Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внутренняя политика. Внешняя политика. Общественное движение

История России конца 19-начала 20 века

Внутренняя политика

 

План урока

  • Император Александр III (1881–1894)
  • Изменения в системе местного управления
  • Изменения в области образования и печати
  • Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х гг. XIX в.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: контрреформы, земские начальники, фабрично-заводская инспекция
  • знать причины проведения контрреформ
  • уметь характеризовать основные направления внутренней политики Александра III и обстоятельства, оказавшие решающее воздействие на неё

Разминка

  • Вспомните, какой характер носили преобразования, проведенные в 1860–1870-е гг.?
  • Почему на Александра II совершалось много покушений, которые привели к смерти?

Рис. 1. Александр III (1881–1894) Рис. 1. Александр III (1881–1894)

Император Александр III (1881–1894)

 

В 1881 году произошло убийство императора Александра II. На престол взошёл его сын император Александр III (рис. 1). Александра с малых лет готовили в правители и приобщали к государственным делам. В историю своей страны он вошёл как царь-Миротворец (Александр был противником военных компаний). Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.

 

Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода  К. П. Победоносцев , министр внутренних дел граф  Д. А. Толстой  и публицист  М. Н. Катков (рис. 2 и 5).

Рис. 2. К .П. Победоносцев Рис. 2. К .П. Победоносцев

Потрясённый убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест  «О незыблемости самодержавия» (рис. 3).

 

Под влиянием Победоносцева на пост министра внутренних дел император в мае 1881 г. назначил  Н. П. Игнатьева (рис. 4). В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия...»

Рис. 3. Манифест «О незыблемости самодержавия» Рис. 3. Манифест «О незыблемости самодержавия»

Этот документ вошёл в историю как  «Положение об усиленной охране» , так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. 

 

«Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку.

 

Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. 

Рис. 4. Н. П. Игнатьев Рис. 4. Н. П. Игнатьев

В 1882 г. Игнатьев выступил с проектом созыва Земского собора для укрепления связи престола с обществом. Царю понравился проект, однако Победоносцев убедил, что созыв Земского собора приведёт к созданию парламента. 

 

И весной 1883 г. Игнатьева отправили в отставку, пост министра внутренних дел и шефа жандармов занял  Д. А. Толстой.

 

В 1882–1889 гг. была раскрыта 251 нелегальная организация разной идеологической ориентации, осуждено по политическим мотивам 2 851 человек. 

Рис. 5. Д. А. Толстой Рис. 5. Д. А. Толстой

В значительной степени благодаря Толстому организованное революционное движение в России перестало существовать, прекратились террористические акты. Толстой нанёс удар и по либерализму, закрыв 15 периодических изданий и запретив книги нескольких сотен наименований.

 

Изменения в системе местного управления

 

Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. 

Рис. 6. Приём волостных старшин императором Александром III Рис. 6. Приём волостных старшин императором Александром III

Эта мера означала усиление административной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян (рис. 6).

 

«Городовое положение»  1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Рис. 7. Здание Крестьянского поземельного банка в Уфе Рис. 7. Здание Крестьянского поземельного банка в Уфе

В то же время в 1880-е гг. власти отменили подушную подать, снизили выкупные платежи и учредили Крестьянский банк (рис. 7).

 

Во временнообязанном состоянии крестьяне должны были находиться, пока не завершилась сделка по выкупу земли. Поначалу этот срок не был оговорен, но в декабре 1881 г., по прошествии двадцати лет принятия Манифеста об отмене крепостного права, установили конкретный срок и постановили, что  к январю 1883 г. все временнообязанные крестьяне  должны быть переведены на выкуп. Такое положение государь и правительство были вынуждены принять из-за крестьянских волнений и бунтов, которые происходили повсеместно, во всех губерниях.

Изменения в области образования и печати

Рис. 8. Избиение детей дворников, кухарок, кучеров, прачек. Карикатура Ивана Всеволожского Рис. 8. Избиение детей дворников, кухарок, кучеров, прачек. Карикатура Ивана Всеволожского

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введён  циркуляр о «кухаркиных детях» . Согласно циркуляру, не рекомендовалось принимать «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и чрез то… приводить их к озлоблению против неравенства имущественных положений». Из гимназий были отчислены представители низших слоёв общества, не сумевших оплатить обучение для своих детей (рис. 8).

Рис. 9. Сходка в Казанском университете Рис. 9. Сходка в Казанском университете

В 1884 г. новый  университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свёрнуто женское высшее образование (рис. 9).

 

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 1860-х гг. в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была ещё более жёсткой, чем при Николае I.


Контрреформы Александра III  — это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора.


Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х годов XIX в. 

 

В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тенденции. Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса.

Рис. 10. Рабочие на Путиловском заводе Рис. 10. Рабочие на Путиловском заводе

Законами 1880-х гг. о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими (рис. 10).

 

Однако социальная направленность внутренней политики состояла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

 

В целом в 80-х — первой половине 90-х гг. XIX в. была укреплена государственность и достигнута определённая социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.


Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы повлияли на внутренний курс Александра III?

2. С какой целью было издано «Положение об охране»?

3. С какой целью был введён институт земских начальников на селе?

4. Какое значение имело принятие рабочего законодательства?


Предыдущий урок
Многонациональное государство. Повседневная жизнь
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Охранительный курс во внутренней политике. Внешняя политика. Крымская война
История России конца 19-начала 20 века
  • Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

    Информатика

  • Кинетическая энергия

    Физика

  • Понятие о бессоюзном сложном предложении

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке