- Просвещение
- Наука
- уметь давать определение понятиям: ноосфера, биосфера, Нобелевская премия
- знать представителей научной сферы
- уметь характеризовать систему начального, среднего и высшего образования в Российской империи
Какой период в развитии отечественной культуры получил название Золотого века? Назовите выдающихся представителей науки.
Просвещение
Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей.
К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.
Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковноприходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным.
Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.
Начали работу педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию.
К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60 % студентов не принадлежали к дворянскому сословию.
Наука
В начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс.
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.). Он создал первую в России физическую школу.
Значительные открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов (рис. 1).
Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии (рис. 2).
Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям (рис. 3).
Начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов (рис. 4). Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.
Большое место в трудах русских философов занимала русская идея: проблемы самобытности исторического пути России и своеобразия её духовной жизни, предназначения (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский).
Велик был вклад российских учёных и в географические исследования, прежде всего благодаря арктическим экспедициям.
Судно под командованием Э. В. Толля было отправлено Академией наук на поиски расположенной севернее Новосибирских островов неведомой «Земли Санникова» (названа по имени якобы видевшего её промысловика Санникова). В районе Новосибирских островов судно стало на ледовую зимовку, а Толль с несколькими спутниками решил провести самостоятельное обследование одного из островов. Из этого похода они не вернулись. Остальные члены экспедиции летом сумели добраться до сибирских берегов.
Не менее трагично окончилась и экспедиция к Северному полюсу Г. Я. Седова, погибшего от цинги на одном из островов Земли Франца-Иосифа. Однако участники экспедиции сумели вернуться в Россию, собрав ценный научный материал о северном архипелаге и о движении льдов.
Все эти и другие экспедиции показали, как трудно осваивать Арктику без специальных судов. В 1901 г. впервые в арктических водах появился ледокол под российским флагом. Им командовал адмирал С. О. Макаров, считавший, что будущее в исследовании Арктики принадлежит ледокольному флоту (рис. 5).
Контрольные вопросы
1. Какие новшества вошли в систему народного просвещения на рубеже столетий?
2. Какие достижения русской научной мысли способствовали развитию научно-технического прогресса?
3. Какие достижения российских ученых получили мировое признание?