Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов

Зарубежная история 19-начала 20 века

26.04.2024
19853
2

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны

 

План урока

  • Система дуализма
  • Экономическое развитие
  • Социальное развитие
  • Политическое развитие
  • Национальная проблема
  • Балканские страны

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: дуалистическое устройство, рейхсрат, сейм, аннексия
  • знать причины обострения националистического настроения в Австро-Венгрии, Боснийского кризиса
  • уметь давать оценку политическому и социально-экономическому положению Балканских стран

Разминка

Какие обстоятельства подтолкнули на заключение Австро-венгерского соглашения?

Как возник Восточный вопрос?

Система дуализма

Карта  1. Местоположение Австро-Венгрии во второй половине XIX в.

В Австрии после поражения в войне 1866 г. тоже произошли важные перемены. Перед этой войной внутренний политический быт Австрии не имел прочного и определённого устройства, и правительство колебалось между централизмом и федерализмом. Наиболее развитыми в политическом отношении в монархии Габсбургов были две национальности — немецкая и венгерская.

Рис. 1. Франц Иосиф (1867–1916)

В 1867 г. они вступили между собой в соглашение, по которому монархия получила  дуалистическое устройство  и превратилась в современную Австро-Венгрию, во главе которой встал австрийский император  Франц Иосиф (рис. 1). В состав первой вошли области с немецким населением, а из славянских — Чехия, Моравия и Галиция, тогда как вторую составили Венгрия с Трансильванией, Хорватия и Далмация. Хотя отдельным областям и было дано при этом довольно широкое самоуправление, но в одной половине господствующее положение заняли немцы, в другой — венгры. У каждой из этих двух половин Габсбургской монархии своя конституция, своё народное представительство: парламент ( рейхсрат в Австрии и  сейм в Венгрии), своё отдельное министерство, но для общих дел (а именно по вопросам финансов, войска и внешней политики) обоими государственными сеймами выбираются особые делегации, которые и занимаются обсуждением указанных вопросов (см. карта 1). 

Австрия и Венгрия отныне обладали полной самостоятельностью во внутренних делах, собственными парламентами и правительствами. Объединяли их общий монарх, а также министерства иностранных дел и обороны. Эти министры были подотчётны только императору. Он также сохранил за собой право назначать премьер-министров в обеих половинах империи, созывать и распускать в них парламенты.  Тем не менее дуализм принёс демократизацию политической жизни: действовали конституции и парламенты, возникали политические партии, получила свободу пресса.

Экономическое развитие 

В 1867 г. Австро-Венгрия вступила в полосу экономического подъёма и модернизации устаревших общественных структур. Способствовало этому и консолидированное международное положение страны, которой впервые за всю её многовековую историю ничто не угрожало ни изнутри, ни извне. 

 

Но были и проблемы, которые возникали опять же из-за национальных противоречий. Возникали общественные движения, призывающие к потреблению исключительно своей национальной продукции.

 

Австрия превратилась в индустриально-аграрную страну среднего европейского уровня, а Венгрия оставалась аграрной страной. Первые шесть лет эпохи дуализма для Австрии отличались бурным всплеском деловой активности, возникновением множества банков, сберкасс, других кредитных учреждений, новых фабрик и заводов, строительным бумом. Особенно мощный рывок был сделан в строительстве железных дорог, которые модернизировали не только экономику, но и социальную структуру. К началу XX в. Австро-Венгрия вышла на 4-е место в Европе по объёму промышленной продукции.

 

Вместе с тем господство отсталых аграрных отношений и мелкобуржуазных форм жизни в окраинных областях империи существенно сказывалось на общем балансе. Поэтому даже в 1910 г. в сельском хозяйстве было занято немногим более половины самодеятельного населения империи и лишь 23 % — в промышленности и ремесле. Избыточное сельское население было вынуждено в поисках работы отправляться за океан. Во второй половине XIX в. Австро-Венгрию покинули свыше 2 млн человек.

 

Ведущие позиции в экономике империи принадлежали австро-чешскому индустриальному комплексу. Регион славился богатыми месторождениями угля и руды, располагал удобными и дешёвыми транспортными возможностями; огромным преимуществом было соседство с Германией, с её бурно растущим экономическим потенциалом. Решающим фактором, однако, являлось наличие высококвалифицированной рабочей силы. Благодаря высокому уровню обучения в ремесленных училищах и технологических вузах, традиции которых были заложены ещё Марией Терезией, Австрия занимала ведущие позиции в Европе в области подготовки профессиональной рабочей силы и инженерно-технических кадров. 

Рис. 2. Ф. Порше

Замечательными инженерно-техническими достижениями явились строительство первой в Европе железной дороги в условиях высокогорья со множеством тоннелей и сложных искусственных сооружений в австрийских Альпах и первой на континенте «подземки» в Будапеште, сданной в эксплуатацию по случаю празднования 1000-летия Венгерского государства в 1896 г.

 

Вместе с тем наблюдалось явное отставание в отраслях «второй промышленности». Продукция электротехнической и химической промышленности поставлялась из Германии либо была делом местных германских филиалов. 

 

Автомобилестроение не получило в Австро-Венгрии серьёзного развития, хотя здесь начинал свой путь знаменитый конструктор Ф. Порше (рис. 2). Зависимость была в иностранных капиталах, особенно от германских.

Социальное развитие

Как и в других европейских странах, важным фактором социально-экономического развития  являлся быстрый рост населения. Не обошел Австро-Венгрию стороной процесс урбанизации: быстрее всего росли столицы.

 

Численно преобладающей социальной группой являлись крестьяне. Их положение зависело от района проживания.

 

Важным элементом модернизации экономических, социальных и политических структур, получившей мощное ускорение после 1867 г., было появление в Австрии и Венгрии крупнопромышленного пролетариата, а также его экономических и политических организаций: социал-демократической партии, профсоюзов, потребительской кооперации, страховых касс, прессы.

 

В 1880–1890-х гг. были созданы основы современного социального законодательства: установление максимальной продолжительности труда, сокращение рабочего дня для женщин, запрещение детского труда вообще. 

Политическое развитие

Рис. 3. Э. Тааффе

В Австро-Венгрии, как и в других европейских странах, стояла проблема демократизации политической системы.

 

Первые социалистические организации в обоих государствах возникли сразу же вслед за введением конституционного строя — в 1867–1868 гг. Тесно связанные с германской социал-демократией, они строились согласно организационным принципам и идейно-теоретическим установкам. 

 

Важным толчком в расширении избирательного права стала политика правительства  Э. Тааффе . Был снижен имущественный ценз, вводилось страхование от несчастного случая и болезни, рабочий день сократился до 11 часов, создавались фабричные инспекции (рис. 3).

Состоявшийся в конце 1888 — начале 1889 гг. первый съезд австрийской социал-демократии, провозгласил создание  Социал-демократической партии . В декабре 1890 г. произошло образование  Социал-демократической партии Венгрии . К началу века обе социалистические партии превратились в самые массовые политические партии своих стран. Австрийская партия предлагала решить национальную проблему путём культурно-национальной автономии — полной свободы использования родного языка и культуры, но без политического обособления. Но не всем народам эта идея понравилась, поэтому национальные противоречия продолжали обостряться.

Национальная проблема

Дуализм не разрешил национальную проблему. Австро-венгерское соглашение и установление либерально-конституционных порядков дали мощный толчок национальным устремлениям неполноправных народов обоих государств. Первыми подняли знамя борьбы чехи. Не помышляя о выходе из состава империи, чехи, воодушевленные успехом Венгрии, решили добиваться превращения своей страны в третью составную часть империи, т. е. превращения дуализма в  триализм . Автономию всё же получили хорваты (1868 г.), широкими правами пользовались поляки.

 

В конце 1860-х — начале 1870-х гг. господствующий класс Венгрии ещё проявлял некоторую склонность к решению национального вопроса с учётом минимальных потребностей невенгерских народов. Государственным собранием (парламентом) был принят целый ряд либеральных по духу и букве законодательных актов с целью модернизации общества и системы управления общественными процессами. Либеральным по всем параметрам являлся «закон о равноправии национальностей» от 1868 г. Обучение не только в начальной, но и в средней школе должно было вестись на родном языке. Начальное образование (детей 6–12 лет) было обязательным, контроль над школами возлагался на государство. Государство гарантировало соблюдение прав церквей, муниципалитетов и личности. Статус официального языка был закреплён за венгерским, но при этом употребление языков национальностей допускалось в местной и комитетской (областной) администрации, в судах нижней инстанции, а также в переписке между комитетами, большинство населения которых составляли славяне и румыны. 

 

Тем не менее весь период дуализма отмечен неуклонным нарастанием национальных движений в австрийской половине империи. Благодаря либеральности австрийского режима национальные конфликты здесь проявились ярко и открыто, оказывая постоянное давление на правительство. 

 

Под влиянием русской революции в 1906–1907 гг. было введено всеобщее избирательное право для мужчин старше 24 лет.

 

В целом система дуализма блокировала все попытки смягчить национальные противоречия в Австро-Венгрии, усиливаясь и ставя под угрозу единство страны.

Балканские страны

Национальная проблема тесно связала судьбу Австро-Венгрии с судьбой Балканских стран. Её южные и восточные окраины заселяли народы, имевшие национальные государства прямо за границами империи, в первую очередь сербы и румыны. В Австро-Венгрии опасались присоединения этих народов к Сербии и Румынии и старались не допустить этого.

 

С 1880-х гг.  Сербия находилась под австрийским влиянием. При помощи Австро-Венгрии в 1882 г. она стала королевством. Именно в Австрию поставлялся скот — главный продукт экспорта Сербии. Но в 1903 г. произошёл переворот. На место династии Обреновичей — сторонников Австрии пришли — Карагеоргиевичи, стремившиеся к объединению югославянских народов.

Рис. 4. Абдул Хамид II

Румыния в 1881 г. была провозглашена королевством. Она оставалась отсталой аграрной страной, хотя по уровню добычи нефти некоторое время занимала 3-е место в мире после США и России. Румыния ориентировалась на Австро-Венгрию, но мечтала о присоединении венгерских румын, что вело к трениям между двумя странами.

 

Главной задачей  Греции было присоединение населенных греками земель, остававшихся под господством Турции. В 1867 и 1897 гг. она поддержала восстания греков на о. Крит, но потерпела поражение.

 

В Турции  продолжалось деспотичное правление  Абдул Хамида II . Движение младотурок выступало за восстановление Конституции 1876 г. и буржуазные реформы, но правительство ответило репрессиями (рис. 4).

Рис. 5. Франц Иосиф и Фердинанд отбирают турецкие земли у беспомощного султана

Крепли позиции  Болгарии . На Берлинском конгрессе 1878 г. она получила автономию, но была поделена на две части. Однако в 1885 г. они объединились. Оставаясь вассалом Турции, она, как и другие Балканские страны, стала претендовать на её территории. К началу XX в. самой спорной из них являлась  Македония — область на стыке границ Сербии, Болгарии и Греции, которую считали своей все три страны. Претензии молодых Балканских государств друг к другу и к Турции постепенно превращали Балканы в «пороховой погреб» Европы.

 

В 1908 г. разразился острейший  Боснийский кризис . Произошедшая летом младотурецкая революция привела к власти национальные и либеральные силы, недовольные иностранным засильем в стране. Султан отрёкся от престола. Болгария объявила о полной независимости. Австро-Венгрия  аннексировала (окончательно присоединила) территории Боснии и Герцеговины. Россия была не против, так как в ответ получала судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы. Но Сербия выступила против аннексии и её поддержала Россия, а Австро-Венгрию — Германия. Но ситуацию не довели до войны (рис. 5).


Контрольные вопросы

 

1. Как дуализм повлиял на политическое развитие Австро-Венгрии?

2. Способствовал ли дуализм решению национальной проблемы?

3. Почему ситуация на Балканах стала обостряться?


Предыдущий урок
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Образование и наука. XIX век в зеркале художественных исканий
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Общая характеристика элементов VA-группы. Азот. Аммиак. Соли аммония

    Химия

  • А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

    Литература

  • Политические партии и движения

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Роман Варзухин 1 year, 5 months, 6 days, 17 hours, 3 minutes назад
почему про италию конспекта нет?
avatar
Роман Варзухин 1 year, 5 months, 6 days, 16 hours, 57 minutes назад
Почему нету конспекта по Италии?