Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русские поэты XX века о Родине, природе и себе

Русская литература XX века

27.03.2024
1366
0

Стихотворения русских поэтов о природе

План урока

  • И.Ф. Анненский «Снег»
  • Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»
  • Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок»
  • Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»

Цели урока

  • Знать стихотворения А.Ф. Анненского, Д.С. Мережковского, Н.А. Заболоцкого и Н.М. Рубцова, особенности пейзажной лирики
  • Уметь анализировать стихотворения, находить средства выразительности, определять их роль в тексте

Разминка

  • Какие стихотворения русских поэтов о природе вы знаете?

И.Ф. Анненский «Снег»

Рис. 1. И.Ф. Анненский. Фото последнего периода жизни.

Иннокентий Федорович Анненский (1855–1909)

 

Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 году семья переехала в Петербург, где И.Ф. Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 году окончил историко- филологический факультет Петербургского университета.

 

Начал заниматься педагогической деятельностью. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Царскосельском гимназии. В 1870 годы начал писать стихи. Лирика И.Ф. Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью.

Стихотворение «Снег»

Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть.

 

Он написал пять вариантов стихотворения «Снег», история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.

 

Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году.

 

И.Ф. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорная попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.

Это стихотворение разделено автором на две части:

  • первая полностью посвящена зиме как тому времени года, которое стало тяготить автора. Больному человеку трудно радоваться снегу, который мешает ему выходить на прогулку;
  • вторая часть говорит о весне – даже на пороге смерти поэт не может не вспомнить о том, как прекрасно пробуждение природы, особенно по сравнению с тем, что он видит за окном сейчас.

 

По жанру это пейзажное стихотворение с философскими мотивами: через образы природы автор делится с читателями своими размышлениями о смерти и сущности человека. Написано произведение анапестом с перекрестной рифмой, который как нельзя лучше передает горечь, которую испытывает человек, чувствующий, что жить ему осталось недолго.


  1. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя?
  2. Какова тема стихотворения?


Д.С. Мережковский «Родное»

Рис. 2. Д.С. Мережковский.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941)

 

Дмитрий Мережковский Родился в Петербурге. Образование будущий поэт и писатель получил в классической гимназии. Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал: «Слабо... плохо... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!» Эта фраза осталась в памяти Д.С. Мережковского на всю жизнь.

 

В 1884 поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Очень серьезно занимается наукой. В 1890-е годы начинает сотрудничать в журнале «Северный вестник», где выпускает первый сборник стихов. Становится одним из основоположников символизма в русской литературе. 

Стихотворение «Родное»

Остров Елагин, неподалеку от Санкт-Петербурга, – место, где Дмитрий Мережковский впервые увидел мир. На острове у семьи поэта была дача. Когда Д.С. Мережковский повзрослел, отчий дом стал надежным и уютным пристанищем от городской суеты. Природа вдохновляла поэта на глубокие размышления, приносила душе умиротворение. Весной 1896 года во время пребывания на даче Д.С. Мережковский создал стихотворение «Родное».

 

В произведении отчетливо слышится грустная нота. Откуда такое настроение, ведь до этого времени поэт был уже довольно успешным и знаменитым? На самом деле грустное настроение объясняется смертью матери. Дача обостряет переживания героя, ведь каждая деталь здесь напоминает о близком человеке.

Тема стихотворения – родные места и печаль, которую они навеивают. Д.С. Мережковский показывает, что воспоминания и любовь к родным людям навсегда остаются в человеческом сердце. Он утверждает любовь к родному краю, который не отдаляется даже тогда, когда приносит печаль.

 

В стихотворении трудно выделить какой-либо образ, так как лирический герой почти не проявляет себя. Его мы можем видеть только между строк. Во время прочтения стихотворения воображение рисует человека, подавленного тоской. Он пытается найти утешение в отчем крае, но это только усиливает переживания.

Даже если не знать биографию Д.С. Мережковского, можно догадаться, что внутреннее состояние героя связано с какой-то утратой, а родные просторы напоминают о ней.

 

Лирический герой настолько охвачен грустью, что даже май кажется ему бледным, напоминает осень. Чувства героя передаются посредством пейзажа. Картина природы достаточно объемная, наполнена звуками и тусклыми цветами.

 

Интересная пейзажная деталь – запах берез и сосен во время ночного дождя. Д.С. Мережковский сравнивает струи дождя с беспомощными слезами. Но капли дождя только усиливают крепкий аромат деревьев. Береза, сосна – символы жизненной силы. Рисуя такую картину, автор как бы подсказывает, что даже в печали нужно находить силы жить дальше.

 

В последних строках произведения оказывается, что родные места утоляют печаль и успокаивают душу: «Здесь – тише радость и спокойнее горе». Тишина просторов навеивает мысли о вечном, даже время ощущается по-другому: «каждый миг, подобно капле в море».

 

Переживания захлестывают лирического героя и автора, что отобразилось на интонационном рисунке стиха. Поэт использует риторические восклицания и оборванные предложения.

Стихотворение «Не надо звуков»

Стихотворение Д. С. Мережковского «Не надо звуков» относится к тому периоду его написания, когда творчеству поэта было свойственно обращение к Богу. Автор стихотворения считал, что только вера способна избавить от нежелательных мыслей, отвлечь от уныния, подготовить человека к жизни небесной.

 

Чтобы выразить мысли более полно, он упоминает о великой силе («Дух Божий веет»), связанной с божественным началом. Это индивидуальное авторское мироощущение. Далее в стихотворении Мережковский доказывает, что неповторимое ощущение счастья и гармонии, которое возникает благодаря явлениям окружающего мира («безмолвен пруд»), связано с состоянием природы. А это, в свою очередь, находит отражение на состоянии человека. Состояние равновесия и умиротворения передает определение «блаженному», которое является характеристикой небес в вечернее время суток. 

 

Вторая строфа содержит призыв автора сохранять безмолвие во всем. Это осторожный переход к теме потустороннего мира. Автор видит наставником для людей в том, что дано свыше. Задумываясь о том, что каждый человек рано или поздно окажется во власти небесной бездны, автор советует заранее подумать об этом: «Учись тому …что выше». Он дает четкое разграничение между земной жизнью и существованием души в потустороннем мире.

 

Небольшое по объему стихотворение содержит глубокие философские рассуждения о жизни и смерти, о смысле бытия. Подобные мысли зазвучали в творческой деятельности поэта после события, которое отняло у него немало душевных сил. Трагизм связан с потерей близкого человека. После этого его постоянно посещали мысли о невозможности обойти стороной смерть. Разделение на земную жизнь и существование души после смерти, по мнению автора этих строк, закономерно. Нужно лишь суметь спокойно принять эту неизбежность.

 

Чтобы донести свои мысли до читателя, автор использовал образ тишины. Именно она помогает представить потусторонний мир, куда попадают люди после смерти.

 

Таким образом, оказавшись на лоне природы, среди безмолвия и гармонии, лирический герой призывает читателя научиться пониманию того, что после земной жизни будет другая жизнь – небесная. Донести основную мысль автору помогла уверенность в единстве природы и человека. На фоне природы происходит осмысление автором глубокой философской мысли – о человеческой жизни.


  1. Каким размером написано стихотворение «Родное» Д.С. Мережковского? Как он помогает раскрыть тему и идею в произведении?
  2. Какие образы использует Д.С. Мережковский в стихотворениях?


Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок»

Рис. 3. Н.А. Заболоцкий. Фото 1937.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

 

Родился 7 мая в Казани в семье агронома. Детские годы прошли недалеко от города Уржума. По окончании училища в Уржуме в 1920 года едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. 

 

В эти годы сближается с группой молодых поэтов, называвших себя «обериутами». В это же время Н.А. Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе, в журналах для детей «Еж» и «Чиж». Выходят его детские книжки в стихах и прозе «Змеиное молоко», «Резиновые головы» и др. В 1929 гожу вышел сборник стихов «Столбцы», в «Вторая книга».

Стихотворение «Вечер на Оке»

Пейзажная лирика Николая Заболоцкого сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. В стихотворении «Вечер на Оке» поэт словно бы приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.

 

Стихотворение начинается со строк о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделен поэтической душой и художественным даром, удается разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, который может не меняться десятилетиями. Он становится настолько обыденным и незаметным, что мало кто отдает себе отчет в том, сколько очарования он таит в себе. Секрет этого феномена прост, так как природа, «с утра обремененная работой», совсем не заинтересована в том, чтобы выставлять себя во всей красе перед людьми, которые, к тому же, не в состоянии оценить ее изящество и гармонию. Таким образом, автор наделяет окружающий мир чертами женщины, которая занята повседневными делами и не тратит драгоценное время на то, чтобы выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Однако автор отмечает, что с наступлением вечера, когда дневные заботы остались позади, природа, как и женщина, буквально преображается. Достаточно последним лучам заката прикоснуться к земле, как «обыденности плотная завеса с ее красот мгновенно упадет».

Описывая, как может преобразиться окружающий мир, Николай Заболоцкий сравнивает его с настоящей богиней, которая соткана из света и теней, тумана и огня. При этом поэт подчеркивает, что чем ниже опускаются сумерки, тем отчетливее становятся видны те мелочи и детали, на которые мало кто обращает внимание днем. Автор утверждает, что в этот момент «горит весь мир, прозрачен и духовен, теперь-то он поистине хорош». И это удивительное преображение вселяет в душу каждого, кто замечает, как природа меняется буквально на глазах, ощущение неподдельной радости и изумления. Поэт подчеркивает, что в такие минуты «ты, ликуя, множество диковин в его живых чертах распознаешь», не переставая удивляться тому, как многогранен окружающий мир, и сколько волшебных открытий он способен подарить человеку.

Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок…»

Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной окраске стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок…». Обращаясь в птице, которая является одним из предвестников весны, поэт не только выказывает свою радость от того, что он смог вернуться домой, но и готов довольствоваться самым малым, лишь бы только иметь возможность больше никогда не расставаться с семьей и заниматься творчеством.

 

Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: «Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники». При этом автор обращается уже не только к скворцу, но и к окружающей природе, по которой за долгие годы разлуки успел соскучиться. Н.А. Заболоцкий подмечает каждую мелочь, радуясь тому, как «пробуждаются клены от сна» и «как бабочки, листья захлопали».

 

Весеннее настроение чувствуется в каждой строчке этого волнующего и искреннего стихотворения. Поддаваясь душевному порыву, автор готов покинуть пыльный чердак и вслед за скворцом броситься в рощу, «сломя голову». Однако, наблюдая за тем, как меняется окружающий мир, поэт чутко прислушивается к своим внутренним ощущениям и понимает, что в его сердце также происходят изменения. Автор чувствует, что весна дает ему силы начать жизнь заново. Поэтому, обращаясь к самому себе, Николай Заболоцкий призывает: «Поднимай же скворешню, душа, над твоими садами весенними».

 

Несмотря на то, что довелось пережить поэту, он убеждает самого себя в том, что его судьба делает очередной виток, который, возможно, окажется более удачным. «Повернись к мирозданью лицом, голубые подснежники чествуя», – ведет с собственной душой незримый диалог автор. И пытается поверить в то, что эта весна действительно принесет ему не только умиротворение, но и станет началом нового жизненного периода, светлого, радостного и такого же безмятежного, как пение соловья.


  1. Какие изменения состояния природы запечатлены в стихотворении «Вечер на Оке»?
  2. С кем ведет диалог лирический герой в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…»?
  3. Какие приемы использует поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…»?


Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»

Рис. 4. Н.М. Рубцов.

Николай Михайлович Рубцов (1936–1971)

 

Николай Михайлович Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли в детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества – «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землей... священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным». Служил на Северном флоте, затем жил в Ленинграде, работал рабочим. В 1962 году он поступил в Литературный институт. Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 году в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум». Сборник «Зеленые цветы» появился после смерти поэта, который трагически погиб 19 января 1971 года. 

Стихотворение «По вечерам»

Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями была тема религии, к которой поэт относился с трепетом и уважением. И не потому, что верил в Бога, а из-за того, что считал веру неотъемлемой частью русской культуры, многогранной и самобытной.

 

В стихотворении «По вечерам» Николай Рубцов вновь затрагивает тему религии, подчеркивая, что ее уничтожение фактически перечеркнуло будущее не только всей страны, но и лишило опоры русский народ, сила которого во все времена была именно в вере. При этом разрушенный собор, который автор описывает в своем произведении, ассоциируется у него с крахом могучей державы. Тем не менее, поэт подчеркивает, что Русь не умерла, она просто «спит», дожидаясь лучших времен, когда новые поколения смогут возродить ее былую мощь и славу.

Несмотря на то, что это стихотворение было написано спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, победой в которой Советский Союз по праву может гордиться, Николай Рубцов все же считает, что это – заслуга той старой Руси, того образа мышления и воспитания, которое прививалось будущим защитникам родины с самого рождения. Патриотизм советских граждан, по мнению поэта, «был вскормлен образом свобод, всегда мелькавшей впереди». И именно это свободолюбие, считает автор, является неотъемлемой частью русской веры, которая еще не до конца уничтожена и растоптана.

 

Рассматривая руины старого собора, Николай Рубцов верит в то, что когда-нибудь наступит тот момент, когда храм будет восстановлен. Причем, не как памятник архитектуры, а как прибежище для мятежной славянской души, которая, лишившись веры, утратила многие добродетели: «И все ж я слышу с перевала, как веет здесь, чем Русь жила». Автор подчеркивает, что, несмотря на глобальные перемены в обществе, которые произошли после революции, русское село по-прежнему живет своей размеренной жизнью, тут еще сохранились прежние традиции и обычаи. «Все так же весело и властно здесь парни ладят стремена», – отмечает Николай Рубцов, хотя вторая половина 20 века по праву считается эпохой модернизации и технического прогресса. Не изменилась и сдержанная русская природа, поэтому в селах «по вечерам тело и ясно, как в те былые времена». А значит, историю можно повернуть вспять и вернуть людям то, чего они лишились вопреки собственным желаниям.

Стихотворение «Встреча»

Вдохновение к написанию стихотворения «Встреча» пришла к Николаю Рубцову после поездки на Север – в родной город – через несколько лет после отъезда. Увиденное его удивило и вдохновило – старинный городок начал застраиваться и менять свой облик. «Старый друг» поменялся, но нет в этом ничего страшного. Его прогресс имеет лишь положительные стороны, откликнувшиеся в душе автора.

 

Николай отмечает, что изменения происходят с каждым человеком. Никто не остается таким же, каким был, ведь жизнь накладывает отпечаток на всех. Это – здоровый и нормальный процесс, предполагающий эволюцию личности.

 

Город меняется – меняются и люди, живущие в нем. Они прогрессируют, развиваются, меняют свою жизнь. Вся Россия с каждым днем дышит по-другому. Каждый ее житель просыпается утром с новыми чувствами, мыслями и целями на грядущий день.

Стихотворение «Привет, Россия…»

Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле. Стихотворения Николая Рубцова всегда прекрасны своей простотой, не нужно обладать особым даром, чтобы вникнуть в смысл стиха.

 

Смысл стихотворения заключается в большей степени в том, что родной край милее всего на свете, ни на что лирический герой не променяет свою избу в лазурном поле. По всей земле странствовал он, но нигде не было пристанища, лишь на Родине тихо и спокойно, любая буря ни по чем. В последней строфе будто объединяется весь смысл стихотворения: все, что необходимо для счастья, само счастье кроется в любви к Родине.


  1. В чем выражается любовь Н.М. Рубцова к Родине? Какая Родина изображается в его произведениях?
  2. Какие картины окружающего мира остаются в его сердце и греют душу?
  3. Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства?


Начало XX века знаменовалось переменами как в мировой, так и в русской истории. Поэты тонко чувствовали все эти перемены и отразили их в своих произведениях: поэзия того периода переосмысляет образ Родины, обращая больше внимания на природу России и «малую родину».


Контрольные вопросы

 

  1. Что общего вы обнаружили в изученных вами стихотворениях?
  2. Какой предстаёт образ Родины в поэзии XX века? Что нового привносят поэты в её изображение?
  3. Какое стихотворение впечатлило вас сильнее всего? Почему?


Предыдущий урок
А.И. Куприн. «Куст сирени»
Русская литература XX века
Следующий урок
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Роль государства в экономике

    Обществознание

  • Ковалентная химическая связь

    Химия

  • Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление вещества

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке