Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»

Русская литература XX века

18.01.2025
4112
0

А.А. Блок. «На поле Куликовом»

План урока

  • Слово об А.А. Блоке
  • Цикл «На поле Куликовом»
  • Стихотворение «Россия»

Цели урока

  • Знать биографию А.А. Блока, своеобразие его творчества
  • Уметь анализировать стихотворный цикл, определять связь между стихотворениями

Разминка

  • Вспомните, какие стихотворения А.А. Блока вам знакомы. О чем они?
  • Что вы знаете о жизни этого русского поэта?

Слово об А.А. Блоке

Рис. 1. А.А. Блок.

Александр Александрович Блок (1880–1921) 

 

Александр Александрович Блок оказался очевидцем масштабных исторических событий, происходивших в конце XIX – начале XX века. Конечно, эти события не могли не оказаться в центре внимания русского поэта: он наблюдал, как рушится старая Россия и на ее месте возникает совершенно новая, размышлял о прошлом, настоящем и будущем русского народа. 

 

А.А. Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в семье ректора Петербургского университета – в семье передовой русской интеллигенции.

 

Первые стихи А.А. Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда, Андрея Николаевича Бекетова, Шахматово.  В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово.

 

В 1898 году А.А. Блок поступил на юридический факультет университете, поскольку его всегда интересовала история русского народа, но впоследствии перешел на филологический факультет, заинтересовавшись историей русской поэзии.

В 1903 году А.А. Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д.И. Менделеева. Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в «светских львиц»: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас. 

 

А.А. Блок рано начал выступать в печати со своими стихотворениями. Первый сборник, посвященный его музе - его жене Любови Менделеевой, назывался «Стихи о Прекрасной Даме». 

 

После революции 1905 года в творчестве писателя появляется тема Родины. Он видел перед собой две России: одну – официальную, самодержавную, другую – народную. Россия для А.А. Блока – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое». 

 

В 1908 году А.А. Блок написал цикл стихотворений «На поле Куликовом», посвященный Куликовской битве 1380 года. Куликовская битва для поэта – это историческое событие, помогающее осмыслить не только прошлое, но и настоящее, и будущее России. А.А. Блок сопоставляет событии далекого 1380 года и события надвигающейся на него новой эпохи.

 

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию А.А. Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Октябрьскую революцию А.А. Блок пытался осмыслить не только в публицистике но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918).

 

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, А.А. Блок серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Такая информация, вероятно, распространилась из большевистских кругов и в дальнейшем получила огласку в советских журналах. Действительно, накануне смерти поэт долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам В.Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании.


  1. Как в творчестве поэта воплотилась историческая тема?
  2. Как А.А. Блок воспринял революцию в России?


Цикл «На поле Куликовом»

В годы, последовавшие за поражением первой русской революции, А.А. Блоком все больше овладевало предчувствие грядущей грандиозной катастрофы, ставшее внутренним пафосом его дальнейшего творчества. Он выступил с докладами и статьями «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура» (1908), полными тревожных предостережений. Образы и символы России, созданные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем («Куда ты мчишься, гордый конь, и где опустишь ты копыта?..»; «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»), здесь трагически переосмысляются: «Что, если тройка... летит прямо на нас?.. Над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта».

 

В предвидении будущего поэт все внимательнее вглядывался в прошлое страны. К «символическим событиям русской истории», по мнению А.А. Блока, относилась знаменитая Куликовская битва. Настойчивое обращение к этому поворотному событию в судьбе родины содержится уже в «Песне Судьбы» и в статье «Народ и интеллигенция».

 

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, – одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее – о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных

  • общим жанром,
  • темой,
  • главными героями,
  • единым замыслом,
  • исторической эпохой,
  • единым поэтическим настроением,
  • местом действия.


Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет». В первом стихотворении показано движение воинов по полю боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль»). Ho содержание его неизмеримо богаче. Оно выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль...»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают. Возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:

 

 

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

 

 

Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых его современников подобная вольность шокировала (например, М. Горького). Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого А.А. Блока, о соловьевской «вечной женственности».

 

Зато всеми безоговорочно были приняты строки, с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль...»

 

Если первое стихотворение написано пятистопным хореем, то в третьем ритм меняется: пятистопный хорей чередуется здесь с трехстопным. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ — «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою...», «слышал я Твой голос сердцем вещим //В криках лебедей»), нo вот «Ты» здесь:

 

 

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
He спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.

 

 

К кому обращается поэт на «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья Матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования. Бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.

 

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, А.А. Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма, как, скажем, М.Ю. Лермонтов в «Бородино» («Да, были люди в наше время!»). В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. «Куликовская битва, – писал он в примечании к циклу, – принадлежит <...> к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, «частушечного» четырехстопного хорея (первый черновой набросок), А.А. Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:

 

 

Ho узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!

He может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

 

 

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

 

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А.А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.


  1. Найдите в тексте цикла «На поле Куликовом» следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Прочитайте эти фрагменты. Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далекого исторического прошлого.
  2. Какая тема является основной в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»?


Стихотворение «Россия»

Итогом размышлений А.А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. Одним из самых известных стихотворений этого цикла является стихотворение «Россия» («Опять, как в годы золотые…»), написанное в 1908 году. Центральная тема – судьба России, которая осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую. Здесь Россия предстает в облике прекрасной женщины в «плату узорном до бровей». 

Рис. 2. К. Малевич. Три женщины на дороге. 1930.

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. К моменту написания стихотворения «Россия» Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

 

Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства. И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении А.А. Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

 

Во второй части стихотворения (последние шесть строк) появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь А.А. Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

 

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

 

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.


  1. Как вы понимаете концовку стихотворения «Россия»?
  2. Какой предстаёт образ России в стихотворении А.А. Блока?


Литературовед В. Орлов так отзывался об Александре Блоке: «Самый исторический поэт в литературе XX века, ибо всё, что он писал, исторично, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».


Контрольные вопросы

 

  1. Почему литературовед В. Орлов назвал А.А. Блока самым историческим поэтом в литературе 20 века?
  2. Какой образ России создаёт А.А. Блок в своём творчестве? Что нового поэт привнёс в этот образ?


Предыдущий урок
А.И. Куприн. «Куст сирени»
Русская литература XX века
Следующий урок
Тэффи. «Жизнь и воротник»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Ковалентная химическая связь

    Химия

  • Обращение

    Русский язык

  • Состав и функции внутренней среды организма. Форменные элементы крови

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке