Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Многонациональное государство. Повседневная жизнь

История России конца 19-начала 20 века

23.04.2024
2883
0

Многонациональное государство

 

План урока

  • Население Российской империи в XIX в.
  • Западный край
  • Прибалтика в составе России
  • Россия и народы Кавказа. Кавказская война
  • Присоединение Казахстана и Средней Азии
  • Население Сибири
  • Положение евреев в Российской империи

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: иноверцы, черта оседлости
  • знать сущность политики самодержавия в национальном вопросе
  • уметь давать характеристику создания Российской империи как многонационального государства

Разминка

  • Вспомните какие территории были присоединены к России в начале XIX в.
  • Вспомните, когда Польша прекратила своё существование как самостоятельное государство.

Население Российской империи в XIX в.

Карта 1. Российская империя в XIX в.

На протяжении XIX в. расширялись границы Российской империи. Её территория увеличилась за счёт присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, значительных территорий на Кавказе, в Казахстане и Средней Азии, позже Приморья. За период с 1795 по 1858 гг. численность населения выросла вдвое — с 37,4 до 74,5 млн человек. А по данным переписи 1897 г. составила 125,7 млн человек (см. карта 1).

 

Самым многочисленным народом в составе империи были  русские . В центре, на севере и северо-западе страны русские составляли 90 % населения. В Финляндии, Прибалтике, Царстве Польском и на Правобережной Украине представителей русского народа насчитывалось от 1 % до 5,6 % и менее в общей массе населения. По уровню грамотности и экономическому положению они уступали немцам, полякам, финнам.

 

Второе место по численности занимали  украинцы — 13 млн человек. В середине XIX в. они составляли пятую часть населения России. В составе населения страны насчитывалось 4,1 млн поляков и 4 млн белорусов. Быстрыми темпами в первой половине XIX в. увеличивалось еврейское население: с 576 тыс. до 2 млн человек.

 

Следующими по численности населения в империи были  татары — около 1,9 млн человек. В большинстве своём татары относились к государственным крестьянам и горожанам. Поволжье, Южное Приуралье, Крым, многие уезды Сибири были основными центрами расселения татар.

 

В 1858 г. в России проживало более 1 млн литовцев, финнов, казахов, около 1 млн латышей, 840 тыс. немцев, 750 тыс. молдаван, более 700 тыс. эстонцев и столько же мордвы, чуть меньше башкир и чувашей. Представителей коренных народов Сибири насчитывалось около 648 тыс. человек.

 

Государственной религией империи было  православие . Однако правительство проявляло терпимость к  иноверцам . Рядом с православными христианами жили католики, лютеране, иудеи, мусульмане, ламаисты, представители других религий и даже язычники. Соседство многочисленных конфессий порождало конфликты. В связи с этим национальная политика правительства была ориентирована на поддержание мира в империи.

Западный край

Рис. 1. Белорусы XIX в.

Из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой, был образован  Западный край — особая административная единица. Входившие в состав края шесть белорусских и литовских губерний назывались Северо-Западным краем, а три украинские — Юго-Западным краем. Эти территории являлись пограничными и потому имели особое управление (рис. 1).

 

Формирование национального самосознания белорусского народа происходило в условиях конфликта между православной и католической церковью, причём представители обеих утверждали, что белорусы являются не самостоятельным народом, а частью польского либо русского народа. Поскольку белорусы не имели своих институтов и университетов, они получали высшее образование в столице.

Прибалтика в составе России

Прибалтийские народы в составе Российской империи в начале XIX в. жили в трёх западных губерниях России: Эстляндской, Лифляндской и Курляндской.

 

Крестьянский вопрос здесь был осложнён ярко выраженными национальными противоречиями: большинство помещиков в Прибалтике имело немецкое происхождение, крестьянами же были предки современных эстонцев и латышей.

 

В прибалтийских губерниях правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводство местных государственных учреждений вводился русский язык. Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.

Россия и народы Кавказа

Рис. 2. Народы Кавказа. Иллюстрация конца XIX в.: осетины, черкесы, кабардинцы, чеченец

На Кавказе к началу XIX века насчитывалось более 50 народов, которые говорили на разных языках, исповедовали разные религии, придерживались разных традиций и культур (рис. 2).  

 

Россия проводила в этом регионе и продуманную национально-культурную политику. Хотя официальное делопроизводство велось на русском языке, народы Северного Кавказа и Закавказья сохраняли свой язык, культуру, верования и обычаи. Большую роль в развитии культурной жизни региона играли учебные заведения, научные общества, газеты и журналы на местных языках, театры и пр. Здесь стали открываться уездные училища для христианского и мусульманского населения. За счёт казны для уроженцев Кавказа («кавказских воспитанников») отводились места в центральных российских университетах.

Присоединение Казахстана и Средней Азии

Территорию современного Казахстана с XVIII в. населяли кочевые племена казахов (в то время казахов называли по традиции «киргизы»). 

 

Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты. Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа.

Население Сибири

Рис. 3. Сбор ясака

Численность населения Сибири на протяжении XIX в. постепенно росла: если в начале века здесь проживало около 200 тыс. человек, то к середине столетия стало уже 600 тыс. Сюда переселялись жители из центральных районов, однако это создавало угрозу утраты местными народами своих самобытных черт. Все нерусские народы Сибири именовались в то время термином  инородцы . Многие из этих народов сохраняли остатки родоплеменных отношений. 

 

С целью упорядочить управление инородцами в 1822 г. был принят  «Устав об управлении инородцев» , подготовленный при активном участии  М. М. Сперанского , который был тогда генерал-губернатором Сибири. Коренные народы, согласно этому документу, делились на три разряда: бродячие, кочевые и оседлые.  Оседлые инородцы полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам, они несли все те же повинности. Это были татары, алтайцы, шорцы, южные ханты и манси и др.  Бродячими инородцами (ненцы, коряки, юкагиры и другие охотничьи народы) управляли «князья» из числа местной родоплеменной верхушки. Похожее управление получили и  кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.). Территория их расселения делилась на улусы и стойбища. Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и в итоге — уравнивание их в правах с русским крестьянством, за исключением воинской службы, которую инородцам нести не предполагалось (рис. 3).

Положение евреев в Российской империи

Рис. 4. Евреи Одессы, 1876 г.

Быстрыми темпами в первой половине XIX в. увеличивалось еврейское население: с 576 тыс. до 2 млн человек.

 

В правление Александра I сохранялось унизительное ограничение в правах еврейского народа — черта оседлости, введённая в 1796 г. Тем не менее еврейским детям было предоставлено право учиться в училищах, гимназиях и университетах (рис. 4).

 

В 1827 г. в правление Николая I на евреев распространили рекрутскую повинность. При этом от рекрутства полностью освобождались еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие среднее или высшее образование. Привлечение евреев в армию неизбежно вело к крещению евреев, присвоению им русских фамилий и имен, но зато давало право проживать за чертой оседлости. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев — постепенного приобщения их к русскому языку и культуре.

При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Евреям разрешили в пределах черты оседлости приобретать землю, вести торговлю, заниматься в ограниченной степени предпринимательской деятельностью.

 

Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения сибирских земель. 

 

Если раньше основным средством приобщения евреев к государственной жизни было их крещение в православную веру, то теперь был взят курс на «просвещение», т. е. внедрение в еврейскую среду русского языка, отказ от традиционного образа жизни, получение светского образования. Часть еврейской молодёжи откликнулась на новые веяния.

 

Но всё же число евреев, усвоивших русскую культуру, оставалось сравнительно небольшим. На них продолжали распространяться различные ограничения, в частности запрет на занятие государственных и правительственных должностей. На правительственную политику в еврейском вопросе оказывали влияние монархические издания, которые вели антисемитскую пропаганду.

 

К концу XIX в. завершился процесс территориального расширения Российской империи. Это привело к значительному расширению национального и конфессионального состава населения страны. Народы России были вовлечены в общий ход экономического, социального и культурного развития страны и одновременно развивали свои национальные традиции. Но положение представителей разных народов и конфессий в России было неодинаковым, так как национально-конфессиональная политика властей была направлена на достижение политического и культурного единообразия населения страны; на сохранение единой и неделимой России. Это порождало межнациональные противоречия, но одновременно убеждало людей в значимости культурного взаимообогащения разных народов, способствуя лучшему пониманию общечеловеческих духовных ценностей.


Контрольные вопросы

 

1. Какие нации проживали на территории России?

2. Из-за чего появилась национальная проблема и какими методами её решали?

3. Почему еврейская нация могла проживать только на своей черте оседлости?


Предыдущий урок
Экономика: завершение промышленного переворота. Национальная и религиозная политика
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Образование, наука, культура
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Многообразие клеток. Обмен веществ и энергии в клетке

    Биология

  • Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида. Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции

    Биология

  • Системы неравенств с двумя переменными

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке