Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование, наука, культура

История России конца 19-начала 20 века

14.02.2025
4204
0

Культура

 

План урока

  • Литература
  • Живопись
  • Скульптура. Архитектура
  • Музыка, балет, театр, кинематограф

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: модернизм, декадентство, символизм, авангардизм, футуризм, акмеизм, неоромантизм
  • знать основные стили и направления в культуре России начала XX в.
  • уметь характеризовать особенности, общие черты культуры, мировое значение русской культуры

Разминка

  • Какие изменения произошли в области образования и просвещения?
  • Вспомните выдающихся представителей искусства.

Литература

Литература начала XX в. отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

 

В традициях русской реалистической школы работал Л. Н. Толстой. В своих последних произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоренелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II и публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно.

 

А. П. Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», в которых отразил происходившие в начале века социальные изменения. И. А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходящих в душах людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовную опустошенность офицеров («Поединок»). Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал М. Горький («Враги», «Мать»). В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов — С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков (рис. 1).

Рис. 1. А. П. Чехов, И. А. Бунин и А. И. Куприн

Всё громче звучали голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства — непосредственного изображения окружающего мира. Поэты-символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера и религия — краеугольные камни человеческого бытия и искусства. Сначала символизм принял форму декаданса: в поэзии преобладали настроения тоски и безнадёжности, а также резко выраженный индивидуализм. Таковы ранние произведения К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова (рис. 2).

Рис. 2. К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и А. Белый

После 1909 г. наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишённому души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве А. А. Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»).

 

Акмеисты (от греч. акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии (рис. 3).

Рис. 3. Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова и О. Э. Мандельштам

 

Русская художественная культура начала XX в. испытывала и влияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозгласившего «новое искусство». В России наиболее яркими представителями авангарда были футуристы (от лат. футурум — будущее). Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. 

 

Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Характерны названия футуристических сборников: «Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас». Интересных поэтов собрала петербургская группа «Гилея»: В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, А. Е. Кручёных, В. В. Маяковский, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. В. Северянина, возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов.

Живопись

Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Историческая живопись В. И. Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории. Верность реализму хранили М. В. Нестеров, братья В. М. и А. М. Васнецовы и др. (рис. 4). 

Рис. 4. М.В. Нестеров. Святая Русь. 1920 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Рис. 5. В. А. Серов

Однако законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин и В. А. Серов. Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». Мирискусники утверждали: искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Его задача — привносить красоту в жизнь людей (рис. 5).

 

За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1925 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов.

 

В 1907 г. в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), тесно связанных с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др. (рис. 6).

 

Ряд крупнейших русских художников — В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с национальными традициями русского искусства.

Рис. 6. М.А. Врубель. Демон сидящий. 1890 год. Третьяковская галерея, Москва

Рис. 7. В. Кандинский. Импрессия III (Концерт). 1911 год. Ленбаххаус, Мюнхен


М. Шагал. Автопортрет. 1914 год. Художественный музей Филадельфии

Скульптура. Архитектура

Рис. 8. Памятник Александру III

Скульптура была связана с импрессионизмом (рис. 8). Широкую известность получили скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. авторства П. П. Трубецкого. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживлённые споры публики (рис. 8).

 

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщённого образа явления. 

 

Таковы скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др. (рис. 9).

 

Значительный след в искусстве Серебряного века оставил С. Т. Конёнков.

Рис. 9. «Старость»

Он прошёл через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»), сохраняя яркую творческую индивидуальность.

 

Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности. 

 

Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. 

 

Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.

Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф. О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк З. Г. Морозовой, дом А. Н. Рябушинского). 

 

Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902–1904). 

 

В дальнейшем архитектор всё ближе подходил к так называемому рационалистическому модерну, стремясь к упрощению архитектурных форм и конструкций (банк Рябушинских, типография газеты «Утро России» в Москве, дом Московского купеческого общества) (рис. 10).

Рис. 10. Ярославский вокзал

Рис. 11. Гостиница «Метрополь»

Модерн соседствовал с неоклассицизмом (И. В. Жолтовский), эклектикой, умышленно смешивавшей различные архитектурные стили. Показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооружённого по проекту В. Ф. Валькотта (рис. 11).

Музыка, балет, театр, кинематограф

Рис. 12. С. В. Рахманинов

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин,И. Ф. Стравинский,С. И. Танеев, С. В. Рахманинов (рис. 12).

 

Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

 

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. 

Рис. 13. Репетиция

Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих

Рис. 14. К. Станиславский

Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др. (рис. 13)

 

В поисках творческих новаций находился театр. К. С. Станиславский, основатель психологической актёрской школы, будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения (рис. 14).

 

В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

 

Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908–1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с мелодраматическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я. А. Протазанов, актёры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен и др. Кинематограф был доступен всем слоям населения.

 

Русская культура начала XX в. переживала расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры для широких масс и оторванность от них.


Контрольные вопросы

 

1. Какую роль в культуре России начала XX в. играл модернизм?

2. Какие темы волновали писателей, поэтов, скульпторов, художников в начале XX в.?

3. Какие особенности отличали русскую живопись начала XX в.?

4. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры начала XX в.?

5. Какие новые явления характерны для русского балетного и театрального искусства начала XX в.?


Предыдущий урок
Охранительный курс во внутренней политике. Внешняя политика. Крымская война
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Изменения в повседневной жизни
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Умножение числа на произведение. Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями. Задачи на встречное движение. Задачи на встречное движение

    Математика

  • Леса России. Лес и человек

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке