- Слово об А.А. Блоке
- Цикл «На поле Куликовом»
- Стихотворение «Россия»
- Знать биографию А.А. Блока, своеобразие его творчества
- Уметь анализировать стихотворный цикл, определять связь между стихотворениями
- Вспомните, какие стихотворения А.А. Блока вам знакомы. О чем они?
- Что вы знаете о жизни этого русского поэта?
Слово об А.А. Блоке
Александр Александрович Блок (1880–1921)
Александр Александрович Блок оказался очевидцем масштабных исторических событий, происходивших в конце XIX – начале XX века. Конечно, эти события не могли не оказаться в центре внимания русского поэта: он наблюдал, как рушится старая Россия и на ее месте возникает совершенно новая, размышлял о прошлом, настоящем и будущем русского народа.
А.А. Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в семье ректора Петербургского университета – в семье передовой русской интеллигенции.
Первые стихи А.А. Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда, Андрея Николаевича Бекетова, Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово.
В 1898 году А.А. Блок поступил на юридический факультет университете, поскольку его всегда интересовала история русского народа, но впоследствии перешел на филологический факультет, заинтересовавшись историей русской поэзии.
В 1903 году А.А. Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д.И. Менделеева. Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в «светских львиц»: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас.
А.А. Блок рано начал выступать в печати со своими стихотворениями. Первый сборник, посвященный его музе - его жене Любови Менделеевой, назывался «Стихи о Прекрасной Даме».
После революции 1905 года в творчестве писателя появляется тема Родины. Он видел перед собой две России: одну – официальную, самодержавную, другую – народную. Россия для А.А. Блока – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».
В 1908 году А.А. Блок написал цикл стихотворений «На поле Куликовом», посвященный Куликовской битве 1380 года. Куликовская битва для поэта – это историческое событие, помогающее осмыслить не только прошлое, но и настоящее, и будущее России. А.А. Блок сопоставляет событии далекого 1380 года и события надвигающейся на него новой эпохи.
Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию А.А. Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Октябрьскую революцию А.А. Блок пытался осмыслить не только в публицистике но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918).
Оказавшись в тяжёлом материальном положении, А.А. Блок серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Такая информация, вероятно, распространилась из большевистских кругов и в дальнейшем получила огласку в советских журналах. Действительно, накануне смерти поэт долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам В.Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании.
- Как в творчестве поэта воплотилась историческая тема?
- Как А.А. Блок воспринял революцию в России?
Цикл «На поле Куликовом»
В годы, последовавшие за поражением первой русской революции, А.А. Блоком все больше овладевало предчувствие грядущей грандиозной катастрофы, ставшее внутренним пафосом его дальнейшего творчества. Он выступил с докладами и статьями «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура» (1908), полными тревожных предостережений. Образы и символы России, созданные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем («Куда ты мчишься, гордый конь, и где опустишь ты копыта?..»; «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»), здесь трагически переосмысляются: «Что, если тройка... летит прямо на нас?.. Над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта».
В предвидении будущего поэт все внимательнее вглядывался в прошлое страны. К «символическим событиям русской истории», по мнению А.А. Блока, относилась знаменитая Куликовская битва. Настойчивое обращение к этому поворотному событию в судьбе родины содержится уже в «Песне Судьбы» и в статье «Народ и интеллигенция».
Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, – одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее – о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных
- общим жанром,
- темой,
- главными героями,
- единым замыслом,
- исторической эпохой,
- единым поэтическим настроением,
- местом действия.
Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет». В первом стихотворении показано движение воинов по полю боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль»). Ho содержание его неизмеримо богаче. Оно выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль...»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают. Возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых его современников подобная вольность шокировала (например, М. Горького). Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого А.А. Блока, о соловьевской «вечной женственности».
Зато всеми безоговорочно были приняты строки, с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль...»
Если первое стихотворение написано пятистопным хореем, то в третьем ритм меняется: пятистопный хорей чередуется здесь с трехстопным. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ — «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою...», «слышал я Твой голос сердцем вещим //В криках лебедей»), нo вот «Ты» здесь:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
He спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.
К кому обращается поэт на «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья Матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования. Бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.
Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, А.А. Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма, как, скажем, М.Ю. Лермонтов в «Бородино» («Да, были люди в наше время!»). В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. «Куликовская битва, – писал он в примечании к циклу, – принадлежит <...> к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, «частушечного» четырехстопного хорея (первый черновой набросок), А.А. Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:
Ho узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
He может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.
Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А.А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.
- Найдите в тексте цикла «На поле Куликовом» следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Прочитайте эти фрагменты. Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далекого исторического прошлого.
- Какая тема является основной в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»?
Стихотворение «Россия»
Итогом размышлений А.А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. Одним из самых известных стихотворений этого цикла является стихотворение «Россия» («Опять, как в годы золотые…»), написанное в 1908 году. Центральная тема – судьба России, которая осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую. Здесь Россия предстает в облике прекрасной женщины в «плату узорном до бровей».
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. К моменту написания стихотворения «Россия» Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.
Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства. И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении А.А. Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Во второй части стихотворения (последние шесть строк) появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь А.А. Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.
Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.
- Как вы понимаете концовку стихотворения «Россия»?
- Какой предстаёт образ России в стихотворении А.А. Блока?
Литературовед В. Орлов так отзывался об Александре Блоке: «Самый исторический поэт в литературе XX века, ибо всё, что он писал, исторично, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».
Контрольные вопросы
- Почему литературовед В. Орлов назвал А.А. Блока самым историческим поэтом в литературе 20 века?
- Какой образ России создаёт А.А. Блок в своём творчестве? Что нового поэт привнёс в этот образ?