Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Общество и власть после Первой российской революции

История России конца 19-начала 20 века

21.12.2024
4763
0

Общество и власть после Первой российской революции

 

План урока

  • Столыпинская программа социальных преобразований и её реализация
  • Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума
  • Нарастание революционных настроений

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: «столыпинские вагоны», хутор, отруб
  • знать причины и результаты реформ под руководством Столыпина; причины нарастания революционного движения
  • уметь охарактеризовать сущность и последствия экономической и политической политики правительства в 1906–1914 гг.

Разминка

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», — говорил П. А. Столыпин в интервью одной из газет об условиях, необходимых для успеха аграрной реформы. Согласны ли вы, что в высказывании министра названы все необходимые для модернизации России условия? Достаточно ли для модернизации внутри- и внешнеполитической стабильности?

Столыпинская программа социальных преобразований и её реализация

Столыпин хорошо понимал, что недостаточно только лишь давать отпор революционерам. Он был убеждён, что выходом из кризиса, охватившего Россию, должны быть реформы. Свой политический курс сам Столыпин именно так и охарактеризовал: «порядок и реформы» (рис. 1).

Рис. 1. П. А. Столыпин

Аграрный вопрос, вызванный малоземельем крестьян, представлял одну из наиболее серьёзных проблем Российской империи. Аграрная реформа началась в 1906 г. с подписания нескольких указов. Была начата продажа удельных и казённых земель малоземельным и крестьянам по льготной цене, которой занимался государственный Крестьянский банк, созданный ещё при Александре III. Тогда же вышел указ, который уравнивал крестьян в гражданских правах с другими сословиями.

 

Главная суть реформы была изложена в указе 9 ноября 1906 г. Он вводил право свободного выхода домохозяев из общины и закрепления в личную собственность своего надела. Крестьянин имел право потребовать от общины выделения всех своих разрозненных полос земли в единый отруб. Если крестьянин переносил на эти земли свой дом и хозяйственные постройки, то это называлось хутором.

В 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве», нацеленное на форсированное создание отрубов и хуторов при проведении землеустроительных работ.

 

В результате за период 1907–1914 гг. из общины вышло около 28 % от общего числа общинников (9 млн). Заявлений было подано больше — около 35 %. Выходили из общины пограничные слои крестьян — бедняки и богатые. Середняцкая масса боялась рисковать и осталась в большинстве своём в общине.

Рис. 2. 1908 год. Молебен перед отправлением 1400 полтавских крестьян-ходоков в Тобольскую и Оренбургскую губернии. И. Хмелевский. Фото из газеты  «Новое время» за май 1908 года

Другим масштабным мероприятием в рамках аграрной реформы стало содействие переселению крестьян в малонаселенные районы, пригодные для земледелия: в Южную Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Для этих крестьян организовывали специально оборудованные вагоны («столыпинские вагоны») для переправки вместе с семьями, имуществом, скотом. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 гектаров на главу семьи и 45 гектаров на остальных членов семьи), денежную ссуду, которая с 1912 г. в некоторых отдалённых районах доходила до 400 р. на семью (из них 200 р. выдавались безвозмездно). Мужчин освобождали от воинской повинности. В результате за 1907–1914 гг. за Урал переселилось более 3 млн человек, большую часть из них составляли бедняки, искавшие лучшей доли на новом месте. От 12 до 17 % из них вернулись обратно, не справившись с трудными условиями или разорившись (рис. 2). 

 

Большинство же переселенцев остались на новых землях.

 

В результате аграрной реформы Сибирь получила мощный толчок к социально-экономическому развитию. Реформу сопровождали широкие агрокультурные мероприятия правительства. В деревню отправились тысячи агрономов, зоотехников, землемеров. 

Рис. 3. Траурная процессия с телом Столыпина П.А., направляющаяся в Киево-Печерскую Лавру. Сент.1911г. Фото из Альбома памяти Столыпина П.А., 1912 г.

Для достижения более весомых результатов реформе не хватило времени. Сам Столыпин говорил о том, что для успеха его начинаний потребуется 15–20 лет мирного развития. Но этого времени у нашей страны не оказалось. Последовательному проведению реформ помешала внезапная гибель его главного вдохновителя и идеолога (в 1911 г. П. А. Столыпин был убит, став жертвой политического террориста) (рис. 3). 

 

Столыпинская программа преобразований, помимо аграрных мероприятий, включала широкий комплекс мер по перестройке местного самоуправления, по национальному и религиозному вопросам, по распространению просвещения, по решению рабочего вопроса, а также по проведению налоговой реформы. Большинство этих проектов не были реализованы в полной мере, так как встретили противодействие со стороны правых сил при дворе, в Государственном совете и в Государственной думе.

Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума

3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. Он сохранил деление избирателей на 4 курии: землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. 

 

Но городские курии были разделены на два разряда, отделявшие крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу землевладельцев. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Значительно сокращалось количество депутатов от Кавказа и Польши. Население десяти областей Средней Азии и Сибири было лишено представительства в Думе как не достигшее «достаточного развития гражданственности».

 

III Государственная дума избиралась по новому закону. Эсеры выборы бойкотировали. Это была первая Дума, отработавшая все предусмотренные пять лет. Председателями III Государственной думы стали октябристы — Н. А. Хомяков, затем А. И. Гучков и, наконец, М. В. Родзянко (рис. 4).

Рис. 4. А.И. Гучков

Рис. 5. П. Н. Милюков

Первое заседание Государственной думы третьего созыва состоялось 1 ноября 1907 г. Правительство смогло наконец начать обсуждение в ней аграрной реформы. 14 июня 1910 г. Николай II утвердил принятый Думой законопроект, «касающийся крестьянского землевладения».

 

В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума. IV Государственная дума открылась 15 ноября 1912 г. По своему партийному составу она почти не отличалась от III Думы. Тем не менее по настроению IV Дума была более оппозиционной. Лидер кадетов П. Н. Милюков строил планы создания в Думе «прогрессивного блока» из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство (рис. 5).

Нарастание революционных настроений

Столыпину так и не удалось провести в жизнь многие из намеченных реформ. Они были отклонены Государственной думой и Государственным советом. Да и сам Столыпин считал административные и политические преобразования делом второстепенным, все его усилия сосредоточились на аграрной реформе.

Рис. 6. Л. Н. Толстой

Осенью 1910 г., когда стало ясно, что политических реформ в стране в ближайшее время не предвидится, оживилось оппозиционное движение. Поводом для начала массовых выступлений послужила смерть Л. Н. Толстого 7 ноября 1910 г. (рис. 7). Впервые после 1905 г. в Петербурге, Москве и других городах прошли массовые демонстрации студентов и рабочих с требованием отменить смертную казнь, противником которой был великий русский писатель. Правительство предприняло ответные меры. В январе 1911 г. в высших учебных заведениях запретили какие бы то ни было собрания, что означало ликвидацию всех легальных студенческих организаций и вызвало новый взрыв студенческого недовольства. В знак протеста профессора Московского университета В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, К. А. Тимирязев и ряд других во главе с ректором А. А. Мануйловым объявили о своей отставке.

В апреле 1912 г. Россию потрясли трагические события, разыгравшиеся в Восточной Сибири, на Ленских золотых приисках. В ответ на начавшиеся там волнения рабочих были вызваны войска. В столкновениях с армией было убито 270 человек и ранено 250. 

На заседании Думы при обсуждении этой трагедии министр внутренних дел А. А. Макаров заявил: «Когда, потерявши рассудок, под влиянием злостной агитации, толпа набрасывается на войска, тогда войску не остается ничего делать, как стрелять. Так было и так будет впредь» (рис. 9). Эти слова немедленно разнеслись по всей стране. Ответом стали массовые стачки протеста, в которых приняли участие до 300 тыс. человек. Вслед за ними прокатилась волна первомайских демонстраций, собравших под красные знамёна более 400 тыс. рабочих. Были зафиксированы отдельные выступления в армии (восстание сапёров в Ташкенте) и на флоте. До лета 1914 г. революционное движение продолжало нарастать.

 

Реформаторский путь, предложенный Столыпиным, не был реализован в полной мере. Раскол власти и общества преодолеть не удалось.


Контрольные вопросы

 

1. Перечислите мероприятия, предпринятые в рамках Столыпинской аграрной реформы.

2. Расскажите о результатах аграрной реформы. Как вы их оцениваете?

3. Как изменился состав Государственной думы после принятия нового избирательного закона?

4. Определите причины нового подъема стачечного движения.


Предыдущий урок
Образование и наука. Периодическая печать и художественная культура
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Великие реформы. 1860—1870-е гг.
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Describe a town. Описываем город

    Английский язык

  • Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России. Санкт-Петербург — «вторая столица» России

    География

  • Клеточные формы жизни: одноклеточные, многоклеточные организмы, колонии

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке