Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внутренняя и внешняя политика в 1801—1811 гг. Героический 1812 год

История России конца 19-начала 20 века

Внутренняя и внешняя политика в 1801–1811 гг.

 

План урока

  • Император Александр I как личность и государственный деятель
  • Негласный комитет и М. М. Сперанский
  • Внешняя политика

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: Негласный комитет, министерства, Комитет министров, Сенат, Синод, вольные хлебопашцы
  • знать причины военных действий
  • уметь определять направления первых реформ императора

Вступление

XIX век один из самых интересных, полный событиями, которые перевернули обыденную жизнь населения Российской империи. Начинается этот период с убийства Павла I в марте 1801 г., а закончился только с вступлением нашей страны в Первую мировую войну. Нам предстоит узнать, что же уникального произошло за это столетие?

 

Император Александр I как личность и государственный деятель

 

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот — убили императора Павла I. На российский престол взошёл его старший сын Александр (рис. 1).

 

Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врождёнными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. 

Рис. 1. Убийство Павла I и Александр I (1801–1825) Рис. 1. Убийство Павла I и Александр I (1801–1825)

Рис. 2. Ф. Лагарп Рис. 2. Ф. Лагарп

Александр получил блестящее для того времени образование. 

 

Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель  Ф. Лагарп — республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику (рис. 2).

 

Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Александр выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. Первые мероприятия молодого императора коснулись отмены жестких распоряжений Павла I возвращения из ссылки офицеров и чиновников, разрешения выезжать за границу, заработали частные типографии.

Негласный комитет и М. М. Сперанский

 

В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый  Негласный комитет . В него вошли молодые друзья царя — граф  П. А. Строганов , польский князь  А. Е. Чарторыйский , граф  В. П. Кочубей  и граф  Н. Н. Новосильцев (рис. 3).

Рис. 3. П. А. Строганов, А. Е. Чарторыйский, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев Рис. 3. П. А. Строганов, А. Е. Чарторыйский, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев

Министерская реформа

 

В 1802 г. Александр I предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы  министерства для усиления центральной исполнительной власти. Их количество увеличилось, а функции были ещё чётче разграничены. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён  Комитет министров .

Рис. 4. А. Н. Голицын Рис. 4. А. Н. Голицын

В 1802 г. был реформирован  Сенат , ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. 

 

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью. Духовными делами ведал  Святейший синод , члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803–1824 гг.  князь А. Н. Голицын , бывший с 1816 г. также и министром народною просвещения (рис. 4).

Рис. 5. М. М. Сперанский (1772–1839) Рис. 5. М. М. Сперанский (1772–1839)

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был личный секретарь императора  М. М. Сперанский . Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления (рис. 5). Её осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте  «Введение к уложению государственных законов» намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путём созыва представительной Государственной Думы. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления (рис. 6). 

Рис. 6. Схема власти и управления в Российской империи (по проекту М. М. Сперанского) Рис. 6. Схема власти и управления в Российской империи (по проекту М. М. Сперанского)

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нём опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. М. М. Сперанский был отстранён от дел и отправлен в ссылку.

 

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение  Государственного совета в 1810 г. , который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов (рис. 7).

 

Реформы 1802–1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. 

Рис. 7. Схема управления государством при Александре I Рис. 7. Схема управления государством при Александре I

Рис. 8. Н. С. Мордвинов Рис. 8. Н. С. Мордвинов

Крестьянский вопрос

 

Александр I осуждал крепостное право. Он прекратил практику пожалования государственных крестьян в частные руки. В 1801 г. по инициативе Николая Мордвинова принят указ о разрешении духовенству, купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать «незаселенные» земли.

 

В 1803 г. был сделан важный шаг к решению крестьянского вопроса: появился указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп (рис. 8 и 9).

Рис. 9. Крестьянин на пахоте Рис. 9. Крестьянин на пахоте

Вольные хлебопашцы получали право владеть и распоряжаться землей. До войны 1812 г. Александр I осуществил ряд мер в отношении крестьянства:

 

  • 1804–1805 гг. — инвентарная реформа  в Остзейском крае. Крестьяне объявлены наследственными держателями наделов, точно определены повинности.
  • 1808 г. — запрет продавать крестьян на ярмарках поодиночке.
  • 1809 г. — запрет помещикам ссылать крестьян на каторгу.
  • 1811 г. — запрет помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Внешняя политика

 

Борьба против наполеоновской Франции

Рис. 10. «Наполеон I в битве при Аустерлице» Франсуа Жерар Рис. 10. «Наполеон I в битве при Аустерлице» Франсуа Жерар

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона, французского императора с 1804 г., заставили Александра I выступить против него. 

 

В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война оказалась крайне неудачной для союзников. 

 

В ноябре 1805 г. их войска потерпели поражение под Аустерлицем . Австрия вышла из войны, коалиция развалилась. Россия, продолжая бороться в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз (рис. 10). 

Рис. 11. Фридландское сражение Рис. 11. Фридландское сражение

В 1806 г. образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Однако французская армия в течение всего нескольких недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. В июне 1807 г. она проиграла сражение под Фридландом (территория Восточной Пруссии) (рис. 11). Русская армия отступила за реку Неман, французские войска вышли к границам России. Это заставило Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире.

Рис. 12. Встреча Александра I и Наполеона Рис. 12. Встреча Александра I и Наполеона

Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. По его условиям из отторгнутых от Пруссии польских земель (хотя она по настоянию Александра I сохранялась как самостоятельное государство) создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы.

Войны России с Турцией и Ираном

Карта 1. Русско-турецкая война 1806–1812 гг. Карта 1. Русско-турецкая война 1806–1812 гг.

Рис. 13. М. И. Кутузов (1745–1813) Рис. 13. М. И. Кутузов (1745–1813)

Русско-турецкая война 1806–1812 гг.  была вызвана стремлением России усилить свои позиции на Ближнем Востоке, расстроить реваншистские планы Турции, не оставлявшей надежду вернуть часть Черноморского побережья (особенно Крым), и поддержать восставших против султана сербов. Война проходила с переменным успехом и имела затяжной характер (см. карта 1).

 

После назначения М. И. Кутузова  в марте 1811 г. командующим Дунайской армией военные действия активизировались (рис. 13). Турки потерпели сокрушительное поражение на правом и левом берегах Дуная. Это вынудило Порту (турецкое правительство) пойти на переговоры о мире. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор . К России отошли Бессарабия и значительный участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухум. Молдова и Валахия получили автономию. Более широкую автономию Турция предоставила Сербии.

 

В начале XIX в. противоречия России с Ираном и её успехи на Кавказе привели к русско-иранской войне 1804–1813 гг. (см. карта 2).

Карта 2.  Русско-иранская война 1804–1813 гг. Карта 2.  Русско-иранская война 1804–1813 гг.

К этому времени Грузия добровольно вошла в состав Российской империи (1801 г.). Другие христианские народы Закавказья также стремились к соединению с Россией. В этом они видели единственную возможность спастись от порабощения мусульманскими государствами. Попытка Ирана предотвратить российское проникновение в Закавказье оказалась неудачной. В ходе войны он потерпел поражение, а Россия завоевала территории Северного Азербайджана, населённого народами мусульманского вероисповедания. Война закончилась Гюлистанским мирным договором 1813 г. , по которому Иран признал русское владычество над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря. Россия получила исключительное право иметь флот на Каспии. 

 

Присоединение Финляндии

Карта 3. Русско-шведская война 1808–1809 гг. Карта 3. Русско-шведская война 1808–1809 гг.

На севере Европы Россия намеревалась окончательно обезопасить Петербург и побережье Ботнического залива. В результате русско-шведской войны 1808–1809 гг.  была завоевана Финляндия, что в значительной степени укрепило северо-западные границы России (см. карта 3). Было создано Великое княжество Финляндское, главой которого стал российский император. Финляндия вошла в состав России как автономное государство, управлявшееся по своим внутренним законам, имевшее собственную казну и сейм (парламент). 

 

Таким образом, в начале XIX в. Россия, не достигнув успеха в борьбе с наполеоновской Францией, на других внешнеполитических направлениях упрочила свои позиции и значительно расширила территорию.


Контрольные вопросы

 

1. Можно ли считать реформы Александра I либеральными?

2. Как отразились реформы на положении крестьян?

3. Охарактеризуйте планы М. М. Сперанского и оцените его роль в истории.

4. Каковы были причины ухудшения отношений между Россией и Францией?

5. Назовите, какие территории присоединила Россия в начале XIX в.


Предыдущий урок
Общественно-политическая жизнь 1830—1840-х гг.
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Великие реформы. 1860—1870-е гг.
История России конца 19-начала 20 века
  • Решение задач на компьютере

    Информатика

  • Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека

    Биология

  • Пунктуация. Знаки препинания. Виды знаков препинания

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке