- Слово о М.А. Осоргине
- Рассказ «Пенсне»
- Знать жизненный и творческий путь М.А. Осоргина
- Уметь определять роль изобразительно-выразительных средств в юмористическом рассказе, анализировать прозаическое произведение
- Знакомы ли вы с творчеством М.А. Осоргина? Какие его произведения вам известны?
- Вспомните, что такое «олицетворение».
Слово о М.А. Осоргине
Михаил Андреевич Осоргин (1878–1942)
Настоящая фамилия Михаила Андреевича Осоргина – Ильин, а Осоргин – это псевдоним писателя.
М.А. Осоргин родился 7 (19) октября 1878 года в Перми в семье мелкопоместных дворян. Детство его было благополучным и счастливым. В 1888 году мальчик поступил в Пермскую классическую гимназию, по окончании которой был принят в Московский университет на юридический факультет. С большой теплотой писал он позже о первых московских впечатлениях, и о полунищей жизни в студенческом квартале в районе Бронных улиц, и об университетских лекциях, где «учили быть людьми, а не стряпчими и аптекарями».
Окончив университет в 1902 году, М.А. Осоргин приступает к адвокатской практике в Москве. Он получает звание помощника присяжного поверенного Московской судебной палаты, присяжного стряпчего при коммерческом, опекуна при сиротском приюте, был юрисконсультом Общества купеческих приказчиков, членом Общества попечительства о бедных.
Его первый рассказ – «Отец» – был опубликован, когда будущий писатель учился в 7 классе.
В студенческие годы М.А. Осоргин сотрудничал со многими уральскими газетами. Он был участником революционной деятельности, сидел в тюрьме, потом сбежал в Италию. «Города Италии были моими комнатами: Рим – рабочим кабинетом, Флоренция – библиотекой, Неаполь – террасой, с которой открывается такой прекрасный вид», – шутил писатель.
После революции М.А. Осоргин вернулся. Он стал первым председателем Всероссийского союза журналистов. Зимой 1921-1922 годов был редактором «Литературной газеты», продолжал публиковать сказки и рассказы для детей. Писатель не смог сработаться с большевиками и был отправлен в ссылку, а затем и вовсе выслан из страны.
Мировую известность М.А. Осоргину принес роман «Сицев Вражек», начатый еще в России, но законченный и опубликованный в 1928 году уже в изгнании. Роман рассказывает о трагедии русской интеллигенции во времена Первой мировой войны и революции.
М.А. Осоргин несколько раз обращался к М. Горькому с просьбами помочь ему печататься в России: «...невыносимо обидно совсем не быть читаемым... на родине...»
После недолгого пребывания в Берлине и двух поездок в Италию обосновался в 1923 году в Париже. После нападения Германии на СССР, свою общественную позицию выразил в письмах в СССР, в которых обращал внимание на сходство режимов в фашистских государствах и в СССР. Бежав в июне 1940 года вместе с женой из Парижа, М.А. Осоргин обосновался в городке Шабри на юге Франции.
Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу – этими чувствами были отмечены последние дни его жизни. Писатель страстно мечтал вернуться на родину. О России М.А. Осоргин писал: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, – писал он, – а в том, чтобы таково было ее будущее».
Умер М.А. Осоргин в Шабри (Франция) 27 ноября 1942 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев в Париже.
- Какие факты биографии писателя показались вам наиболее интересными и значимыми?
- В каких странах большую часть жизни провёл М.А. Осоргин, будучи за пределами России?
Рассказ «Пенсне»
В 1924 году в Берлине, в журнале «Дни», вышел один из самых известных рассказов Осоргина – «Пенсне».
Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.
Автор размышляет о вещах, окружающих человека, их назначении, статусе. Предметы обретают качества, присущие человеку: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник – «добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например:
- «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
- «часы шагают» – реализация метафоры «часы идут»;
- «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.
Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора. Все предметы, описанные М.А. Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям.
Идея и цель рассказа Михаила Андреевича Осоргина «Пенсне» в том, что за обыденностью человек не видит окружающего его удивительного мира вещей, живущих своей жизнью. Автор стремится убедить читателя, что предметы каким-то непостижимым образом живут своей жизнью и «обладают страстью к путешествиям».
- Рассказ «Пенсне» начинается с вопроса, который не требует ответа. Как называется такой приём?
- Какие замечания автора о жизни вещей, окружающих нас, показались вам правдивыми?
- Какие приёмы использует М.А. Осоргин при описании предметов?
- Почему рассказ назван «Пенсне», хотя речь в нём о разных предметах?
- В чем комичность рассказа?
М.А. Осоргина можно назвать писателем с детской душой. Он сохранил непринуждённый взгляд на окружающий мир, несмотря на пережитые потрясения. Писатель считал, что жизнь человека должна проходить в гармонии с совестью и природой, подмечая: «Цель жизни — в процессе жизни». М.А. Осоргин искренне любил людей и хотел для них только лучшего, что и воплотил в своём писательском наследии.
Контрольные вопросы
- Кто является главным героем рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»?
- Какова тема и идея рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»?