- Развитие образования
- Научные достижения
- Крах просветительских иллюзий
- Художественные искания в литературе, живописи и музыке XIX в.
- знать определение понятий: романтизм, критический реализм, натурализм; основные имена великих ученых, писателей, поэтов, мыслителей
- уметь давать характеристику роли и значения образования, науки и искусства
- уметь представлять, как связано становление индустриального общества и поворота в культуре
- Вспомните, что такое научная революция?
- Какую роль в культурных преобразованиях сыграло Просвещение?
- Какие события отразили свою роль в культуре?
Развитие образования
Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение школьного образования, ведь индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению.
В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.
Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех и оставалось элитарным.
Благодаря развитию образования, произошла вторая «читательская революция». Суть первой революции была в чтении не только церковных, но и светских книг. А уже вторая революция приобрела массовый характер. Чтение становилось доступным, так как усовершенствовалась технология в типографском деле и тем самым пополнялись библиотеки, доступ в которые мог позволить себе любой.
Научные достижения
XIX в. часто называют веком науки. Учёные занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. На них смотрели, как на волшебников современности. В XV–XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и гуманитарных науках (см. табл. 1).
Таблица 1. Научные открытия XIX в. и их применение
Учёный
|
Страна
|
Наука
|
Открытие
|
Значение
|
Майкл Фарадей
|
Англия
|
Физика
|
Явление электромагнитной индукции
|
Начало создания генераторов и динамо-машин
|
Джеймс Максвелл
|
Англия
|
Физика
|
Электромагнитная теория света
|
Изобретение беспроволочного телеграфа
|
Генрих Герц
|
Германия
|
Физика
|
Подтверждение существования электромагнитных волн
|
Попытка объяснить электромагнитную теорию с точки зрения атомного строения вещества
|
Вильгельм Рентген
|
Германия
|
Физика
|
Х-лучи, рентгеновские лучи
|
Создание рентгеновского аппарата, используемого в медицине и других сферах
|
Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри, Анри Беккерель, Нильс Бор
|
Франция, Польша, Дания
|
Физика
|
Радиоактивность
|
Строительство атомных электростанций, двигателей и т. д. Открытие новых химических элементов
|
Чарлз Дарвин
|
Англия
|
Биология
|
Теория эволюции
|
Объяснение процессов образования и развития жизни на Земле
|
Луи Пастер
|
Франция
|
Микробиология
|
Основы теории иммунитета и микробиологии
|
Стерилизация и пастеризация продуктов, предохранительные прививки
|
Роберт Кох
|
Германия
|
Медицина
|
Бацилла Коха — возбудитель туберкулеза
|
Профилактические меры против эпидемий, создание лекарств и вакцин
|
Альберт Эйнштейн
|
Германия
|
Физика
|
Теория относительности
|
Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины
|
Особую роль в общественных науках играла история, считавшаяся «наукой века». Она объясняла прошлое и указывала на будущее, а также укрепляла национальную идеологию.
Немец Л. Ранке, один из ведущих историков XIX в., выдвинул главный принцип объективности: тщательно работать с источниками. И его девиз профессиональной жизни тому подтверждение: «Ad.fon.tes» (Zu den Quellen — «К источникам!»).
Историки стали задумываться и об устройстве общества. Так Ф. Гизо и другие французские историки разрабатывали теорию о классах и классовой борьбе. Также особое влияние не только на историю, но и на общество, оказала философия немецкого ученого Ф. В. Гегеля. Он считал историю результатом развития «мирового духа» (внутренняя природа мира), где борются идеи и в результате чего сменяются исторические эпохи.
Успехи естественных наук влияли и на гуманитарные. Так появилось новое учение позитивизм, основоположником которого являлся О. Конт, считая надёжность и ценность для достижения подлинного знания. Заметно пошатнулось преклонение перед человеческой личностью. В последние десятилетия XIX в. появилась такая наука как психология. И один из известнейших психоаналитиков З. Фрейд оттеснил разум так называемым подсознанием. А другая новая наука — социология, которая связана с М. Вебером, рассматривала человека не только как индивида, а прежде всего как члена какой-либо социальной группы (рис. 1).
1. На каком уровне была грамотность в Европе в XIX в.?
2. Какие вы помните достижения в науке?
Крах просветительских иллюзий
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. В связи с этим появились новые художественные стили: романтизм, критический реализм, натурализм.
Романтизм — это художественный стиль, провозгласивший культ чувств и естественности в природе и человеке.
Критический реализм — это художественный стиль, стремящийся к правдивому, объективному отражению действительности.
Натурализм — это художественный стиль, стремящийся к внешне точному изображению действительности.
Художественные искания в литературе, живописи и музыке XIX в.
Литература
Ярким представителем романтизма являлся английский поэт Джордж Байрон. Его первым крупным произведением были две первые песни поэмы «Чайльд-Гарольд», в которых он позволял вольные мысли о политической обстановке в стране. Но Байрон отстаивал не только свои интересы по поводу Англии, но и защищал интересы других народов. Так, на свои средства Байрон вооружил отряд греческих повстанцев, борющихся с турецким гнётом, купил корабль и отправился защищать независимость Греции. Здесь он и умер (рис. 2).
Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери», автором которого является писатель и создатель французского романтизма Виктор Гюго. Действие романа «Собор Парижской Богоматери» происходит в средневековом Париже, охваченном народными волнениями. Главные герои романа — Эсмеральда (представляет образ романтичный, и в тоже время трагичный) и Квазимодо (образ добрый и благородный). И противостоит им власть и могущество, но сломить дух главных героев так и не получится (рис. 3).
Представители романтизма боролись против обывательского существования. Так немецкий лирический поэт Генрих Гейне, чтобы вырваться из оков и писать искренне и свободно, уехал из Германии в Париж. Поэт много уделял такому чувству, как любовь, и все свои ощущения вложил в «Книгу песен». В этом произведении представлена история неразделенной любви юноши.
Одним из основоположников реализма в европейской литературе является французский писатель Оноре де Бальзак. Стремясь запечатлеть всю социальную действительность, Бальзак долгие годы работал над произведением «Человеческая комедия», объединившая более ста произведений, где он представил все слои общества — около двух тысяч героев (рис. 4).
Творчество английского писателя Чарльза Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды». В них Диккенс критиковал социальные устои, писал о работных домах, трущобах, фабриках Англии, где работали пятилетние дети, но критика была смягчена юмором (рис. 5).
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, Эмиль Золя стоял в центре литературной жизни Франции. Он мечтал нарисовать всеобъемлющую панораму Франции. Его герои попроще, помельче духовно, хорошо приспособленные к новой эпохе. Стремительно молодой Золя подходит к основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности — двадцатитомной серии «Ругон-Маккары», которая заключала в себе историю одного семейства в эпоху Второй империи.
1. Какой из представителей литературы запомнился больше и почему?
2. Произведение какого писатели вам захотелось прочитать?
Живопись
Испанский живописец Франсиско Гойя из семьи ремесленника в начале творческого пути мыл посуду в таверне, работал матадором. Позже стал придворным художником. Писал дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также сценки из жизни простого народа (рис. 6).
Современник Гойя французский живописец Теодор Жерико проявлял интерес к внутреннему миру человека. Был из семьи зажиточного буржуа. Проходил службу в королевских мушкетерах. Писал батальные сцены, лошадей, портреты душевнобольных — вершина французской живописи (рис. 7).
Динамичной живописью отличается тоже французский художник Эжен Делакруа. Он был из небогатой семьи чиновника. Даже позировал Теодору Жерико и любил путешествовать по Алжиру и Марокко. Писал картины на произведения Шекспира, африканские сюжеты и революционную тематику. На написание известного полотна «Свобода, ведущая народ» его вдохновил его кумир Байрон. После выставки этой картины, художника объявили опасным (рис. 8).
Но ещё более мятежным оказался Оноре Домье — представитель критического реализма в живописи. Начинал как карикатурист и поддерживал республиканцев. Его литографии были очень популярны, а даже из-за двух карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 г. (рис. 9).
О том, что Домье занимается живописью, знали лишь близкие друзья.
Художником-реалистом был французский живописец Гюстав Курбе. Он был из семьи зажиточного землевладельца и считал целью жизни бороться за новое реалистическое искусство: «Надо омужичить искусство». Курбе обвиняли в том, что он прославляет безобразие. Сидел в тюрьме за обвинение в низвержении Вандомской колонны (парижская «колонна Побед»). Его приговорили к выплате колоссального штрафа, имущество художника было распродано. Курбе бежал в Швейцарию, где умер в полной нищете через 7 лет (рис. 10).
Мир французской деревни изобразил художник Жан Милле. Будучи уже известным, занимался крестьянским трудом, отдавая живописи свободные вечера. На своей известной картине «Собирательницы колосьев» Милле запечатлел бескрайнее поле, освещенное солнцем, богатую щедрую землю и согнутые спины женщин, занятых трудом (рис. 11).
Кто из художников больше вам запомнился и почему?
«Салон отверженных»
Париж, 1863 г. Дворец промышленности. Жюри отклоняет около 70 % представленных работ. В скандал вмешался Наполеон III и милостиво разрешил представить эти полотна в другой части дворца. Так 15 мая 1863 г. была открыта выставка «Салон отверженных».
Особенно досталось картине «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (рис. 12). Его творчество завершает развитие классического искусства и начинает совсем новую эпоху — импрессионизма.
На выставке за Мане закрепилось прозвище — импрессионист по названию его картины «Впечатление». Официальное признание Эдуард получил за год до своей смерти.
Импрессионизм: художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу.
Клод Моне родился в семье бакалейщика. Был увлечен водной стихией и построил лодку-мастерскую, в которой плавал по Сене. Картины написаны в светлых и поэтичных тонах. Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин — 7,8 миллиона долларов, а самая дорогая из них, «Водяные лилии» (1916) оценивается в 53,9 миллиона долларов (рис. 13).
Камиль Писсарро долго не мог стать знаменитым художником. Верил в собственное призвание, продолжая писать сельские пейзажи и в перерывах помогая жене копать огород, чтобы прокормить семью. Писал серии полотен в разное время суток. Свет и воздух — главные темы в его творчестве. И только к концу жизни приходит признание (рис. 14).
Огюст Ренуар — один из самых позитивных художников — чаще всего писал женщин и детей, считая их наиболее совершенными творениями природы: веселые и живые (продавщицы, белошвейки, актрисы). К концу жизни был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать (рис. 15).
С середины 1880-х гг. на открытиях импрессионистов учились художники-постимпрессионисты.
Поль Сезанн очень тесно общался с «отверженными», но художник не стремился запечатлеть мгновения меняющейся природы. Мир видел незыблемым, монументальным. Любимый жанр — натюрморт. Использовал совмещение нескольких точек зрения при создании картины. Стремился передать суть пейзажа или портрета, отбрасывая все детали (рис. 16).
Другой постимпрессионистский художник Поль Гоген до 35 лет работал биржевым маклером. Оставил супругу и пятерых детей и отправился в Полинезию на Таити, где нашел «первобытный рай» — великолепную природу и естественные чувства. Его стиль: простота рисунка, граничащая с карикатурой; нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими (рис. 17).
Постимпрессионизм — представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи. Отличается от других направлений изобразительного искусства особой тонкостью техники и колористики.
Голландский художник-самоучка Винсент Ван Гог родился в семье министра. Черпал вдохновение в природе Прованса. После ссоры с Гогеном отрезал часть уха и подарил девушке из борделя. Попал в психиатрическую лечебницу, где написал лучшие из своих работ. На создание одной картины мог потратить 2 часа. Не было семьи и близких друзей. В 37 лет его жизнь оборвалась выстрелом (предположительно самоубийство) (рис. 18).
1. В чём отличия импрессионизма от постимпрессионизма?
2. Назовите представителей этих стилей?
Музыка
Обновления происходили также в музыке. Австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт, чтобы зарабатывать, давал уроки музыки, преподавал в школе и только ночью мог сочинять. Около кровати всегда лежала нотная бумага. Произведения были небольшими, и уже вскоре принесли ему известность.
Среди талантливых музыкантов первой половины XIX в. известен поляк Фридерик Шопен. Его формой произведений были танцы, и Шопен стал «королем мазурок». Но несмотря на это, он придавал музыке патриотическое звучание.
Музыкальные произведения развивались в романтическом стиле. Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы, Джузеппе Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций, а наоборот развивал их. Он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого. Оперы «Дон Карлос», «Риголетто» принести Верди мировую славу.
Опера-драма 37-летнего композитора Жоржа Бизе «Кармен» стала одной из самых популярных в мире.
На премьере оперы зрители ожидали другого, а не того, к чему их готовил композитор. Они жаждали развлекательного зрелища и такой же музыки, а получили оперу, наполненную страстями и глубокими психологическими переживаниями. Критики разнесли «Кармен» в пух и прах, что негативно сказалось на здоровье музыканта. Но теперь эта опера считается одной из величайших в истории музыки.
Новатором музыкального искусства выступил французский композитор Клод Дебюсси, который стремился отразить облик природы, бытовые сцены и портреты. Мелодии получались нежными, расплывчатыми и неопределенными.
Итоги
Познакомившись с научными открытиями и новыми художественными течениями, должны заметить, что между ними много общего и есть своя преемственность.
Искусство было очень противоречиво, но зато это одно из самых ярких культурных эпох в истории.
Контрольные вопросы
1. Почему высшее образование получало не всё население?
2. Благодаря чему люди стали больше читать?
3. Какое, по вашему мнению, изобретение повлияло на развитие общества?
4. Почему историю называли «наукой века»?
5. Используя свои знания, дайте характеристику художественным направлениям: романтизм, критический реализм, натурализм.
6. Почему импрессионисты и постимпрессионисты долго не могли стать популярными?