Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.А. Осоргин. «Пенсне»

Русская литература XX века

14.06.2025
2705
0

М.А. Осоргин. «Пенсне»

План урока

  • Слово о М.А. Осоргине
  • Рассказ «Пенсне»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М.А. Осоргина
  • Уметь определять роль изобразительно-выразительных средств в юмористическом рассказе, анализировать прозаическое произведение

Разминка

  • Знакомы ли вы с творчеством М.А. Осоргина? Какие его произведения вам известны?
  • Вспомните, что такое «олицетворение».

Слово о М.А. Осоргине

Рис. 1. М. А. Осоргин, 1920-1939 годы, автор неизвестен Рис. 1. М. А. Осоргин, 1920-1939 годы, автор неизвестен

Михаил Андреевич Осоргин (1878–1942)

 

Настоящая фамилия Михаила Андреевича Осоргина – Ильин, а Осоргин – это псевдоним писателя. 

 

М.А. Осоргин родился 7 (19) октября 1878 года в Перми в семье мелкопоместных дворян. Детство его было благополучным и счастливым. В 1888 году мальчик поступил в Пермскую классическую гимназию, по окончании которой был принят в Московский университет на юридический факультет. С большой теплотой писал он позже о первых московских впечатлениях, и о полунищей жизни в студенческом квартале в районе Бронных улиц, и об университетских лекциях, где «учили быть людьми, а не стряпчими и аптекарями».

 

Окончив университет в 1902 году, М.А. Осоргин приступает к адвокатской практике в Москве. Он получает звание помощника присяжного поверенного Московской судебной палаты, присяжного стряпчего при коммерческом, опекуна при сиротском приюте, был юрисконсультом Общества купеческих приказчиков, членом Общества попечительства о бедных.

 

Его первый рассказ – «Отец» – был опубликован, когда будущий писатель учился в 7 классе.

 

В студенческие годы М.А. Осоргин сотрудничал со многими уральскими газетами. Он был участником революционной деятельности, сидел в тюрьме, потом сбежал в Италию. «Города Италии были моими комнатами: Рим – рабочим кабинетом, Флоренция – библиотекой, Неаполь – террасой, с которой открывается такой прекрасный вид», – шутил писатель.

 

После революции М.А. Осоргин вернулся. Он стал первым председателем Всероссийского союза журналистов. Зимой 1921-1922 годов был редактором «Литературной газеты», продолжал публиковать сказки и рассказы для детей. Писатель не смог сработаться с большевиками и был отправлен в ссылку, а затем и вовсе выслан из страны.

 

Мировую известность М.А. Осоргину принес роман «Сицев Вражек», начатый еще в России, но законченный и опубликованный в 1928 году уже в изгнании. Роман рассказывает о трагедии русской интеллигенции во времена Первой мировой войны и революции.

 

М.А. Осоргин несколько раз обращался к М. Горькому с просьбами помочь ему печататься в России: «...невыносимо обидно совсем не быть читаемым... на родине...»

 

После недолгого пребывания в Берлине и двух поездок в Италию обосновался в 1923 году в Париже. После нападения Германии на СССР, свою общественную позицию выразил в письмах в СССР, в которых обращал внимание на сходство режимов в фашистских государствах и в СССР. Бежав в июне 1940 года вместе с женой из Парижа, М.А. Осоргин обосновался в городке Шабри на юге Франции.

 

Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу – этими чувствами были отмечены последние дни его жизни. Писатель страстно мечтал вернуться на родину. О России М.А. Осоргин писал: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, – писал он, – а в том, чтобы таково было ее будущее».

 

Умер М.А. Осоргин в Шабри (Франция) 27 ноября 1942 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев в Париже.


  1. Какие факты биографии писателя показались вам наиболее интересными и значимыми?
  2. В каких странах большую часть жизни провёл М.А. Осоргин, будучи за пределами России?


Рассказ «Пенсне»

В 1924 году в Берлине, в журнале «Дни», вышел   один из самых известных рассказов Осоргина – «Пенсне».


Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.


Рис. 2. И. Браз. А.П. Чехов. 1898. Фрагмент. (на писателе пенсне) Рис. 2. И. Браз. А.П. Чехов. 1898. Фрагмент. (на писателе пенсне)

Автор размышляет о вещах, окружающих человека, их назначении, статусе. Предметы обретают качества, присущие человеку: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник – «добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».

 

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например:

  • «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
  • «часы шагают» – реализация метафоры «часы идут»;
  • «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

 

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора. Все предметы, описанные М.А. Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям.

 

Идея и цель рассказа Михаила Андреевича Осоргина «Пенсне» в том, что за обыденностью человек не видит окружающего его удивительного мира вещей, живущих своей жизнью. Автор стремится убедить читателя, что предметы каким-то непостижимым образом живут своей жизнью и «обладают страстью к путешествиям».


  1. Рассказ «Пенсне» начинается с вопроса, который не требует ответа. Как называется такой приём?
  2. Какие замечания автора о жизни вещей, окружающих нас, показались вам правдивыми?
  3. Какие приёмы использует М.А. Осоргин при описании предметов?
  4. Почему рассказ назван «Пенсне», хотя речь в нём о разных предметах?
  5. В чем комичность рассказа?


М.А. Осоргина можно назвать писателем с детской душой. Он сохранил непринуждённый взгляд на окружающий мир, несмотря на пережитые потрясения. Писатель считал, что жизнь человека должна проходить в гармонии с совестью и природой, подмечая: «Цель жизни — в процессе жизни». М.А. Осоргин искренне любил людей и хотел для них только лучшего, что и воплотил в своём писательском наследии.


Контрольные вопросы

 

  1. Кто является главным героем рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»?
  2. Какова тема и идея рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»?


М.А. Осоргин. «Пенсне»

План урока

  • Слово о М.А. Осоргине
  • Рассказ «Пенсне»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М.А. Осоргина
  • Уметь определять роль изобразительно-выразительных средств в юмористическом рассказе, анализировать прозаическое произведение

Разминка

  • Знакомы ли вы с творчеством М.А. Осоргина? Какие его произведения вам известны?
  • Вспомните, что такое «олицетворение».

Слово о М.А. Осоргине

Рис. 1. М. А. Осоргин, 1920-1939 годы, автор неизвестен Рис. 1. М. А. Осоргин, 1920-1939 годы, автор неизвестен

Михаил Андреевич Осоргин (1878–1942)

 

Настоящая фамилия Михаила Андреевича Осоргина – Ильин, а Осоргин – это псевдоним писателя. 

 

М.А. Осоргин родился 7 (19) октября 1878 года в Перми в семье мелкопоместных дворян. Детство его было благополучным и счастливым. В 1888 году мальчик поступил в Пермскую классическую гимназию, по окончании которой был принят в Московский университет на юридический факультет. С большой теплотой писал он позже о первых московских впечатлениях, и о полунищей жизни в студенческом квартале в районе Бронных улиц, и об университетских лекциях, где «учили быть людьми, а не стряпчими и аптекарями».

 

Окончив университет в 1902 году, М.А. Осоргин приступает к адвокатской практике в Москве. Он получает звание помощника присяжного поверенного Московской судебной палаты, присяжного стряпчего при коммерческом, опекуна при сиротском приюте, был юрисконсультом Общества купеческих приказчиков, членом Общества попечительства о бедных.

 

Его первый рассказ – «Отец» – был опубликован, когда будущий писатель учился в 7 классе.

 

В студенческие годы М.А. Осоргин сотрудничал со многими уральскими газетами. Он был участником революционной деятельности, сидел в тюрьме, потом сбежал в Италию. «Города Италии были моими комнатами: Рим – рабочим кабинетом, Флоренция – библиотекой, Неаполь – террасой, с которой открывается такой прекрасный вид», – шутил писатель.

 

После революции М.А. Осоргин вернулся. Он стал первым председателем Всероссийского союза журналистов. Зимой 1921-1922 годов был редактором «Литературной газеты», продолжал публиковать сказки и рассказы для детей. Писатель не смог сработаться с большевиками и был отправлен в ссылку, а затем и вовсе выслан из страны.

 

Мировую известность М.А. Осоргину принес роман «Сицев Вражек», начатый еще в России, но законченный и опубликованный в 1928 году уже в изгнании. Роман рассказывает о трагедии русской интеллигенции во времена Первой мировой войны и революции.

 

М.А. Осоргин несколько раз обращался к М. Горькому с просьбами помочь ему печататься в России: «...невыносимо обидно совсем не быть читаемым... на родине...»

 

После недолгого пребывания в Берлине и двух поездок в Италию обосновался в 1923 году в Париже. После нападения Германии на СССР, свою общественную позицию выразил в письмах в СССР, в которых обращал внимание на сходство режимов в фашистских государствах и в СССР. Бежав в июне 1940 года вместе с женой из Парижа, М.А. Осоргин обосновался в городке Шабри на юге Франции.

 

Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу – этими чувствами были отмечены последние дни его жизни. Писатель страстно мечтал вернуться на родину. О России М.А. Осоргин писал: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, – писал он, – а в том, чтобы таково было ее будущее».

 

Умер М.А. Осоргин в Шабри (Франция) 27 ноября 1942 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев в Париже.


  1. Какие факты биографии писателя показались вам наиболее интересными и значимыми?
  2. В каких странах большую часть жизни провёл М.А. Осоргин, будучи за пределами России?


Рассказ «Пенсне»

В 1924 году в Берлине, в журнале «Дни», вышел   один из самых известных рассказов Осоргина – «Пенсне».


Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.


Рис. 2. И. Браз. А.П. Чехов. 1898. Фрагмент. (на писателе пенсне) Рис. 2. И. Браз. А.П. Чехов. 1898. Фрагмент. (на писателе пенсне)

Автор размышляет о вещах, окружающих человека, их назначении, статусе. Предметы обретают качества, присущие человеку: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник – «добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».

 

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например:

  • «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
  • «часы шагают» – реализация метафоры «часы идут»;
  • «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

 

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора. Все предметы, описанные М.А. Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям.

 

Идея и цель рассказа Михаила Андреевича Осоргина «Пенсне» в том, что за обыденностью человек не видит окружающего его удивительного мира вещей, живущих своей жизнью. Автор стремится убедить читателя, что предметы каким-то непостижимым образом живут своей жизнью и «обладают страстью к путешествиям».


  1. Рассказ «Пенсне» начинается с вопроса, который не требует ответа. Как называется такой приём?
  2. Какие замечания автора о жизни вещей, окружающих нас, показались вам правдивыми?
  3. Какие приёмы использует М.А. Осоргин при описании предметов?
  4. Почему рассказ назван «Пенсне», хотя речь в нём о разных предметах?
  5. В чем комичность рассказа?


М.А. Осоргина можно назвать писателем с детской душой. Он сохранил непринуждённый взгляд на окружающий мир, несмотря на пережитые потрясения. Писатель считал, что жизнь человека должна проходить в гармонии с совестью и природой, подмечая: «Цель жизни — в процессе жизни». М.А. Осоргин искренне любил людей и хотел для них только лучшего, что и воплотил в своём писательском наследии.


Контрольные вопросы

 

  1. Кто является главным героем рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»?
  2. Какова тема и идея рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»?


Предыдущий урок
А.И. Куприн. «Куст сирени»
Русская литература XX века
Следующий урок
Тэффи. «Жизнь и воротник»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»

    Литература

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История

  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Сюжет и фабула

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке