Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Поэты русского зарубежья о Родине

Русская литература XX века

19.04.2024
4197
0

Поэты русского зарубежья о Родине

План урока

  • Поэты русского зарубежья
  • Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок)
  • З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так есть»
  • Дон-Аминадо «Бабье лето»
  • И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...»

Цели урока

  • Знать судьбу поэтов-эмигрантов, тематику и проблематику их стихотворений
  • Уметь анализировать стихотворный текст

Разминка

Какой изображают Родину поэты начала XX века, произведения которых вы изучили на прошлом уроке?

Историческая справка

Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Г. Иванов, И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева...

 

В Париже и Берлине, Риме и Нью-Йорке, Шанхае и Харбине – везде русская эмиграция отчаянно боролась за право иметь собственный голос.  В европейских столицах были организованы русские литературные центры, издательства, стали выходить многочисленные газеты и журналы.

 

Центром русской эмиграции после октября 1917 году стал Париж. Журнал «Современные записки» (Париж, 1920–1940 гг.) состоит из 70 (!) томов, русские поэты и писатели не теряли связи с родной землей, их мысли и души были вместе с родиной.

 

Одно из замечательных явлений довоенной эмиграции – заседания кружка «Зеленая лампа». Инициаторами их являлись Зинаида Гиппиус и Дмитрий Сергеевич Мережковский. С ноября 1920 года они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге, стали проводить свои «воскресенья» – на 11-бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе». Название напоминало о тайном кружке Всеволжского, в нем участвовал и Пушкин. Задача организаторов – спасти если не весь мир, по крайней мере Россию и ее филиал – эмиграцию – не только от «обывательщины», но и от гордыни и самоуничижения, от отчаяния и потери веры в будущее.

 

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшая после большевистского переворота 1917 года. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы:

  • первая волна - с 1918 года до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый характер;
  • вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И. Елагин, Д. Кленовский, Л. Ржевский, Н. Моршен, Б. Филлипов);
  • третья волна началась после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А. Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов).

Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок)

Рис. 1. Н.А. Оцуп.

Николай Авдеевич Оцуп (1894–1958)

Русский поэт и переводчик. Окончил Царскосельскую гимназию; после окончания, в 1913 году, заложив золотую медаль, уехал учиться в Париж, начал писать стихи. После расстрела Гумилёва принял решение покинуть Россию и осенью 1922 года выехал в Берлин. Во время Второй мировой войны служил добровольцем во французской армии, больше полутора лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей и с 1943 года принимал участие в итальянском Сопротивлении, за что был удостоен военных наград. По окончании войны начал преподавать в парижском университете. Скоропостижно скончался от разрыва сердца. 

Стихотворение «Мне трудно без России...» (отрывок)

Стихотворение передает мысль всех, кто оказался волею случая за рубежом: без Родины, ее народа, без русского языка тяжело.

 

Поэт передает свое состояние с помощью эпитета «великая» утрата, а голос России называет «таинственным и странным». Он сочувственно относится к тому, что там, где он раньше жил, бушует революционный пожар, но радуется тому, что к голосу его Отечества прислушиваются другие. Поэт перечисляет большие и малые русские реки, видя и в этом торжество и величие родного края.

 

Николай Оцуп, находясь далеко, понимает, что нужно молиться за Россию. Он понимает, что вера русских людей глубже, нежели библейские истины. Лирик никогда не встанет на сторону врагов России, потому что он здесь родился и вырос.

 

Стихотворение имеет стройную композицию, которая передает идею стихотворения, заявленную в первой строке.

Через личное восприятие Родины и через собственные переживания и оценки поэт приближается к истине: его страна - великая, а события, происходящие в ней, - эпохальны.

З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так есть»

Рис. 2. З.Н. Гиппиус.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945) 

Происходит из рода давным-давно обрусевших немцев, даже скорей голландцев. В 1888 году начала печатать стихи, затем рассказы, романы, пьесы. В 1889 году вышла замуж за Д. Мережковского. Их литературный салон был всегда полон знаменитостями. Вместе с мужем Гиппиус осуждала с ненавистью не только саму Октябрьскую революцию, но и всех, кто ее прямо или косвенно поддерживал. В 1919 году Гиппиус и Мережковский эмигрировали, с ноября 1920-го обосновались в Париже, где попытались создать подобие своего петербургского салона.

Стихотворение «Знайте!»

Стихотворение было написано в феврале 1918 года. «Общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.

 

Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.

 

Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».

 

В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».

 

Политической лирике Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл. 

Стихотворение «Так есть»

Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу – все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти.

 

Петроград оказался отрезанным от всего цивилизованного мира и превратился в «колыбель революции». Однако те, кто не успел покинуть город до прихода большевиков, очень скоро осознали, что оказались в западне. Людей попросту расстреливали на улицах города без суда и следствия только лишь за «буржуазный» внешний вид, и это вызвало у поэтессы настоящий шок. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем холодным февральским вечером 1918 года поэтесса напишет свое знаменитое четверостишие «Так есть», полное отчаяния, тоски и безысходности. Первоначально стихотворение называлось «Нет».

 

«Если гаснет свет – я ничего не вижу, если человек зверь – я его ненавижу», — выводит для себя новые аксиомы поэтесса и словно бы пробует на вкус каждое слово, пытаясь понять, пропитано оно кровью или нет. По первой фразе стихотворения сложно понять, почему Гиппиус пишет о подобных вещах. Ведь для этого нужно перенестись на век назад в голодный Петроград, где на улицах валяются гниющие трупы людей и лошадей, а перебои с электричеством становятся такой же обыденной вещью, как и отсутствие продуктов на полках разграбленных магазинов.

 

Даже находясь в столь безысходной ситуации, поэтесса отмечает, что готова бороться за себя и за своих близких. «Если человек хуже зверя – я его убиваю», — открыто заявляет поэтесса. Она готова терпеть голод и лишения только ради того, чтобы ее страна возродилась из революционного пепла, а люди смогли вернуться к привычному образу жизни. Однако с каждым днем эта надежда становится все более призрачной, и Зинаида Гиппиус признается, что погибает вместе с некогда великой и непобедимой державой: «Если кончена моя Россия – я умираю».


  1. Какое отношение к России высказывают в своих стихотворениях Н. Оцуп и З. Гиппиус?
  2. Какие по настроению стихотворения З. Гиппиус? С помощью чего поэтесса создаёт такое настроение?
  3. Какую идею высказывает Н. Оцуп в прочитанном вами отрывке?


Дон-Аминадо «Бабье лето»

Рис. 3. Дон-Аминадо.

Дон-Аминадо (1888–1957)

Настоящее имя - Аминадав Пейсахович Шполянский. Русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат. Дон-Аминадо родился и вырос в Елисаветграде, учился юриспруденции в Одессе и Киеве, по завершении высшего образования поселился в Москве и занялся писательской деятельностью. Будучи солдатом во время Первой мировой войны, Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу «Песни войны» (1914). Он эмигрировал в начале 1920 года через Константинополь в Париж. 

Стихотворение «Бабье лето»

Тема стихотворения - ностальгия, тоска по родине. Автор сожалеет о том, что слов, определяющих начало осени в России, «бабье лето», нет в чужих словарях. Уточняет: в толстых словарях. В них можно прочитать обо многом, но не об этом понятии.

 

Август. Ущерб. Увяданье.
Милый, единственный прах.

 

 

Назывные предложения рисуют август. Даже небо в России отличается, оно старинной темной густой синевы. В сознании лирического героя встают картины родины, они наполнены красками, милыми звуками и даже пряными запахами, казалось, давно забытыми.

 

 

Утро. Пастушья жалейка.
Поздний и горький волчец.

 

 

Междометие «Эх» передает чувство невозможности. Лирический герой тоскует на чужбине. Горечь наполнила последние слова стихотворения.

И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...»

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)

Рис. 4. И.А. Бунин.

В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 году дебют в печати. И.А. Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. В 1909 году он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук. Летом 1918 году И.А. Бунин перебирается в Одессу, а в феврале 1920 году покидает Россию. Эмигрирует во Францию. В 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе. Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. Умер во сне, по словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л.Н. Толстого «Воскресенье». 

Стихотворение «У птицы есть гнездо...»

Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции.

 

Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, чувства которого проникаются печалью и тоской, выстроенными на основе лейтмотива одиночества, содержащего личный и общественный драматизм.

 

Сюжетная линия произведения состоит из осознания лирического героя своей непростой судьбы в виде вечного скитания с целью поиска родного очага, с ностальгией вспоминая детство, проведенное в доме отца.

 

Композиционная структура стихотворения заключается в двух строфах, несущих огромную смысловую нагрузку, подчеркнутую применением постоянных повторов, создающих ощущение произнесенных вслух рассуждений лирического героя, а также акцентирующих важные детали происходящих событий, при этом первоначальное четверостишие имеет оттенки лиричной надежды, а второе – грустным мотивом суровой безысходности.

 

Отличительной особенностью стихотворения является использование интересных и необычных образов в виде птиц, зверей, их жилищ, отцовского двора, чужого дома и ветхой котомки, имеющих определенную символичность.

Образ ветхой котомки представляется поэтом не только в качестве хранилища материальных предметов лирического героя, но и является пристанищем для накопленного жизненного опыта и мудрости. Напоминая о ветхой котомке, поэт подчеркивает бедность лирического героя не только в материальном плане, но и духовном, акцентируя внимание на отсутствие богатства, счастья, а также надежды на лучшее радостное будущее, которое заключается в обретении поэтом родного домашнего очага, представленного в виде русской земли.

 

Посредством изображения образов животных и птиц поэт передает настроение своего персонажа, чувствующего тоску и печаль по невозможности обрести умиротворение в отцовском доме, в отличие от меньших братьев, имеющих и нору, и гнездо. 

 

В образе чужого, наемного дома, изображенного в стихотворении, поэт представляет чужую страну, а вспоминая об отцовском дворе, думает об оставленной родине. При этом, применяя средства художественной выразительности в виде эпитетов, а также обратный порядок слов, поэт демонстрирует жалобный плач и причитающий стон в сочетании с горестным протестом и гневом.


  1. Как И.А. Бунин говорит о горечи ухода из родного дома?
  2. Какова главная мысль стихотворения Дон-Аминадо «Бабье лето»?


ХХ век безжалостно разрушил, разорвал многие взаимосвязи, исказил саму культурную память человеческую. Первая эмиграция сохранила в себе Россию, ту, какой она была до 1917 года. Лучшие произведения писателей русского зарубежья входят в Золотой фонд России.


Контрольные вопросы

 

  1. О чем говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?
  2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?
  3. Какие чувства, настроения, какое звучание преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?


Предыдущий урок
Юмористические произведения. Журнал «Сатирикон». Приёмы сатиры. «Древняя история…»
Русская литература XX века
Следующий урок
Классицизм. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 1
Русская литература XVIII века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Эмоции. Темперамент и характер

    Биология

  • Жанры публицистики. Репортаж

    Русский язык

  • Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке