- Либеральный лагерь
- Идеологи революционного лагеря
- Революционные кружки и организации
- Основные направления в народничестве
- Новая «Земля и воля» и её распад
- уметь давать определение понятиям: разночинцы, нигилизм, теория общинного социализма, бунтарское, пропагандистское, заговорщическое направления в народничестве, индивидуальный террор
- знать причины развития революционного течения, суть и формы революционного террора, причинами перехода к тактике «хождения в народ» и её неудача
- уметь давать представления о революционном этапе народнического движения
- Какие идеи отстаивали представители либерализма и консерватизма?
- В каких социально-политических условиях развивалось общественное движение в дореформенный период?
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Либеральный лагерь
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (учёные, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.
Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), за расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая её необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.
В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований.
Идеологами либералов являлись учёные, публицисты, земские деятели
(К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Д. И. Шаховской).
Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Идеологи революционного лагеря
В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
В их движении участвовали выходцы из разных слоёв общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций.
Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей.
Разночинцы — люди из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов и др., т. е. «лиц разного чина и званий».
Подъём крестьянского движения в 1861–1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.
Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян (рис. 1).
Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молодёжи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А. И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорён к каторге и ссылке в Сибирь (рис. 2).
Поэтому сам он не мог принимать активного участия в общественной борьбе, но на основе его идей в начале 1860-х гг. образовалось несколько тайных организаций. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «Что нужно делать войску?» и др. они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.
Революционные кружки и организации
Народничество — идеология русской радикальной интеллигенции, основанной на её сближении с народом (людьми труда).
«Земля и воля» (1861–1864)
Программным документом «Земли и воли» была статья Н. П. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованная в июне 1861 г. в «Колоколе». В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны. В неё входило несколько сотен членов из разных социальных слоёв: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет (рис. 3).
Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, усиление полицейского режима — всё это привело к их самороспуску или разгрому.
Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали.
Во второй половине 1860-х гг. вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике.
В 1866 г. член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачёв создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодёжь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством (рис. 4).
После разгрома кружка С. Г. Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения.
За несогласие с методами С. Г. Нечаева студент И. И. Иванов был ложно обвинён в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С. Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник.
На рубеже 60–70-х гг. XIX в., во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология.
Основные направления в народничестве
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров.
Их идеологами — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачёвым — были разработаны теоретические основы трёх течений революционного народничества: бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического (рис. 5, 6, 7).
М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Эта идея стала основой теории анархизма. П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.
«Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции.
П. Н. Ткачёв так же, как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечёт народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1 000 молодых революционеров под видом врачей, учителей, инженеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Крестьяне не понимали речей «господ» и чаще всего доносили на пропагандистов в полицию.
В 1875 г. движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
Новая «Земля и воля» и её распад
«Земля и воля» (1876–1879). В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Её программа предусматривала осуществление социалистической революции путём свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г. В. Плеханов, М. А. Натансон, В. Н. Фигнер и др. (рис. 8).
Было осуществлено второе «хождение в народ» — с целью длительной агитации среди крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек.
В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие её участники были ранены.
В 1878 г. В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества и обстоятельства дела были таковы, что суд присяжных оправдал её, а Ф. Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку.
Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».
В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали организацию «Чёрный передел» (1879–1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879–1881).
Её возглавили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. (рис. 10). Они считали, что народ задавлен и доведён до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством.
Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик — рабочим.
Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте позицию российских либералов.
2. Как революционеры относились к реформам Александра II?
3. Какие методы использовали революционеры для достижения поставленных целей?
4. Почему народничество считают популизмом?
5. Как сложилась система народнической идеологии?
6. В чём сходство и различие взглядов Лаврова, Бакунина и Ткачёва?
7. Когда и с какой целью было организовано «хождение в народ»?
8. Охарактеризуйте цели и деятельность организации «Земля и воля».