Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века

Зарубежная история 19-начала 20 века

21.12.2024
32837
0

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века

 

План урока

  • Роль национальной идеи
  • Австрийская империя: территория и национальный состав
  • Социально-экономическое развитие Австрии
  • Политическое развитие
  • Революция 1848 г.
  • От Австрии к Австро-Венгрии
  • Кризис Османской империи
  • Попытки реформ

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: миллет, янычар, Восточный вопрос, танзимат
  • знать причины обострения национальной идеи в странах Восточной и Юго-Восточной Европы
  • уметь давать оценку политическому и экономическому развитию Австрийской и Османской империй

Разминка

Австрия — многонациональное государство, в различных частях которого укреплялось стремление к получению независимости. Вспомните, какие исторические особенности имела Австрийская империя? И почему её называли лоскутной империей?

 

Роль национальной идеи

 

Национальная идея по-разному действовала в странах Европы (рис. 1):

Рис. 1. Национальная идея в Европе

Австрийская империя: территория и национальный состав

Австрийская империя — единственная европейская держава, которая не сохранилась до наших дней.

Рис. 2. Кайзер Франц II в униформе фельдмаршала. 1820 год. Неизвестный художник (1768–1835)

Долгое время государство даже не имело официального названия — Владения Габсбургов. Лишь в 1804 г. Францем II была провозглашена Австрийская империя. Но монархия продолжала оставаться собранием множества корон (рис. 2).

 

Главной проблемой являлось укрепление внутреннего единства. Ведь из 36 миллионов граждан империи австрийцы составляли меньшинство (немногим более 20 %), тогда как остальные народы — венгры, чехи, итальянцы, поляки, хорваты, словаки — находились в подчинённом положении, не имели национальных автономий и подвергались политике германизации. Более половины населения составляли славяне. Особое положение занимала Венгрия, которая имела больше самостоятельности. Народы стали стремиться к самостоятельности или даже независимости.

 

Социально-экономическое развитие Австрии

Экономика Австрии развивалась медленно. Причинами этого были: 

 

  • сохранение пережитков прошлого;
  • неравномерность развития;
  • нехватка капиталов, угля и предприимчивости;
  • нехватка свободных рабочих рук;
  • экономическая разобщенность частей империи, таможенные границы.

Население росло быстрыми темпами, так как снизилась детская смертность и успешно боролись с эпидемиями.

 

Ведущие позиции в обществе занимало дворянство. Но даже у него происходило имущественное расслоение на дворянина-сапожника и дворянина-извозчика.

 

Состав буржуазии был немногочисленным. Преобладающей группой населения оставалось крестьянство. Положение крестьянина зависело от уровня экономического развития провинций: в немецких — лично свободные, в восточных — в крепостной зависимости.

 

Политическое развитие

До 1848 г. политическая система в Австрии являлась крайне консервативной. В собраниях преобладали в основном дворянство и аристократия. Основные черты политической обстановки: узкий круг политических и гражданских свобод, жёсткая цензура печати и даже партитур песен, строгий контроль университетов, сеть полицейских осведомителей, вскрытие властями частных писем (рис. 3).

Рис. 3. Политическая система в Австрии

В 1835 г. на престол взошёл Фердинанд I (1835–1848), страдающий эпилепсией и не способный управлять страной. Ведущую роль стал играть канцлер Клемент Меттерних.

 

Революция 1848 г.

Как и везде, революции предшествовал аграрный и экономический кризис. Низкий уровень жизни населения, осложнённый «голодными сороковыми». Сохранение консервативного правления, политическая реакция. Нарастание освободительных и объединительных движений.

Рис. 4. Ф. Вернер. Баррикада в университете 26 мая 1848 года в Вене. 1848 год

13 марта 1848 г. — революция в Вене и в многих национальных окраинах. На баррикады вышли рабочие, ремесленники, студенты с требованиями принять конституцию, сменить правительство, предоставить политические свободы. Император и Меттерних бежали из столицы. В итоге пошли на уступки: созыв парламента, принятие конституции, дарование политических свобод, но самое важное — решение аграрного вопроса. Земля теперь подлежала выкупу по рыночной стоимости, треть платил крестьянин и треть государство, а оставшуюся треть не платили. Летом 1848 г. революцию подавили в чешских землях, дальше в немецких и в итальянских (рис. 4).

Рис. 5. Франц Иосиф (1848–1916)

15 марта 1848 г. — революция в Венгрии. 17 марта было сформировано новое правительство, проведена крестьянская реформа: всю сумму выкупа земли платило государство. Весной 1849 г. Венгрия стала республикой, но уже летом революцию подавили русские войска по просьбе нового императора Франца Иосифа (рис. 5).

 

Главный итог революции — в решении крестьянского вопроса, но не были решены политический и национальный вопросы.

От Австрии к Австро-Венгрии

После революции начался период реакции 1848 г.: конституцию отменили, национальные противоречия нарастали, возвращение к сильной центральной власти.

 

Австрию всегда считали германским государством, поэтому народы Австрийской империи её не воспринимали как один из народов. А после поражения в австро-прусской войне 1866 г. ситуация изменилась, так как Австрию изгнали из Германии. 

И единственный выход, который нашло немецкое руководство, чтобы остановить развал империи, — вступить в соглашение с венграми. И в 1867 г. было образовано государство Австро-Венгрия, состоявшая из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств (рис. 6).

Рис. 6. Австро-Венгрия на карте Европы, её герб и флаг

Австро-Венгрия — конституционная монархия

без всеобщего избирательного права

Общее

  • флаг, армия
  • три министерства: военное, финансов и иностранных дел, финансовая система
  • между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

Различия

Конституция, парламент, правительство


1. Почему национальная идея не объединяла Австрийскую империю?

2. В чём причины революций 1848 г. и какие их последствия?

3. При каких обстоятельствах на карте появилась Австро-Венгрия?


Кризис Османской империи

Карта 1. Границы Османской империи в период её расцвета

Османская империя, занимавшая большую часть Балканского полуострова, вступила в полосу длительного кризиса. Промышленная революция и развитие капитализма обошли Турцию стороной. Протесты тоже меняли характер: если раньше они были по религиозным причинам, турки умело справлялись, объединяя приверженцев каждой религии в замкнутые общины — миллеты. А теперь были национальные требования — образование самостоятельных государств, что ставило под угрозу целостность страны, да и европейские державы начали вмешиваться. Так в европейской политике возник Восточный вопрос (см. карта 1).

 

Австро-Венгрия стремилась компенсировать неудачи внешней политики на германском направлении активизацией на Балканском направлении и не допустить освобождение балканских народов. Россия же добивалась свободного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы только для своих кораблей, а также помочь славянским народам Балкан в борьбе за независимость. Благодаря русско-турецкой войне 1806–1812 гг. Турция признала автономию княжеств Молдова и Валахии. Независимость сохраняло и княжество Черногория.

 

Попытки реформ

Рис. 7. Ж. Варния-Заржецкий. Селим III. Конец XIX - начало XX в. Музей Пера, Стамбул

Вся территория империи разделялась на вилайеты — административные области, заселённые греками, сербами, хорватами, болгарами, черногорцами, валахами. Они были ущемлены в своих правах, в отличие от мусульманского населения. Начало борьбы за независимость положили восстания сербов: возникло автономное княжество Сербия. Как мы уже знаем, в 1830 г. независимость получила Греция. Турция даже в Северной Африке теряет позиции — Франция завоевывает Алжир.

 

Представители Османской империи предпринимали попытки выйти из кризиса, опираясь на реформы. Султан Селим III приступил к реформам «нового порядка» (рис. 7):

  • отмена откупной системы,
  • современное налогообложение;
  • учебные заведения по европейскому типу;
  • строительство военных мануфактур;
  • военная реформа: пытался избавиться от зависимости янычар (гвардии), но так и не получилось.

Рис. 8. Абдул Меджида. XIX в. Неизвестный художник. Музей Пера, Стамбул

После поражения в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. и потери Египта вновь начались реформы. В 1834 г. была упразднена средневековая вассально-ленная система. 

 

Султан Абдул Меджида начал эпоху реформ — танзимат (рис. 8):
 

  • реформа административной и судебной системы;
  • появление светских школ;
  • неприкосновенность жизни и имущества подданных.

После Крымской войны введены законы, которые привели к усилению позиций иностранного капитала. Османская империя постепенно превращалась в полуколонию. 

Итоги

 

Развитие стран Восточной и Юго-Восточной Европы заметно отличалось с государствами Западной Европы. В Австрийской империи были низкие темпы и особая специфика. А в Османской империи промышленная революция и вовсе не начиналась. Для этих стран национальный вопрос являлся источником внутренних и внешних проблем.


1. В чём проявлялся кризис Османской империи?

2. Какие попытки предпринимались, чтобы его устранить?


Контрольные вопросы
 

1. Какое значение в развитии многонациональных государств имеет национальный вопрос?

2. Почему Восточный вопрос появился в XIX в.?


Предыдущий урок
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Консульство и империя. Франция в первой половине XIX века: от Реставрации к Империи
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Организация вычислений в электронных таблицах

    Информатика

  • Знаковые модели

    Информатика

  • Машиностроительный комплекс

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке