- Промышленная революция
- Особенности капитализма
- Сельское хозяйство
- Развитие торговли
- знать понятия: промышленный капитализм, индустриализация, капитал, акционерное общество, экономический кризис, монополия, протекционизм знать причины промышленной революции
- уметь понимать ход и особенности промышленной революции; раскрывать сущность капиталистического развития стран Запада в изучаемый период; выявлять факторы развития сельского хозяйства в изучаемый период; объяснять причинно-следственную связь транспортной революции с развитием торговли
Вы уже изучили эпоху раннего Нового времени и узнали, как происходило разрушение традиционного общества. Теперь вам предстоит познакомиться с развитием в Западной Европе и США индустриального общества. Изучая этот период, вы увидите, как на индустриальное общество повлияет процесс модернизации.
Промышленный переворот второй половины XVIII века представлял техническую революцию только в масштабах одной страны, с относительно скромным влиянием на экономику. А как будет развиваться экономика посредством промышленной революции в XIX в.? Вот это вам предстоит узнать и познакомиться с каждой из стран поближе.
Промышленная революция
В XIX веке промышленная революция охватила целые континенты и приобрела форму индустриализации, превратившей крупную промышленность в основу экономики.
С конца XVIII века до 20–30-х гг. XIX века ведущую роль играла текстильная промышленность. Почему же? А всё потому, что в этой отрасли были невысокие затраты на оборудование и широкий рынок сбыта готовой промышленности. Уже с 30–40-х гг. XIX в. главную роль заняла чёрная металлургия, так как увеличилось количество паровых машин и началось строительство железных дорог. Всё это способствовало возникновению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли производства.
Одной из главных составляющих транспортной революции, проходившей в 30-е –70-е гг. XIX в., являлось строительство железных дорог (см. табл. 1).
Таблица 1. Строительство ж/д дорог в начале XIX в.
Страна
|
Год
|
Линия
|
Англия
|
1825
|
Стоктон-Дарлингтон
|
США
|
1830
|
Балтимор-Эпикотт-Милз
|
Франция
|
1832
|
Сент-Этьен-Андрецикс
|
Германия
|
1835
|
Нюрнберг-Фюрт
|
Россия
|
1837
|
Петербург-Царское село
|
Джордж Стефансон — английский изобретатель, инженер-механик. Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому паровозу. Считается одним из «отцов» железных дорог (рис. 1).
«Блюхер» — один из первых в мире паровозов и самый первый паровоз Джорджа Стефенсона. Получил имя в честь прусского фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера (рис. 2).
В 1823 году он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод, а в сентябре 1825 года был готов новый локомотив, получивший название «Эктив» (переименован в «Локомоушн № 1»).
Роберт Фултон — американский инженер и изобретатель, создатель одного из первых пароходов и проекта одной из первых подводных лодок.
В первое плавание пароход Фултона вышел 17 августа 1807 год. Первый пароход часто называют «Клермонт», но на самом деле Фултон назвал его «Пароход Северной Реки» (рис. 4).
Наутилус — обобщающее название для трёх подводных лодок, построенных в 1800–1804 годах по проектам выдающегося инженера Роберта Фултона.
17 ноября 1869 был прорыт Суэцкий канал — бесшлюзовой судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией (рис. 6).
В 1913 г. открылся Панамский канал — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.
Вопросы
1. Назовите особенности промышленной революции в XIX в.
2. Какие технические изобретения и открытия в большей степени повлияли на развитие общества?
Особенности капитализма
Любое производство XIX в. начиналось с капитала — денег, приносящих прибыль. Тот, кто обладал капиталом, назывался капиталистом. Крупные промышленники стали объединяться, в результате чего появились акционерные общества. Капитал в таких обществах делили на части — акции, а потом продавали на бирже. Банки тоже стали превращаться в акционерные общества, так как не могли выдавать больших кредитов.
На смену мастерским и фабрикам пришли заводы — крупное промышленное производство, на которых применялась стандартизация — изготовление деталей по образцу, что привело к серийному выпуску товаров.
Промышленный переворот дал толчок не только экономическому росту, но и его качеству. Сельское хозяйство уходило на задний план, а валовой внутренний продукт на душу населения увеличивался (схема 1).
Государство до последней четверти XIX века не вмешивалось в экономику, создавая условия для свободной конкуренции внутри страны и за её пределами. В 1873 году — экономический кризис (кризис перепроизводства: количество производимого товара превысило спрос на него). Вследствие чего с конца 1870-х началось ограничение свободы конкуренции.
Внутри стран свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря монополизации — крупные корпорации стремились монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях. После кризиса предприниматели искали дополнительный доход и начали создавать разного рода объединения: картель — монополистическое объединение с целью установления единых условий сбыта продукции; синдикат — форма монополистического объединения, участники которого объединяли свою коммерческую деятельность; трест — форма монополистического объединения, в которой участники теряли не только коммерческую, но и производственную самостоятельность.
Вопросы
1. Почему XIX век — век капитализма? Какие изменения произошли в финансовой, банковской сферах и сфере промышленного производства?
2. В чём проявлялась неравномерность экономического развития?
3. К чему привел экономический кризис?
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство развивалось за счёт природно-климатических факторов, совершенствования с/х техники, изменений в организации труда:
- За периодами резкого похолодания, «годом без лета» и, как следствие, неурожая, голода — стали одной из причин европейской революции 1848–1849 гг.;
- Практически полное исчезновение в с/х Европы и Америки подневольного труда — замена его трудом свободных людей. Появление аграрного капитализма;
- Увеличение производительности труда в с/х. Причины: развитие капиталистических отношений в деревне, научный и технический прогресс.
Развитие торговли
Транспортная революция увеличила перевозки товаров — сложился мировой рынок. Развитие торговли поддерживало правительство стран: ликвидировали внутренние пошлины и сборы. Тем самым получила распространение идея свободной торговли — фритреда. Мировой экономический кризис затронул и внешнюю торговлю. Конкуренция стала не такой свободной, каждый рынок пытался защититься с помощью высоких таможенных пошлин — так появился протекционизм.
Вопросы
1. Причины роста сельского хозяйства.
2. Как промышленный переворот повлиял на сельское хозяйство и торговлю?
Итог
Промышленная революция на протяжении XIX века изменила облик мировой экономики и ускорила её рост. Развивался капитализм, основанный на свободе конкуренции и стремлении к прибыли. А на рубеже XIX в. и XX вв. в нём усиливались монополистические тенденции.