Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

Зарубежная история 19-начала 20 века

14.04.2024
55937
3

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

 

План урока

  • Питание
  • Одежда
  • Торговля и потребление
  • Техника в доме
  • Средства транспорта
  • Начало качества связи
  • Массовая культура и расширение форм досуга
  • Пространство и время

Цель урока

  • уметь давать определение понятиям бренд, маркетинг, массовая культура, индивидуализм
  • знать причины улучшения повседневной жизни населения
  • знать какие средства бытового пользования и передвижения появились

Разминка

  • Что вы вкладываете в понятие «повседневная жизнь»?
  • В чём отличие горожанина от сельского жителя?
  • Вспомните, какие изобретения вошли в повседневную жизнь городского жителя XVIII в.

Питание 

Рис. 1. Домашний холодильный шкаф конец XIX в.

Одно из главных изменений в повседневной жизни — это питание. Еды стало больше и качество тоже улучшилось. Проблема голода к концу XIX в. практически исчезла. Основной пищей оставался хлеб и картофель.

 

Благодаря изобретению холодильных установок, а также вагонов и кораблей-рефрижераторов, началась «эра дешёвого мяса», доступнее стала и рыба для жителей неприбрежных территорий (рис. 1).

 

Увеличилось потребление сахара в 4 раза, который тоже был роскошью.

Рис. 2. Концентрат горохового супа, именуемый «гороховыми колбасками»

Благодаря научному и техническому прогрессу разнообразным стало предложение пищевых продуктов. После изобретения маргарина небогатые слои населения теперь могли получать жиры.

 

В середине века в США появляются консервы: сгущенное молоко, мясо, рыба, горох, томаты и т. д. В 70-е годы XIX века было налажено их промышленное производство. Также в конце XIX в. появляются первые супы-концентраты фирм «Магги» и «Кнорр» (рис. 2).

Одежда

В одежде появилась тенденция демократизации, то есть, не смотря на свой статус, к концу XIX в. все одевались в похожую одежду, только разного качества. Самой дешёвой и очень удобной для тёплого климата тканью стал хлопок, так как он производился на фабрике (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Мужская одежда в конце XIX в.

В мужской моде стало цениться удобство и качество. Цвета тоже были простыми — серый, а чаще даже чёрный.

 

В отличие от мужской моды, женщина должна демонстрировать своей одеждой статус семьи. К концу XIX в. женщины тоже меняли самосознание и отстаивали не только политические права, но и символом борьбы в моде стала война против корсетов, появились более свободные платья.

Рис. 4. Мода середины XIX в. и конца XIX в.

Торговля и потребление

Во второй половине XIX в. начинал складываться массовый рынок. И, конечно же, это было связано с ростом доходов населения. Развивалась лёгкая промышленность, которая позволяла покупать товары дешевле. Быстро начала распространяться новая форма торговли —  универсальные магазины — благодаря перевороту в обувном деле, где стали выпускать обувь с различием правой и левой ноги. Там же возникла ещё одна новинка —  твёрдые цены , в то время как в лавках можно было торговаться (рис. 5).

Рис. 5. Вечерние туфли 1875–1885 гг. и магазин Вульворта в США

Развитие торговли привело к появлению с 1880-х гг. брендов. С продвижением подобных товаров на рынке ( маркетинг ) использовались новые приёмы:  эмблема и её сопровождающий  слоган


Бренд — марочный товар с единообразным оформлением и массовым серийным производством.


Рис. 6. Первая реклама в США

Известная история фармацевта из Атланты Джона Пембертона, который изобрёл необычный сироп случайно, тем не менее записал рецепт и отнёс новинку в самую крупную аптеку города, где его предлагали против похмелья и от стресса. Через некоторое время сироп стали разбавлять газированной водой. Так появилась «Кока-кола» (рис.6).

Техника в доме

Достижения промышленной революции принесли в каждый дом разнообразные машины и механизмы личного потребления: утюг, пылесос, стиральную и посудомоечную машины, кухонную плиту (рис. 7 и 8).

Рис. 7. Электрический утюг 1882 г. и пылесос «Уирлвинд»

Рис. 8. Стиральная машина 1851 г. и чертёж посудомоечной машины Д. Гоутона, 1850 г.

Рис. 9. Лампочка Яблочкова и лампочка Эдисона

Большим шагом вперёд стало изобретение «электрической свечи» (электрической лампочки) А. Н. Яблочкова . Свет  появился в США, Латинской Америке и даже в Индии. Однако более долговечным и практичным вариантом стала лампочка   Т. Эдисона (рис. 9).

 

Особое место в личном потреблении занимало изобретение американца А. Зингера  — швейная машинка. Была открыта и эпоха любительского фотографирования. Благодаря патенту Л. Дагера  появился первый компактный фотоаппарат (рис. 10).

Рис. 10. Швейная машинка Зингера и фотоаппарат Дагера

Невероятную популярность на рубеже веков приобрёл велосипед. Тем более этим средством передвижения моли пользоваться не только мужчины, но и женщины. На волне этой популярности возникло самое крупное соревнование — Тур де Франс.

Средства транспорта

Совершенствовался транспорт, путешествия становились комфортнее. Так, с 1860-х г. появляются спальные вагоны, до этого передвигались только сидя.

 

Для быстрого передвижения по городу  немецкими инженерам К. Бенцем  и Г. Даймлером изобретается автомобиль с бензиновым двигателем . И конечно же, его могли позволить далеко не все, да и популярность у автомобилей была небольшая. Настоящая эпоха автомобилестроения началась с начала XX в., когда Г. Форд  начал выпускать знаменитую модель «Т», у которой была выше производительность, и тем самым она была дешевле и доступнее (рис. 11).

Рис. 11. Автомобиль К. Бенца и автомобиль Г. Форда

Настоящим чудом стало изобретение самолёта братьями У. и Э. Райт в 1903 г, на котором они впервые совершили продолжительный полёт (рис. 12).

Рис. 12. Самолёт братьев Райт

Начало качества связи

Коренные изменения происходили и в средствах личной коммуникации. До XIX в. почтой могли пользоваться только грамотные люди, да и услуги были недешёвыми. Но с возникновением новых транспортных средств и повышением грамотности количество почтовых отделений возросло. С введения в Англии знаменитого «чёрного пенни» — первой почтовой марки — оплата снизилась и упростилась. 

 

Ещё быстрее действовал телеграф, изобретённый в 1837 г. Морзе в Нью-Йорке. Скорость передачи информации была очень важна для частных лиц и для экономики и политики (рис. 13).

Рис. 13. Первая почтовая марка и общий вид пишущего телеграфного аппарата Морзе

Рис. 14. Телефон А. Белла

Но для личного пользования удобным оказался телефон. Запатентовал его британец А. Белл . Телефон, опять же, оставался не всем доступным (рис. 14).

Массовая культура и расширение форм досуга

Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет), индустриально-коммерческий тип производства, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов способствовали появлению на рубеже веков массовой культуры .

 

Массовая культура предлагала и предлагает зрителю понятную и доступную продукцию, её выражением стал кинематограф. Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 г. братьями Люмьер . Первый показ 49-секундной короткометражной ленты шокировал зрителей. Однако уже с 1905 г. начали появляться кинотеатры, куда билеты отличались дешевизной (рис. 15).

Рис. 15. Братья Люмьер

Спорт занял главное место среди общественных развлечений: процветал велосипедный спорт, летом — теннис, зимой — катание на санях, лыжах и т. д., в ограниченном размере катание на коньках. Особую популярность приобрело плавание. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII — начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. С середины XIX века в ряде стран началось строительство искусственных бассейнов. В 1890 г. впервые было проведено первенство Европы по плаванию. С 1896 г. плавание включено в программу Олимпийских игр. На этом фоне в конце XIX века появились сторонники физической культуры и здорового образа жизни, которые начали агитацию за общее здоровье и физическое совершенствование.

 

В  XIX веке начали практиковаться походы и прогулки пешком, а также горные восхождения. Туристы стали кооперироваться, объединяясь в разные организации.

Пространство и время

Восприятие окружающего мира также менялось под давлением глубочайших перемен. Причинами этого были:

 

  • транспортная революция позволяла путешествовать;
  • школьное образование — расширение знаний о мире;
  • чтение газет и романов.

По-другому стало восприниматься время, отступили сумерки и началась эпоха света: изобрели дешёвые и яркие стеариновые свечи, а позже — керосин и керосиновую лампу.

 

Изменилась точность измерения времени. На смену солнцу как главному ориентиру приходят часы, производство которых возрастает в несколько миллионов. Произошла и унификация времени с 1884 г., было установлено единое мировое время с делением земного шара на 24 часовых пояса.

 

В связи с приходом понимания времени работающий человек начал разделять часы труда и отдыха.


XIX в. — век развития личности, т. е. индивидуализма. Человек самостоятельно выбирал, чем будет заниматься, будущую супругу, сам давал имя ребёнку. Однако такая самостоятельность приводила людей к неуверенности и появлялось желание «быть как все».


Итоги

 

Происходившие изменения — новые виды транспорта, средства связи, быстрота получения информации — привели к тому, что общество стало социально мобильным. Появилось больше возможностей для достижения успеха в жизни. Но как мы заметили, не все смогли приспособиться к быстро изменяющемуся миру.


Контрольные вопросы 

 

1. Назовите причины улучшения питания.

2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась похожей?

3. Какие новые бытовые и транспортные средства появились?

4. Как проводили свободное время?

5. Почему появился индивидуализм?


Предыдущий урок
США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Век демократизации. «Великие идеологии»
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с неоднородным соподчинением придаточных

    Русский язык

  • Население района. Хозяйство района

    География

  • Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Вадик Раздва 9 months, 22 days, 11 hours, 52 minutes назад
avatar
лилия гаврик 4 months, 25 days, 3 hours, 21 minutes назад
avatar
татьяна иванова 6 months, 20 days, 11 hours, 15 minutes назад
Добрый вечер! хороший, подробный урок с презентацией, кратко и лаконично описание периода 19 века повседневной жизни, детям понятно.