Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

Зарубежная история 19-начала 20 века

28.03.2024
28083
0

Экономическое развитие в XIX начале ХХ века

 

План урока

  • Промышленная революция
  • Особенности капитализма
  • Сельское хозяйство
  • Развитие торговли

Цели урока

  • знать понятия: промышленный капитализм, индустриализация, капитал, акционерное общество, экономический кризис, монополия, протекционизм знать причины промышленной революции
  • уметь понимать ход и особенности промышленной революции; раскрывать сущность капиталистического развития стран Запада в изучаемый период; выявлять факторы развития сельского хозяйства в изучаемый период; объяснять причинно-следственную связь транспортной революции с развитием торговли

Вступление

Вы уже изучили эпоху раннего Нового времени и узнали, как происходило разрушение традиционного общества. Теперь вам предстоит познакомиться с развитием в Западной Европе и США индустриального общества. Изучая этот период, вы увидите, как на индустриальное общество повлияет процесс модернизации.

 

Промышленный переворот второй половины XVIII века представлял техническую революцию только в масштабах одной страны, с относительно скромным влиянием на экономику. А как будет развиваться экономика посредством промышленной революции в XIX в.? Вот это вам предстоит узнать и познакомиться с каждой из стран поближе. 

Промышленная революция

В XIX веке промышленная революция охватила целые континенты и приобрела форму индустриализации, превратившей крупную промышленность в основу экономики.

Рис. 1. Металлургический завод в Барроу. Гравюра, XIX век

С конца XVIII века до 20–30-х гг. XIX века ведущую роль играла текстильная промышленность. Почему же? А всё потому, что в этой отрасли были невысокие затраты на оборудование и широкий рынок сбыта готовой промышленности. Уже с 30–40-х гг. XIX в. главную роль заняла чёрная металлургия, так как увеличилось количество паровых машин и началось строительство железных дорог. Всё это способствовало возникновению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли производства (рис. 1).

 

Одной из главных составляющих транспортной революции, проходившей в 30-е –70-е гг. XIX в., являлось строительство железных дорог (см. табл. 1).
 

Таблица 1. Строительство ж/д дорог в начале XIX в.

 

Страна

Год

Линия

Англия

1825

Стоктон-Дарлингтон

США

1830

Балтимор-Эпикотт-Милз

Франция

1832

Сент-Этьен-Андрецикс

Германия

1835

Нюрнберг-Фюрт

Россия

1837

Петербург-Царское село


 

Рис. 2. Джордж Стефансон (1781–1848)

Джордж Стефансон английский изобретатель, инженер-механик. Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому паровозу. Считается одним из «отцов» железных дорог (рис. 2).

Рис. 3. Блюхер (паровоз)

«Блюхер» один из первых в мире паровозов и самый первый паровоз Джорджа Стефенсона. Получил имя в честь прусского фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера (рис. 3).

 

В 1823 году он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод, а в сентябре 1825 года был готов новый локомотив, получивший название «Эктив» (переименован в «Локомоушн № 1») (рис. 4).

Рис. 4. Ньюкаслский завод и реплика паровоза «Локомоушн № 1»

Рис. 5. Роберт Фултон (1765–1815)

Роберт Фултон американский инженер и изобретатель, создатель одного из первых пароходов и проекта одной из первых подводных лодок.

 

В первое плавание пароход Фултона вышел 17 августа 1807 год. Первый пароход часто называют «Клермонт», но на самом деле Фултон назвал его «Пароход Северной Реки» (рис. 6).

Рис. 6. Открытка с изображением парохода «Клермонт»

Рис. 7. Наутилус-3, проект 1807 года

Наутилус обобщающее название для трёх подводных лодок, построенных в 1800–1804 годах по проектам выдающегося инженера Роберта Фултона (рис. 7).

 

17 ноября 1869 был прорыт Суэцкий канал — бесшлюзовой судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией (рис. 8).

Рис. 8. Торжественное открытие Суэцкого канала и Суэцкий канал на карте

В 1913 г. открылся Панамский канал  судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама (рис. 9).

Рис. 9. Панамский канал на контурной карте и строительство канала в 1885 году


Вопросы
 

1. Назовите особенности промышленной революции в XIX в.

2. Какие технические изобретения и открытия в большей степени повлияли на развитие общества?


Особенности капитализма

Любое производство XIX в. начиналось с капитала — денег, приносящих прибыль. Тот, кто обладал капиталом, назывался капиталистом. Крупные промышленники стали объединяться, в результате чего появились акционерные общества. Капитал в таких обществах делили на части акции, а потом продавали на бирже. Банки тоже стали превращаться в акционерные общества, так как не могли выдавать больших кредитов.

 

На смену мастерским и фабрикам пришли заводы — крупное промышленное производство, на которых применялась стандартизация — изготовление деталей по образцу, что привело к серийному выпуску товаров.

 

Промышленный переворот дал толчок не только экономическому росту, но и его качеству. Сельское хозяйство уходило на задний план,  а валовой внутренний продукт на душу населения увеличивался  (схема 1).

Схема 1. Неравномерность экономического развития

Государство до последней четверти XIX века не вмешивалось в экономику, создавая условия для свободной конкуренции внутри страны и за её пределами. В 1873 году экономический кризис (кризис перепроизводства: количество производимого товара превысило спрос на него). Вследствие чего с конца 1870-х началось ограничение свободы конкуренции.

 

Внутри стран свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря монополизации — крупные корпорации стремились монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях. После кризиса предприниматели искали дополнительный доход и начали создавать разного рода объединения: картель — монополистическое объединение с целью установления единых условий сбыта продукции; синдикат — форма монополистического объединения, участники которого объединяли свою коммерческую деятельность; трест — форма монополистического объединения, в которой участники теряли не только коммерческую, но и производственную самостоятельность.


Вопросы
 

1. Почему XIX  век век капитализма? Какие изменения произошли в финансовой, банковской сферах и сфере промышленного производства?

2. В чём проявлялась неравномерность экономического развития?

3. К чему привел экономический кризис?


Сельское хозяйство

Сельское хозяйство развивалось за счёт природно-климатических факторов, совершенствования с/х техники, изменений в организации труда:

  • За периодами резкого похолодания, «годом без лета» и, как следствие, неурожая, голода стали одной из причин европейской революции 1848–1849 гг.;
  • Практически полное исчезновение в с/х Европы и Америки подневольного труда замена его трудом свободных людей. Появление аграрного капитализма;
  • Увеличение производительности труда в с/х. Причины: развитие капиталистических отношений в деревне, научный и технический прогресс.

Развитие торговли

Транспортная революция увеличила перевозки товаров сложился мировой рынок. Развитие торговли поддерживало правительство стран: ликвидировали внутренние пошлины и сборы. Тем самым получила распространение идея свободной торговли фритреда. Мировой экономический кризис затронул и внешнюю торговлю.  Конкуренция стала не такой свободной, каждый рынок пытался защититься с помощью высоких таможенных пошлин так появился протекционизм.


Вопросы
 

1. Причины роста сельского хозяйства.

2. Как промышленный переворот повлиял на сельское хозяйство и торговлю?


Итог

 

Промышленная революция на протяжении XIX века изменила облик мировой экономики и ускорила её рост. Развивался капитализм, основанный на свободе конкуренции и стремлении к прибыли. А на рубеже XIX в. и  XX вв. в нём усиливались монополистические тенденции.

Предыдущий урок
Великобритания до Первой мировой войны
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Природа Сибири. Природа и ресурсы гор юга Сибири. Арктические моря

    География

  • Создание Web-сайта: оформление сайта, размещение сайта в Интернете

    Информатика

  • Закон радиоактивного распада

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке