- Предпосылки крестьянской реформы
- Император Александр II (1855–1881)
- Подготовка крестьянской реформы
- Условия освобождения и значение отмены крепостного права
- Реформа местного самоуправления
- Судебная реформа
- Военная реформа
- Реформы в сфере образования и печати
- Значение реформ
- уметь давать определение понятиям: Секретный комитет, Главный комитет по крестьянскому делу, Редакционные комиссии, выкупные платежи, временнообязанное состояние, отрезки, мировые посредники, уставные грамоты, волость, Земство, городская дума, мировой суд, всеобщая воинская повинность, классические и реальные гимназии, реальные училища
- знать причины и значение либеральных реформ Александра II
- уметь анализировать основные положения реформ и выявлять её прогрессивные и негативные положения
- Почему отмена крепостного права в 1861 г. считается одной из важнейших дат в истории России?
- Как вы понимаете смысл словосочетания «социальная и правовая модернизация»?
Предпосылки реформы
Самым значительным и острым из проблемных вопросов России середины XIX века стал аграрно-крестьянский вопрос. Российское самодержавие с момента образования государства опиралось на представителей дворянства, поэтому и сохраняло крепостническую систему, т. к. должно было учитывать интересы аристократов.
Начиная с конца XVIII века общественность всё чаще обсуждала проблему крепостного права. Но государственные попытки смягчить крепостническую систему оказались малоэффективными.
К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё более приходило в упадок. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны.
Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др.
Император Александр II (1855–1881)
Старший сын Николая I Александр Николаевич вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В. А. Жуковский.
Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввёл его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император был хорошо подготовлен к тому, чтобы стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель» (рис. 1).
Подготовка крестьянской реформы
Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу», означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.
В 1857 г. был создан Секретный комитет для разработки проектов по освобождению крестьян. Вскоре из-за медлительности Секретного комитета был разработан новый орган, нацеленный на подготовку реформы. Так, по обращению генерал-губернатора В. И. Назимова 20 ноября 1857 года были созданы губернские комитеты «по улучшению быта помещичьих крестьян».
В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.
Под председательством Я. И. Ростовцева к марту 1859 года были учреждены Редакционные комиссии, которые должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернским комитетами. По проектам размеры наделов земли для крестьян зависели от плодородия почвы. Так, в чернозёмных губерниях помещики были против наделения крестьян землей.
В нечернозёмной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать её крестьянам, но за большой выкуп.
Обобщённые редакционными комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет. Он ещё больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил.
17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» (рис. 2).
Практические условия освобождения были определены в 17 актах —«Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости (рис. 3).
Условия освобождения
Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления из освобождённых крестьян.
Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь, это касалось сохранения общины.
Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.
«Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: чернозёмную, нечернозёмную и степную.
Взаимоотношения крестьянина и помещика окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники.
При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян.
При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая её стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки) (см. карта 1).
Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить её стоимость. Фактически крестьяне платили и за личное освобождение. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80 % стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6 % годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20 % стоимости земли.
Значение отмены крепостного права. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для экономической модернизации страны. Вместе с тем реформа была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами).
Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым.
Реформа местного самоуправления
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны.
После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения.
Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации (рис. 4).
Судебная реформа
«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса.
В нём участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.
Военная реформа
Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, а на флоте до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооружёнными силами. Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.
Реформы в сфере образования и печати
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.
Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа.
Значение реформ
Проведённые преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определённой степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели.
Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства.
Продолжением таких масштабных преобразований послужили конституционные предложения, разработанные министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым в начале 1881 года. Его предложения предлагали развитие местного самоуправления и привлечение общественности (земства и города) к обсуждению государственных вопросов.
Но этому плану не суждено было сбыться. 1 марта 1881 года произошло убийство императора Александра II народовольцами. Направление правительственного курса изменилось (рис. 6).
Контрольные вопросы
1. Каковы были причины отмены крепостного права и других либеральных реформ?
2. Как осуществлялась подготовка к крестьянской реформе?
3. На каких условиях крестьяне получили личную свободу?
4. Докажите, что судебная реформа носила либеральный характер.
5. С какой целью создавались земские и городские органы самоуправления?
6. Какие новшества были введены в 1860-е гг. в системе образования?
7. Какие изменения произошли в армии?
8. Подумайте, почему реформа вызвала недовольство консерваторов.