Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: О.Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Русская литература XX века

О.Э. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

План урока

  • Слово об О.Э. Мандельштаме
  • Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь О.Э. Мандельштама
  • Уметь анализировать поэтическое произведение

Разминка

  • Знакомы ли вы с творчеством О.Э. Мандельштама?
  • Кто такой Гомер? Что вы знаете о нём?

 

Слово о поэте

Рис. 1. О.Э. Мандельштам. Фото 1916. Рис. 1. О.Э. Мандельштам. Фото 1916.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938)

 

Родился О. Э. Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Мандельштама, который занимался производством перчаток. Флора Вербловская, мать Осипа, занималась музыкой.

 

В 1897 году семья перебралась в Петербург, Осип с ранних лет начал учить иностранные языки, с ним занимались гувернантки. В 9 лет он поступил в Тенишевское училище, которое считалось одним из лучших в стране. Здесь О.Э. Мандельштам написал свои первые стихи.

 

В 17 лет Осип отправился в Париж для учебы в Сорбонне, где он пробыл 2 года. Там же просыпается интерес к творчеству французских поэтов, среди которых особое внимание уделяется Верлену и Бодлеру.

 

В свои немногочисленные приезды в Петербург О.Э. Мандельштам посещал литературные лекции, которые проводит Вяч. Иванов, знакомится с русскими поэтами. В 1910 году, в журнале «Аполлон», впервые напечатали стихи Осипа Мандельштама. Первые стихи Осипа Мандельштама были написаны в направлении символизма.

 

1911 год стал насыщенным на события, О.Э. Мандельштам поступил в Петербургский университет, на историко-филологический факультет, присоединился к «Цеху поэтов» Н.С. Гумилева. Молодой поэт любил выступать на сцене, особым вниманием пользовалось кабаре «Бродячая собака», где Мандельштам радовал посетителей своими произведениями. Многие петербургские издания публиковали литературные статьи и стихи поэта.

 

Книга «Камень» - первый сборник стихов Осипа Мандельштама, который вышел в свет в 1913 году. Издание сборника можно назвать семейным, ведь средства на выпуск книги дал отец.

 

С 1918 года поэт скитается по России. Голод вынуждал покидать города. Петербург, Москва, Крым, Тифлис… Скитания помогли встретить любовь, в Киеве Осип познакомился с Надеждой Хазиной, в 1920 году они вернулись в Петербург и уже через несколько лет поженились.

 

Вторая книга стихов «Tristia», которая была посвящена жене поэта, вышла в 1992 года. Сборник наполнили произведения времен Первой мировой войны и революционного переворота. Спустя год свет увидела «Вторая книга» с посвящением «Н. Х.».

 

В 1925 году для молодой семьи наступают тяжелые времена, О.Э. Мандельштаму отказывают в печати стихов, в последующие пять он отстранился от поэзии. Но эти годы стали плодотворными, поэт выпустил автобиографическую повесть «Шум времени», произведения для детей – «Шары», «Примус», «Два трамвая», книгу прозы «Египетская марка» и множество литературных статей.

 

Осип Мандельштам занимался переводом книг, это помогало семье иметь небольшой доход. Самостоятельное изучение итальянского языка позволило Осипу Мандельштаму прочитать «Божественную комедию» в оригинале, после чего было написано эссе «Разговор о = Данте».

 

Осенью 1933 года было написано одно из самых известных стихотворений поэта – «Мы живем, под собою, не чуя страны…». Стихотворение было прочитано некоторым знакомым, Б. Пастернак описал это следующими словами: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но факт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия».

 

Бумажные записи стихотворения пришлось уничтожить, жена и друг семьи Эмма Герштейн выучили стихотворение наизусть. Жена поэта адресовала Эмме следующие слова: «Ося написал очень резкое сочинение. Его нельзя записать. Никто, кроме меня, его не знает. Нужно, чтобы еще кто-нибудь его запомнил. Это будете вы. Мы умрем, а вы передадите его потом людям».

 

Но на О.Э. Мандельштама все же донесли. Его выслали в Чердынь-на-Каме, но позже благодаря заступничеству Н.И. Бухарина поэт со своей женой смог переехать в Воронеж.

 

В Воронеже поэт вел активную творческую деятельность, работал в газетах, журналах, кроме того, выступал в театрах и писал стихи, который были опубликованы в сборнике «Воронежские тетради». Материальная поддержка друзей и родственников помогала семье О.Э. Мандельштама, ведь заработанных денег было ничтожно мало.

 

Затем поэта вновь арестовали, он был приговорен к пяти годам лагерей. О.Э. Мандельштама осудили за контрреволюционную деятельность, поэт был отправлен на Дальний Восток, где и погиб.

 

27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Тело поэта до весны было непогребенным и только потом весь «зимний штабель» захоронили в братской могиле.  Место могилы поэта неизвестно до сих пор.


  1. С какими потами-современниками был знаком О.Э. Мандельштам?
  2. За что поэт был отправлен в ссылку?


Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

 

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» было опубликовано в 1915 году, в сборнике «Камень». Оно обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду Трои. Жанрово относится к элегии.


Элегия (от греч. elegos – жалоба) – жанр лирической поэзии, посвящённый печальным раздумьям».


Тематика античности характерна для ранних стихов О.Э. Мандельштама. Увлечение поэта древним миром – это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту.

 

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя и сразу уходит в его внутренний мир — воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта. Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством – тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени.Тематика античности характерна для ранних стихов О.Э. Мандельштама. Увлечение поэта древним миром – это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту.

Рис. 2. Э.Д. Пойнтер. Елена Троянская. Рис. 2. Э.Д. Пойнтер. Елена Троянская.

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя и сразу уходит в его внутренний мир — воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта. Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством – тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени.

 

Поэт создал образ застывшего времени - прошедшего, вечно остающегося настоящим. В реальности культуры время не совпадает с астрономическим. Оно может останавливаться, повторяться, пересекаться с другим. Искусство способно преодолеть время. Культура — связующее начало в истории, она обеспечивает непрерывность и преемственность развития человеческой цивилизации. 

 

Постепенно и плавно мысли героя со списка кораблей переходят на цели, собравшие здесь огромное войско. И это приводит к мысли, что единственная причина, движущая огромное войско, – любовь:

 

– Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

 

 

Последняя строфа стихотворения выводит из темы античности в реальность: поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему неподалеку морю, которое дает подтверждение того, что любовь — основа всего движения на Земле:

 

 

И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

 

 

В 3 строфе звучит основная мысль стихотворения. Здесь впервые появляется союз «и» в усилительном значении. Он усиливает соединение, практически ставит знак равенства между двумя понятиями: море, Гомер — и объединяет их словом «всё».

 

Новый вопрос «Кого же слушать мне?» возвращает читателей в реальность. Гомер молчит, однако шумит море, чёрное, грозное, в вечном движении, может быть, даже враждебное.

 

Мало подвести итог: «и море, и Гомер — всё движется любовью», нужно ещё отдаться этому движению, подчиниться всеобщему закону, как подчинились року ахейцы, отправляясь к стенам Трои. Вот откуда бессонница лирического героя.

 

Жить полной жизнью, стремиться к красоте, любить — очень нелегко, на это требуется мужество и душевные силы.


  1. Прочитайте стихотворение О.Э. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Какие средства выразительности вы там нашли?
  2. Какие античные образы использует поэт в стихотворении?


О.Э. Мандельштам считал, что культура и искусство прошлых эпох не должны восприниматься как оставшиеся в прошлом, как интересные только историкам. Они не умирают, а продолжают жить, продолжая своё влияние сквозь века.


Контрольные вопросы

 

  1. Что, по мнению лирического героя, движет миром? Подтвердите ответ примерами из текста.
  2. Какова композиция стихотворения?
  3. Как через описание реальности О.Э. Мандельштам передает эмоциональный мир лирического героя?


Следующий урок
М.М. Зощенко. «История болезни»
Русская литература XX века
  • Борьба за власть в конце XVII в. Начало преобразований

    История

  • Тире между подлежащим и сказуемым

    Русский язык

  • Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке