Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

Зарубежная история 19-начала 20 века

18.01.2025
61340
12

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

 

План урока

  • Питание
  • Одежда
  • Торговля и потребление
  • Техника в доме
  • Средства транспорта
  • Начало качества связи
  • Массовая культура и расширение форм досуга
  • Пространство и время

Цель урока

  • уметь давать определение понятиям бренд, маркетинг, массовая культура, индивидуализм
  • знать причины улучшения повседневной жизни населения
  • знать какие средства бытового пользования и передвижения появились

Разминка

  • Что вы вкладываете в понятие «повседневная жизнь»?
  • В чём отличие горожанина от сельского жителя?
  • Вспомните, какие изобретения вошли в повседневную жизнь городского жителя XVIII в.

Питание 

Рис. 1. Ф. Тадгей. Клипер «Данидин», первое коммерчески успешное рефрижераторное судно. 1875 год. Библиотека Хоккена, Данидин

Одно из главных изменений в повседневной жизни — это питание. Еды стало больше и качество тоже улучшилось. Проблема голода к концу XIX в. практически исчезла. Основной пищей оставался хлеб и картофель.

 

Благодаря изобретению холодильных установок, а также вагонов и кораблей-рефрижераторов, началась «эра дешёвого мяса», доступнее стала и рыба для жителей неприбрежных территорий (рис. 1).

 

Увеличилось потребление сахара в 4 раза, который тоже был роскошью.

 

Благодаря научному и техническому прогрессу разнообразным стало предложение пищевых продуктов. После изобретения маргарина небогатые слои населения теперь могли получать жиры.

 

В середине века в США появляются консервы: сгущенное молоко, мясо, рыба, горох, томаты и т. д. В 70-е годы XIX века было налажено их промышленное производство. Также в конце XIX в. появляются первые супы-концентраты фирм «Магги» и «Кнорр».

Одежда

В одежде появилась тенденция демократизации, то есть, не смотря на свой статус, к концу XIX в. все одевались в похожую одежду, только разного качества. Самой дешёвой и очень удобной для тёплого климата тканью стал хлопок, так как он производился на фабрике (рис. 2).

 

В мужской моде стало цениться удобство и качество. Цвета тоже были простыми — серый, а чаще даже чёрный.

 

В отличие от мужской моды, женщина должна демонстрировать своей одеждой статус семьи. К концу XIX в. женщины тоже меняли самосознание и отстаивали не только политические права, но и символом борьбы в моде стала война против корсетов, появились более свободные платья.

 

Рис. 2. Мода середины XIX в. и конца XIX в.

Торговля и потребление

Во второй половине XIX в. начинал складываться массовый рынок. И, конечно же, это было связано с ростом доходов населения. Развивалась лёгкая промышленность, которая позволяла покупать товары дешевле. Быстро начала распространяться новая форма торговли — универсальные магазины — благодаря перевороту в обувном деле, где стали выпускать обувь с различием правой и левой ноги. Там же возникла ещё одна новинка — твёрдые цены, в то время как в лавках можно было торговаться.

 

Развитие торговли привело к появлению с 1880-х гг. брендов. С продвижением подобных товаров на рынке (маркетинг) использовались новые приёмы: эмблема и её сопровождающий слоган


Бренд — марочный товар с единообразным оформлением и массовым серийным производством.


Известная история фармацевта из Атланты Джона Пембертона, который изобрёл необычный сироп случайно, тем не менее записал рецепт и отнёс новинку в самую крупную аптеку города, где его предлагали против похмелья и от стресса. Через некоторое время сироп стали разбавлять газированной водой. Так появилась «Кока-кола».

Техника в доме

Достижения промышленной революции принесли в каждый дом разнообразные машины и механизмы личного потребления: утюг, пылесос, стиральную и посудомоечную машины, кухонную плиту (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Один из первых пылесосов — Elmo производства компании Сименс, 1906 год

Рис. 4. Джозефина Кокрейн и её посудомоечная машина. Марка Румынии. 2013 год

Рис. 5. Лампочка Эдисона

Большим шагом вперёд стало изобретение «электрической свечи» (электрической лампочки) А. Н. Яблочкова. Свет  появился в США, Латинской Америке и даже в Индии. Однако более долговечным и практичным вариантом стала лампочка   Т. Эдисона (рис. 5).

 

Особое место в личном потреблении занимало изобретение американца А. Зингера — швейная машинка. Была открыта и эпоха любительского фотографирования. Благодаря патенту Л. Дагера появился первый компактный фотоаппарат.

Невероятную популярность на рубеже веков приобрёл велосипед. Тем более этим средством передвижения моли пользоваться не только мужчины, но и женщины. На волне этой популярности возникло самое крупное соревнование — Тур де Франс.

Средства транспорта

Совершенствовался транспорт, путешествия становились комфортнее. Так, с 1860-х г. появляются спальные вагоны, до этого передвигались только сидя.

 

Для быстрого передвижения по городу  немецкими инженерам К. Бенцем и Г. Даймлером изобретается автомобиль с бензиновым двигателем. И конечно же, его могли позволить далеко не все, да и популярность у автомобилей была небольшая. Настоящая эпоха автомобилестроения началась с начала XX в., когда Г. Форд начал выпускать знаменитую модель «Т», у которой была выше производительность, и тем самым она была дешевле и доступнее (рис. 6).

Рис. 6. Автомобиль К. Бенца и автомобиль Г. Форда

Настоящим чудом стало изобретение самолёта братьями У. и Э. Райт в 1903 г, на котором они впервые совершили продолжительный полёт (рис. 7).

Рис. 7. Самолёт братьев Райт

Начало качества связи

Коренные изменения происходили и в средствах личной коммуникации. До XIX в. почтой могли пользоваться только грамотные люди, да и услуги были недешёвыми. Но с возникновением новых транспортных средств и повышением грамотности количество почтовых отделений возросло. С введения в Англии знаменитого «чёрного пенни» — первой почтовой марки — оплата снизилась и упростилась. 

 

Ещё быстрее действовал телеграф, изобретённый в 1837 г. Морзе в Нью-Йорке. Скорость передачи информации была очень важна для частных лиц и для экономики и политики.

Рис. 8. Телефон А. Белла

Но для личного пользования удобным оказался телефон. Запатентовал его британец А. Белл. Телефон, опять же, оставался не всем доступным (рис. 8).

Массовая культура и расширение форм досуга

Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет), индустриально-коммерческий тип производства, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов способствовали появлению на рубеже веков массовой культуры.

Массовая культура предлагала и предлагает зрителю понятную и доступную продукцию, её выражением стал кинематограф. Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 г. братьями Люмьер. Первый показ 49-секундной короткометражной ленты шокировал зрителей. Однако уже с 1905 г. начали появляться кинотеатры, куда билеты отличались дешевизной (рис. 9).

Рис. 9. Памятник братьям Люмьер

Спорт занял главное место среди общественных развлечений: процветал велосипедный спорт, летом — теннис, зимой — катание на санях, лыжах и т. д., в ограниченном размере катание на коньках. Особую популярность приобрело плавание. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII — начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. С середины XIX века в ряде стран началось строительство искусственных бассейнов. В 1890 г. впервые было проведено первенство Европы по плаванию. С 1896 г. плавание включено в программу Олимпийских игр. На этом фоне в конце XIX века появились сторонники физической культуры и здорового образа жизни, которые начали агитацию за общее здоровье и физическое совершенствование.

 

В  XIX веке начали практиковаться походы и прогулки пешком, а также горные восхождения. Туристы стали кооперироваться, объединяясь в разные организации.

Пространство и время

Восприятие окружающего мира также менялось под давлением глубочайших перемен. Причинами этого были:

 

  • транспортная революция позволяла путешествовать;
  • школьное образование — расширение знаний о мире;
  • чтение газет и романов.

По-другому стало восприниматься время, отступили сумерки и началась эпоха света: изобрели дешёвые и яркие стеариновые свечи, а позже — керосин и керосиновую лампу.

 

Изменилась точность измерения времени. На смену солнцу как главному ориентиру приходят часы, производство которых возрастает в несколько миллионов. Произошла и унификация времени с 1884 г., было установлено единое мировое время с делением земного шара на 24 часовых пояса.

 

В связи с приходом понимания времени работающий человек начал разделять часы труда и отдыха.


XIX в. — век развития личности, т. е. индивидуализма. Человек самостоятельно выбирал, чем будет заниматься, будущую супругу, сам давал имя ребёнку. Однако такая самостоятельность приводила людей к неуверенности и появлялось желание «быть как все».


Итоги

 

Происходившие изменения — новые виды транспорта, средства связи, быстрота получения информации — привели к тому, что общество стало социально мобильным. Появилось больше возможностей для достижения успеха в жизни. Но как мы заметили, не все смогли приспособиться к быстро изменяющемуся миру.


Контрольные вопросы 

 

1. Назовите причины улучшения питания.

2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась похожей?

3. Какие новые бытовые и транспортные средства появились?

4. Как проводили свободное время?

5. Почему появился индивидуализм?


Предыдущий урок
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Решение систем уравнений второй степени

    Алгебра

  • Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

    География

  • Общая характеристика элементов IVА-группы. Углерод

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке