Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внутренняя и внешняя политика в 1801—1811 гг. Героический 1812 год

История России конца 19-начала 20 века

19.04.2024
5055
0

Внутренняя и внешняя политика в 1801–1811 гг.

 

План урока

  • Император Александр I как личность и государственный деятель
  • Негласный комитет и М. М. Сперанский
  • Внешняя политика

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: Негласный комитет, министерства, Комитет министров, Сенат, Синод, вольные хлебопашцы
  • знать причины военных действий
  • уметь определять направления первых реформ императора

Вступление

XIX век один из самых интересных, полный событиями, которые перевернули обыденную жизнь населения Российской империи. Начинается этот период с убийства Павла I в марте 1801 г., а закончился только с вступлением нашей страны в Первую мировую войну. Нам предстоит узнать, что же уникального произошло за это столетие?

Император Александр I как личность и государственный деятель

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот — убили императора Павла I. На российский престол взошёл его старший сын Александр (рис. 1).

 

Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врождёнными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. 

Рис. 1. Убийство Павла I и Александр I (1801–1825)

Рис. 2. Ф. Лагарп

Александр получил блестящее для того времени образование. 

 

Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель  Ф. Лагарп — республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику (рис. 2).

 

Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Александр выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. Первые мероприятия молодого императора коснулись отмены жестких распоряжений Павла I возвращения из ссылки офицеров и чиновников, разрешения выезжать за границу, заработали частные типографии.

Негласный комитет и М. М. Сперанский

В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый  Негласный комитет . В него вошли молодые друзья царя — граф  П. А. Строганов , польский князь  А. Е. Чарторыйский , граф  В. П. Кочубей  и граф  Н. Н. Новосильцев (рис. 3).

Рис. 3. П. А. Строганов, А. Е. Чарторыйский, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев

Министерская реформа

 

В 1802 г. Александр I предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы  министерства для усиления центральной исполнительной власти. Их количество увеличилось, а функции были ещё чётче разграничены. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён  Комитет министров .

Рис. 4. А. Н. Голицын

В 1802 г. был реформирован  Сенат , ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. 

 

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью. Духовными делами ведал  Святейший синод , члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803–1824 гг.  князь А. Н. Голицын , бывший с 1816 г. также и министром народною просвещения (рис. 4).

Рис. 5. М. М. Сперанский (1772–1839)

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был личный секретарь императора  М. М. Сперанский . Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления (рис. 5). Её осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте  «Введение к уложению государственных законов» намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путём созыва представительной Государственной Думы. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления (рис. 6). 

Рис. 6. Схема власти и управления в Российской империи (по проекту М. М. Сперанского)

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нём опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. М. М. Сперанский был отстранён от дел и отправлен в ссылку.

 

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение  Государственного совета в 1810 г. , который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов (рис. 7).

 

Реформы 1802–1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. 

Рис. 7. Схема управления государством при Александре I

Рис. 8. Н. С. Мордвинов

Крестьянский вопрос

 

Александр I осуждал крепостное право. Он прекратил практику пожалования государственных крестьян в частные руки. В 1801 г. по инициативе Николая Мордвинова принят указ о разрешении духовенству, купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать «незаселенные» земли.

 

В 1803 г. был сделан важный шаг к решению крестьянского вопроса: появился указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп (рис. 8 и 9).

Рис. 9. Крестьянин на пахоте

Вольные хлебопашцы получали право владеть и распоряжаться землей. До войны 1812 г. Александр I осуществил ряд мер в отношении крестьянства:

 

  • 1804–1805 гг. — инвентарная реформа  в Остзейском крае. Крестьяне объявлены наследственными держателями наделов, точно определены повинности.
  • 1808 г. — запрет продавать крестьян на ярмарках поодиночке.
  • 1809 г. — запрет помещикам ссылать крестьян на каторгу.
  • 1811 г. — запрет помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Внешняя политика

Борьба против наполеоновской Франции

Рис. 10. «Наполеон I в битве при Аустерлице» Франсуа Жерар

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона, французского императора с 1804 г., заставили Александра I выступить против него. 

 

В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война оказалась крайне неудачной для союзников. 

 

В ноябре 1805 г. их войска потерпели поражение под Аустерлицем . Австрия вышла из войны, коалиция развалилась. Россия, продолжая бороться в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз (рис. 10). 

Рис. 11. Фридландское сражение

В 1806 г. образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Однако французская армия в течение всего нескольких недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. В июне 1807 г. она проиграла сражение под Фридландом (территория Восточной Пруссии) (рис. 11). Русская армия отступила за реку Неман, французские войска вышли к границам России. Это заставило Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире.

Рис. 12. Встреча Александра I и Наполеона

Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. По его условиям из отторгнутых от Пруссии польских земель (хотя она по настоянию Александра I сохранялась как самостоятельное государство) создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы.

Войны России с Турцией и Ираном

Карта 1. Русско-турецкая война 1806–1812 гг.

Рис. 13. М. И. Кутузов (1745–1813)

Русско-турецкая война 1806–1812 гг.  была вызвана стремлением России усилить свои позиции на Ближнем Востоке, расстроить реваншистские планы Турции, не оставлявшей надежду вернуть часть Черноморского побережья (особенно Крым), и поддержать восставших против султана сербов. Война проходила с переменным успехом и имела затяжной характер (см. карта 1).

 

После назначения М. И. Кутузова  в марте 1811 г. командующим Дунайской армией военные действия активизировались (рис. 13). Турки потерпели сокрушительное поражение на правом и левом берегах Дуная. Это вынудило Порту (турецкое правительство) пойти на переговоры о мире. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор . К России отошли Бессарабия и значительный участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухум. Молдова и Валахия получили автономию. Более широкую автономию Турция предоставила Сербии.

 

В начале XIX в. противоречия России с Ираном и её успехи на Кавказе привели к русско-иранской войне 1804–1813 гг. (см. карта 2).

Карта 2.  Русско-иранская война 1804–1813 гг.

К этому времени Грузия добровольно вошла в состав Российской империи (1801 г.). Другие христианские народы Закавказья также стремились к соединению с Россией. В этом они видели единственную возможность спастись от порабощения мусульманскими государствами. Попытка Ирана предотвратить российское проникновение в Закавказье оказалась неудачной. В ходе войны он потерпел поражение, а Россия завоевала территории Северного Азербайджана, населённого народами мусульманского вероисповедания. Война закончилась Гюлистанским мирным договором 1813 г. , по которому Иран признал русское владычество над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря. Россия получила исключительное право иметь флот на Каспии. 

 

Присоединение Финляндии

Карта 3. Русско-шведская война 1808–1809 гг.

На севере Европы Россия намеревалась окончательно обезопасить Петербург и побережье Ботнического залива. В результате русско-шведской войны 1808–1809 гг.  была завоевана Финляндия, что в значительной степени укрепило северо-западные границы России (см. карта 3). Было создано Великое княжество Финляндское, главой которого стал российский император. Финляндия вошла в состав России как автономное государство, управлявшееся по своим внутренним законам, имевшее собственную казну и сейм (парламент). 

 

Таким образом, в начале XIX в. Россия, не достигнув успеха в борьбе с наполеоновской Францией, на других внешнеполитических направлениях упрочила свои позиции и значительно расширила территорию.


Контрольные вопросы

 

1. Можно ли считать реформы Александра I либеральными?

2. Как отразились реформы на положении крестьян?

3. Охарактеризуйте планы М. М. Сперанского и оцените его роль в истории.

4. Каковы были причины ухудшения отношений между Россией и Францией?

5. Назовите, какие территории присоединила Россия в начале XIX в.


Предыдущий урок
Экономика: начало промышленного переворота
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Образование и наука. Периодическая печать и художественная культура
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия. Явление полного внутреннего отражения.

    Физика

  • Скорость химических реакций. Катализ

    Химия

  • Речевые жанры: эссе

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке