- Слово об О.Э. Мандельштаме
- Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
- Знать жизненный и творческий путь О.Э. Мандельштама
- Уметь анализировать поэтическое произведение
- Знакомы ли вы с творчеством О.Э. Мандельштама?
- Кто такой Гомер? Что вы знаете о нём?
Слово о поэте

Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938)
Родился О.Э. Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Мандельштама, который занимался производством перчаток. Флора Вербловская, мать Осипа, занималась музыкой.
В 1897 году семья перебралась в Петербург, Осип с ранних лет начал учить иностранные языки, с ним занимались гувернантки. В 9 лет он поступил в Тенишевское училище, которое считалось одним из лучших в стране. Здесь О.Э. Мандельштам написал свои первые стихи.
В 17 лет Осип отправился в Париж для учебы в Сорбонне, где он пробыл 2 года. Там же просыпается интерес к творчеству французских поэтов, среди которых особое внимание уделяется Верлену и Бодлеру.
В свои немногочисленные приезды в Петербург О.Э. Мандельштам посещает литературные лекции, которые проводит Вяч. Иванов, знакомится с русскими поэтами. В 1910 году, в журнале «Аполлон», впервые напечатали стихи Осипа Мандельштама. Первые стихи Осипа Мандельштама были написаны в направлении символизма.
1911 год стал насыщенным на события, О.Э. Мандельштам поступил в Петербургский университет, на историко-филологический факультет, присоединился к «Цеху поэтов» Н.С. Гумилева. Молодой поэт любил выступать на сцене, особым вниманием пользовалось кабаре «Бродячая собака», где Мандельштам радовал посетителей своими произведениями. Многие петербургские издания публиковали литературные статьи и стихи поэта.
Книга «Камень» - первый сборник стихов Осипа Мандельштама, который вышел в свет в 1913 году. Издание сборника можно назвать семейным, ведь средства на выпуск книги дал отец.
С 1918 года поэт скитается по России. Голод вынуждал покидать города. Петербург, Москва, Крым, Тифлис… Скитания помогли встретить любовь: в Киеве Осип познакомился с Надеждой Хазиной, в 1920 году они вернулись в Петербург и уже через несколько лет поженились.
Вторая книга стихов «Tristia», которая была посвящена жене поэта, вышла в 1922 году. Сборник наполнили произведения времен Первой мировой войны и революционного переворота. Спустя год свет увидела «Вторая книга» с посвящением «Н. Х.».
В 1925 году для молодой семьи наступают тяжелые времена, О.Э. Мандельштаму отказывают в печати стихов, в последующие пять он отстранился от поэзии. Но эти годы стали плодотворными, поэт выпустил автобиографическую повесть «Шум времени», произведения для детей – «Шары», «Примус», «Два трамвая», книгу прозы «Египетская марка» и множество литературных статей.
Осип Мандельштам занимался переводом книг, это помогало семье иметь небольшой доход. Самостоятельное изучение итальянского языка позволило Осипу Мандельштаму прочитать «Божественную комедию» в оригинале, после чего было написано эссе «Разговор о Данте».
Осенью 1933 года было написано одно из самых известных стихотворений поэта – «Мы живем, под собою, не чуя страны…». Стихотворение было прочитано некоторым знакомым, Б.Л. Пастернак описал это следующими словами: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но факт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия».
Бумажные записи стихотворения пришлось уничтожить, жена и друг семьи Эмма Герштейн выучили стихотворение наизусть. Жена поэта адресовала Эмме следующие слова: «Ося написал очень резкое сочинение. Его нельзя записать. Никто, кроме меня, его не знает. Нужно, чтобы еще кто-нибудь его запомнил. Это будете вы. Мы умрем, а вы передадите его потом людям».
Но на О.Э. Мандельштама все же донесли. Его выслали в Чердынь-на-Каме, но позже благодаря заступничеству Н.И. Бухарина поэт со своей женой смог переехать в Воронеж.
В Воронеже поэт вел активную творческую деятельность, работал в газетах, журналах, кроме того, выступал в театрах и писал стихи, который были опубликованы в сборнике «Воронежские тетради». Материальная поддержка друзей и родственников помогала семье О.Э. Мандельштама, ведь заработанных денег было ничтожно мало.
Затем поэта вновь арестовали, он был приговорен к пяти годам лагерей. О.Э. Мандельштама осудили за контрреволюционную деятельность, поэт был отправлен на Дальний Восток, где и погиб.
27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Тело поэта до весны было непогребенным, и только потом весь «зимний штабель» захоронили в братской могиле. Место могилы поэта неизвестно до сих пор.
- С какими поэтами-современниками был знаком О.Э. Мандельштам?
- За что поэт был отправлен в ссылку?
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» было опубликовано в 1915 году, в сборнике «Камень». Оно обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду Трои. Жанрово относится к элегии.
Элегия (от греч. elegos – жалоба) – жанр лирической поэзии, посвящённый печальным раздумьям.
Тематика античности характерна для ранних стихов О.Э. Мандельштама. Увлечение поэта древним миром – это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту.
Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя и сразу уходит в его внутренний мир — воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта. Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством – тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени. Тематика античности характерна для ранних стихов О.Э. Мандельштама. Увлечение поэта древним миром – это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту.

Поэт создал образ застывшего времени — прошедшего, вечно остающегося настоящим. В реальности культуры время не совпадает с астрономическим. Оно может останавливаться, повторяться, пересекаться с другим. Искусство способно преодолеть время. Культура — связующее начало в истории, она обеспечивает непрерывность и преемственность развития человеческой цивилизации.
Постепенно и плавно мысли героя со списка кораблей переходят на цели, собравшие здесь огромное войско. И это приводит к мысли, что единственная причина, движущая огромное войско, – любовь:
– Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
Последняя строфа стихотворения выводит из темы античности в реальность: поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему неподалеку морю, которое дает подтверждение того, что любовь — основа всего движения на Земле:
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
В 3 строфе звучит основная мысль стихотворения. Здесь впервые появляется союз «и» в усилительном значении. Он усиливает соединение, практически ставит знак равенства между двумя понятиями: море, Гомер — и объединяет их словом «всё».
Новый вопрос «Кого же слушать мне?» возвращает читателей в реальность. Гомер молчит, однако шумит море, чёрное, грозное, в вечном движении, может быть, даже враждебное.
Мало подвести итог: «и море, и Гомер — всё движется любовью», нужно ещё отдаться этому движению, подчиниться всеобщему закону, как подчинились року ахейцы, отправляясь к стенам Трои. Вот откуда бессонница лирического героя.
Жить полной жизнью, стремиться к красоте, любить — очень нелегко, на это требуется мужество и душевные силы.
- Прочитайте стихотворение О.Э. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Какие средства выразительности вы там нашли?
- Какие античные образы использует поэт в стихотворении?
О.Э. Мандельштам считал, что культура и искусство прошлых эпох не должны восприниматься как оставшиеся в прошлом, как интересные только историкам. Они не умирают, а продолжают жить, продолжая своё влияние сквозь века.
Контрольные вопросы
- Что, по мнению лирического героя, движет миром? Подтвердите ответ примерами из текста.
- Какова композиция стихотворения?
- Как через описание реальности О.Э. Мандельштам передает эмоциональный мир лирического героя?