Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внутренняя политика. Внешняя политика. Общественное движение

История России конца 19-начала 20 века

21.12.2024
3870
0

Внутренняя политика

 

План урока

  • Император Александр III (1881–1894)
  • Изменения в системе местного управления
  • Изменения в области образования и печати
  • Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х гг. XIX в.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: контрреформы, земские начальники, фабрично-заводская инспекция
  • знать причины проведения контрреформ
  • уметь характеризовать основные направления внутренней политики Александра III и обстоятельства, оказавшие решающее воздействие на неё

Разминка

  • Вспомните, какой характер носили преобразования, проведенные в 1860–1870-е гг.?
  • Почему на Александра II совершалось много покушений, которые привели к смерти?

Рис. 1. Александр III (1881–1894)

Император Александр III (1881–1894)

В 1881 году произошло убийство императора Александра II. На престол взошёл его сын император Александр III (рис. 1). Александра с малых лет готовили в правители и приобщали к государственным делам. В историю своей страны он вошёл как царь-Миротворец (Александр был противником военных компаний). Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.

 

Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков (рис. 2 и 5).

Рис. 2. К .П. Победоносцев

Потрясённый убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия».

 

Под влиянием Победоносцева на пост министра внутренних дел император в мае 1881 г. назначил Н. П. Игнатьева. В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия...»

Этот документ вошёл в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. 

 

«Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку.

 

Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. 

 

В 1882 г. Игнатьев выступил с проектом созыва Земского собора для укрепления связи престола с обществом. Царю понравился проект, однако Победоносцев убедил, что созыв Земского собора приведёт к созданию парламента. 

 

И весной 1883 г. Игнатьева отправили в отставку, пост министра внутренних дел и шефа жандармов занял Д. А. Толстой.

 

В 1882–1889 гг. была раскрыта 251 нелегальная организация разной идеологической ориентации, осуждено по политическим мотивам 2 851 человек. 

 

В значительной степени благодаря Толстому организованное революционное движение в России перестало существовать, прекратились террористические акты. Толстой нанёс удар и по либерализму, закрыв 15 периодических изданий и запретив книги нескольких сотен наименований.

Изменения в системе местного управления

Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. 

Рис. 3. И.Е. Репин. Приём волостных старшин императором Александром III. 1885 - 1886-е гг. Третьяковская галерея, Москва

Эта мера означала усиление административной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян (рис. 3).

 

«Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

В то же время в 1880-е гг. власти отменили подушную подать, снизили выкупные платежи и учредили Крестьянский банк.

 

Во временнообязанном состоянии крестьяне должны были находиться, пока не завершилась сделка по выкупу земли. Поначалу этот срок не был оговорен, но в декабре 1881 г., по прошествии двадцати лет принятия Манифеста об отмене крепостного права, установили конкретный срок и постановили, что к январю 1883 г. все временнообязанные крестьяне должны быть переведены на выкуп. Такое положение государь и правительство были вынуждены принять из-за крестьянских волнений и бунтов, которые происходили повсеместно, во всех губерниях.

Изменения в области образования и печати

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введён циркуляр о «кухаркиных детях». Согласно циркуляру, не рекомендовалось принимать «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и чрез то… приводить их к озлоблению против неравенства имущественных положений». Из гимназий были отчислены представители низших слоёв общества, не сумевших оплатить обучение для своих детей.

 

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свёрнуто женское высшее образование.

 

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 1860-х гг. в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была ещё более жёсткой, чем при Николае I.


Контрреформы Александра III — это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора.


Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х годов XIX в. 

В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тенденции. Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса.

Законами 1880-х гг. о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

 

Однако социальная направленность внутренней политики состояла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

 

В целом в 80-х — первой половине 90-х гг. XIX в. была укреплена государственность и достигнута определённая социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.


Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы повлияли на внутренний курс Александра III?

2. С какой целью было издано «Положение об охране»?

3. С какой целью был введён институт земских начальников на селе?

4. Какое значение имело принятие рабочего законодательства?


Предыдущий урок
Великие реформы. 1860—1870-е гг.
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Наивысший подъём революции. Складывание многопартийности. Завершающий период революции. I и II Государственная дума
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Закономерности влияния экологических факторов на организмы

    Биология

  • Этапы развития и современное хозяйство. Население и города Урала. Проблемы района

    География

  • Образование, наука, культура

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке