учителей на Луну в третьем классе; сочинения, неоценённые инспектором Баталиным; поддержка словесника Цветаева.
  • Кульминация — написание собственного рассказа «У мельницы».
  • Развязка — публикация рассказа и осознание героем себя в новом качестве.

 

И.С. Шмелёв в основу рассказа положил тему становления писателя. Идею можно сформулировать следующим образом: талант писателя даётся человеку от рождения, и этот дар ведёт его к писательской стезе. Герой с раннего детства ощущал в себе дар, ему казалось, что он «не делался писателем, а всегда им был». Путь писателя поэтапный, любой талант требует поддержку в младшем возрасте со стороны взрослых.


  1. Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие предметы?
  2. Почему главный герой почувствовал, что он – другой?
  3. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам читатель может об этом догадаться?


И.А. Ильин так отмечал творчество И.С. Шмелёва: «Настоящий художник не "занимает" и не "развлекает"; он овладевает и сосредоточивает. Доверившийся ему читатель сам не замечает, как он попадает в некий художественный водоворот, из которого выходит духовно заряженным и, может быть, обновленным. Он очень скоро начинает чувствовать, что в произведениях Шмелева дело идет не более и не менее, как о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о последних основах и тайнах земного бытия, о священных предметах; и притом, что самое удивительное, не просто о судьбе описываемых персонажей (с которыми "что-то", "где-то", "когда-то" "случилось"), а о собственной судьбе самого читателя, необычайным образом настигнутого, захваченного и вовлеченного в какие-то события.»


Контрольные вопросы

 

  1. Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, к чему он ближе: к воспоминаниям, дневниковым записям, обычному рассказу? Почему вы так думаете?
  2. Какие факты биографии отразил писатель в своём рассказе?
  3. С произведениями каких писателей можно сравнить рассказ И.С. Шмелёва?
  4. Можно ли отнести рассказ «Как я стал писателем» к автобиографическим?


Предыдущий урок
М.М. Зощенко. «История болезни»
Русская литература XX века
Следующий урок
Древнерусская литература. Жанры древнерусской литературы. «Повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Древнерусская литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Россия после Петра I

    История

  • Нации и межнациональные отношения

    Обществознание

  • Социальная политика государства

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке