Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Природные зоны. Население. Страны материка

Северная Америка

18.04.2024
1907
0

Природные зоны. Население

План урока

  • Природные зоны
  • Изменение природы человеком
  • Население Северной Америки

Цели урока

  • Уметь объяснять связи внутри природных зон, размещение населения на материке
  • Знать главные особенности природных зон

Разминка

  • Что такое широтная зональность?
  • Что является главной причиной выделения природной зоны? Что является главным отличием любой природной зоны?
  • Откуда пришли люди в Америку? Представителями какой расы они были?

 

Природные зоны Северной Америки
 

Материк расположен во всех климатических поясах, поэтому здесь представлены почти все природные зоны: 

  • арктическая пустыня,
  • тундра,
  • лесотундра,
  • смешанные и широколиственные леса,
  • лесостепи и степи,
  • переменно-влажные леса,
  • полупустыни и пустыни,
  • тропические саванны,
  • влажные тропические леса.

В северной части зоны вытянуты с запада на восток, а в  центральной и южной частях протягиваются с севера на юг. Это связано с воздействием океанов и особенностями рельефа.

Арктические пустыни расположены на Канадских Арктических островах и на территории Гренландии. Холодным климатом объясняется скудный растительный и животный мир. Флора представлена изредка растущими мхами и лишайниками. Из  животных на этих землях господствует овцебык, можно встретить белых медведей, тюленей и моржей, но их  жизнедеятельность больше связана с океаном. 

Тундра сформировалась на северной части побережья Северной Америки и прилегающих к нему островах, а также на побережье Гудзонова залива и северной части полуострова Лабрадор.


Тундра — это безлесное пространство субарктического пояса, покрытое мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью, произрастающей на скудных тундрово-болотных  почвах.


Рис. 1. Олень карибу

Климат здесь мягче, но также суровый. На большей части субарктический климат. Из растительности встречаются мхи и лишайники, болотные травы, ягодные кустарнички, багульник, местами карликовые деревца: ива, береза и ольха. На всей территории этой природной зоны пасутся стада оленей карибу.

Водятся здесь и хищники: полярные волки и песцы. Много перелётных птиц, которые  прилетают сюда на гнездовья.


Тайга сменяет тундру постепенно. Лесотундра очень заболочена. Осадков здесь немного, но испаряется ещё меньше. Растительность очень схожа с зоной тундры: низкорослые кустарники сменяются чахлыми деревцами и безлесной растительностью. 

Самую большую площадь занимает природная зона тайги.  Тайга — это хвойный лес: бальзамическая пихта, чёрная ель, сосна, секвойи, американская лиственница, ситхинская ель, дугласовая пихта. В качестве примеси произрастают  мелколиственные породы: береза и осина. 

Под хвойным лесом формируются неплодородные подзолистые почвы. Из-за малого количества растительного опада в условиях избыточного увлажнения плодородный слой  очень тонок, а под ним формируется достаточно толстый слой, лишённый перегноя, цвет его напоминает золу, отсюда и название — подзолистые почвы. 

Рис. 2. Цветы тюльпанного дерева

Животный мир тайги очень разнообразен: волки, медведи,  олени, лоси, лисицы, рыси, соболи, бобры, ондатры. В горных  лесах водятся скунсы, медведи (гризли), еноты. Реки богаты лососевыми рыбами.  

Смешанные леса — переходная зона от лесов хвойных к широколиственным.  

Здесь разнообразие клёнов, встречается ясень и тополь. В смешанных лесах водятся лоси, белохвостые олени, бобры и волки. Почва в смешанных лесах плодородна и содержит больше перегноя по сравнению с почвой подзолистой. В основном здесь можно найти серые и бурые лесные почвы. Широколиственные леса на территории Северной Америки распространены лишь в Аппалачах. Они сформировались в условиях влажного мягкого климата на бурых лесных почвах. Хорошо себя чувствуют здесь гикори (американский орех), сахарный клён, ильм, ясень, дуб, бук, тюльпанное дерево, магнолии, белая акация. Из-за плодородия почв большая часть Аппалачских лесов была вырублена.

На склонах Кордильер произрастают смешанные леса. В них встречаются сизая горная ель, приморская сосна, дугласова пихта. В субтропических горных лесах на побережье Тихого океана растут секвойи — хвойные деревья высотой более 100 м и диаметром до    9 м. В таких лесах комфортно чувствуют себя крупные животные. Это медведь гризли, американский чёрный медведь, олени вапити. 

Ближе к вершине растут деревья, наиболее приспособленные к жизни на высоте более 1 000 м, такие как горная пихта и белокорая сосна. Поднимаясь всё выше, растительность из  лесной переходит в субальпийские луга и горные тундры, на  которых преобладают кустарники и травы.  

В Северной Америке лесостепи называют прериями, их граница простирается от тайги на севере до берегов Мексиканского залива на юге. В основном это равнины, с  преобладающей травянистой растительностью, что объясняется меньшим количеством осадков. 


Степи — это безлесные пространства умеренного и  субтропического поясов, покрытые травянистой растительностью, произрастающей на чернозёмных и  каштановых почвах.


Умеренный и субтропический климат создали уникальные по  своей плодородности почвы — чернозёмы. Из растений  наибольшее распространение получили злаки: ковыль, бизоновая трава, тонконог. Животный мир представлен разными грызунами. Соответственно и хищные птицы  встречаются здесь в достаточном количестве.

Луговой волк, койот и змеи так же с огромным удовольствием охотятся на небольших животных, принимая участие в пищевой цепочке прерий. 

Постоянный житель прерий, бизон, вырастающий до массы 1 000 кг, всегда находил достаточно корма на плодородных  лугах. Сейчас это крупное копытное животное находится под  защитой государства, его популяция сохраняется в  заповедниках. 

Деятельность человека значительно повлияла на природу  этой зоны, очень много земель было распахано. Поэтому  растительность здесь стала более скудной, соответственно, убавилась и популяция животных. 

Полупустыни и пустыни Северной Америки можно найти на  внутренних плоскогорьях Кордильер, на Мексиканском  нагорье и Калифорнийском побережье. Здесь преобладают  бурые и серо-бурые почвы, на которых растут полынь, агавы,  юкки, колючие кустарники. Но наиболее распространены  здесь кактусы разнообразных форм и размеров. Есть очень  высокие в форме свечей, они вырастают до 20 м в высоту, а  есть в форме шара, диаметр которого достигает 3 м.  Некоторые кактусы съедобны для скота, и семена отдельных  видов идут в пищу не только животным, но и людям. Старые кактусы служат домом для птиц, они селятся в дуплах, которые  образуются в стволах. Животный мир представлен  ящерицами, черепахами и пустынной саранчой. 


Упражнение 1  

 

Для каких природных зон характерны следующие  растения и животные. Распределите их по группам,  каждой группе дайте название по природной зоне,  где они обитают. 

 

Тюльпанное дерево, росомаха, песец, сахарный клён, бизон, койот, пихта, типчак, багульник, осиновидный тополь, лось, бородач, ягодные кустарнички, чёрная ель, карибу, бобр, белая акация.


Изменение природы человеком 


Считалось, что природные богатства американских земель  огромны, поэтому их использовали очень расточительно. В конце концов, это привело к истощению пахотных земель, загрязнению водоемов, вымиранию уникальных видов животных, сокращению площадей естественной растительности. Замена природных комплексов на сельскохозяйственные и городские повлекла ухудшение  состава атмосферы. Распашка земель фактически стала причиной уничтожения природных комплексов прерий и  широколиственных лесов. В районах интенсивного  земледелия стоки с полей, содержащие химикаты, привели к  загрязнению водоёмов, подземных вод. 

Наиболее пагубные последствия для состояния природных  комплексов, возникающих в результате добычи полезных  ископаемых. Крупные месторождения найдены на севере  материка — в тундре и лесотундре, тайге. Короткое холодное  лето и долгая морозная зима замедляют развитие  растительности и почвенного покрова. Для восстановления  природных комплексов необходимо гораздо больше времени,  чем в других районах. Добывающая промышленность становится разрушительной силой, которая грозит существенно изменить естественный вид тундры и северной тайги.

Рис. 3. Выброс гейзера в Йеллоустонском национальном парке

В странах Северной Америки приняты законы, направленные на охрану и восстановление природы. Ведётся учёт состояния отдельных компонентов природы, восстанавливаются разрушенные природные комплексы (сажают леса, очищают от загрязнения озёра и т. д.). В целях охраны природы на  континенте созданы заповедники и несколько десятков национальных парков. 

К наиболее известным национальным паркам Северной Америки относятся 

Йосемитская долина, Большой Каньон, Секвойя, Мамонтова пещера, Долина Смерти, Йеллоустонский парк и др. В национальные парки Северной Америки ежегодно устремляются миллионы горожан. Акт 1936 г. о национальных парках гласит, что они «предназначены для людей... для их пользы, просвещения и радости». 


Население Северной Америки
 

Численность населения Северной Америки около 560 млн  человек. Его размещение зависит от истории заселения материка и природных условий. Наиболее заселена южная часть материка. Высока плотность населения в восточной части, где оседали первые переселенцы из европейских стран. 

Редко заселены северные территории материка, малопригодные для жизни и занятые тундрой и таёжными лесами. Горные области с их засушливым климатом и сложным рельефом также заселены незначительно. В зоне степей, где плодородные почвы, много тепла и влаги, плотность населения значительно выше.


Контрольные вопросы 

  1. Почему в пределах умеренного пояса Северной  Америки так много природных зон? Перечислите их.
  2. Назовите коренное население Северной Америки.
  3. О какой природной зоне идёт речь: «Она протянулась с севера на юг в центре материка от  канадских равнин до Мексиканского залива. Здесь много тепла, но не хватает влаги».


Ответы

 

Упражнение 1  

  1. Широколиственные леса: тюльпанное дерево,  сахарный клён, белая акация.
  2. Степи и лесостепи: бизон, койот, типчак, бородач.
  3. Тундра: багульник, ягодные кустарнички, песец, карибу.
  4. Тайга: осиновидный тополь, лось, чёрная ель, бобр, росомаха, пихта.
Предыдущий урок
Северная Америка. Географическое положение. История исследования материка
Северная Америка
Следующий урок
Как люди открывали и изучали Землю. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды
Развитие географических знаний о Земле
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников

    Геометрия

  • Health issues. Здоровье

    Английский язык

  • Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и её влияние на развитие техники

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке