Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Россия после войны с Наполеоном. Общественное движение. Восстание декабристов

История России конца 19-начала 20 века

18.04.2024
3358
0

Россия после войны с Наполеоном

 

План урока

  • Внешняя политика
  • Внутренняя политика

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: Венская система, Священный союз, военные поселения
  • знать причины поведения Александра I после Отечественной войны 
    1812 г., особенности внутренней и внешней политики Александра I
  • уметь оценивать роль Александра I, государственных деятелей, показывать на карте изменения, произошедшие после разгрома Наполеона и зафиксированные решениями Венского конгресса

Вступление

После Заграничных походов Наполеон потерпел поражение, и у Александра I и других европейских держав стояла задача решить вопрос о послевоенном устройстве. Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существующую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать её в соответствии с потребностями времени.

 

Получилось ли у Александра I вести политику, учитывая интересы и либералов, и консерваторов?

Внешняя политика

Рис. 1. Участники Венского конгресса. Картина Жана-Батиста Изабе (1815 г.)

В сентябре 1814 г. — июне 1815 г. в Вене проходил конгресс держав-победительниц, на котором решали вопрос о послевоенном устройстве Европы, а конкретнее — предстояло утвердить новые европейские границы (рис. 1).

 

Работа конгресса была прервана в связи с бегством Наполеона с о. Эльба и восстановлением на 100 дней его власти во Франции. Объединёнными усилиями европейские государства нанесли ему окончательное поражение в битве под Ватерлоо в июне 1815 г. Наполеон был пленён и сослан на о. Св. Елены у западного побережья Африки.

По заключительному акту Венского конгресса, подписанному в мае 1815 г., большая часть Герцогства Варшавского перешла к России и составила Царство Польское, Пруссия укрепила свои позиции в Германии (см. карта 1).

Карта 1. Европа после Венского конгресса 1815 г.

Здесь в сентябре 1815 г. по инициативе Александра I между Россией, Австрией и Пруссией был заключён Священный союз. В 1815–1818 гг. к Священному союзу присоединились все европейские монархии, кроме Ватикана, Англии и Турции. Основой Священного союза был провозглашён принцип легитимности, то есть Союз ставил своей целью поддержку всех законных правительств Европы, борьбу с попытками пересмотра утвержденных в Вене границ, а также противостояние любым революционным движениям.

Внутренняя политика

Рис. 2. Александр I (1801–1825)

Конституционные проекты

Победа над Наполеоном обеспечила Александру I невиданную популярность (рис. 2). 

 

Теперь он мог вернуться к проектам реформ, которые вынужден был прекратить накануне Отечественной войны 1812 г. из-за сопротивления дворянства.

 

В 1815 г., после присоединения Герцогства Варшавского к России, царь даровал Польше конституцию (рис. 3).

Рис. 3. Польская Конституция 1815 г.

Провозглашались свобода печати, неприкосновенность личности, равенство сословий перед законом и независимость суда. Политическое устройство Польши представляло собой сочетание самодержавия с конституционным устройством.

Рис. 4. Уставная грамота Российской империи

Создание Н. Н. Новосильцевым  по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819–1820) (рис. 4).

 

В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Крестьянский вопрос

Рис. 5. Проект А. Аракчеева по отмене крепостного права

В 1816–1819 гг. крестьяне Остзейских губерний (Эстляндии, Курляндии и Лифляндии) стали лично свободными, но земли не получили. Отмена крепостного права в Прибалтике была облегчена стремлением местных помещиков увеличить доходность своих хозяйств, тесно связанных с рынком.

 

В глубокой тайне разрабатывался проект освобождения российских крестьян, над которым работал Алексей Аракчеев. По его замыслу государство должно было выкупать крестьян при переходе имений из рук в руки. Проект остался нереализованным (рис. 5).

Военные поселения

Зато воплотившим в жизнь проектом Александра I стало создание военных поселений — «поселённых войск», которые должны были кормить сами себя. Первые попытки их организации относились к 1808–1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815–1816 гг. В разряд военных поселян переводились казённые крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губернии. Армия переводилась на самоокупаемость и бюджет получал значительное облегчение. Все это вызывало резкое недовольство крестьян, которые, к тому же, лишались возможности уходить на заработки. Поселенцы неоднократно бунтовали.

Рис. 6. Алексей Аракчеев

Аракчеевщина — режим реакционного полицейского деспотизма и грубой военщины, связанный с деятельностью Аракчеева. Роль Аракчеева в управлении страной резко усилилась в связи с тем, что с начала 1820-х гг. царя всё больше охватывали мистические настроения, он стал общаться с религиозными фанатиками, всё более теряя интерес к государственным делам. Было создано единое министерство Духовных дел и народного просвещения, задачей которого являлось преобразование системы образования на религиозных началах. Из университетов изгоняли профессоров, не желавших преподавать в точном соответствии с Библией. Усилилась цензура (рис. 5).

Итоги правления Александра I

 

Анализируя причины духовного перелома, постигшего Александра I, многие историки полагают, что царь ощущал неудачу реформ как провал главного дела жизни и искал утешения в религии и мистике. В последние годы Александр много путешествовал по России и скончался 19 сентября 1825 г. вдали от столицы, в маленьком городе Таганроге на берегу Азовского моря.


Контрольные вопросы

 

1. Проследите по карте изменения границ в Европе после Венского конгресса.

2. Каковы были важнейшие политические цели Священного союза?

3. Перечислите конституционные проекты. Как Вы думаете, почему многие были не реализованы?

4. Как Александр I решал крестьянский вопрос?


Предыдущий урок
Образование и наука. Периодическая печать и художественная культура
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Общественно-политическая жизнь 1830—1840-х гг.
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности жанра. Реализм и классицизм. Тематика и проблематика произведения. Конфликт

    Литература

  • Рост и развитие организмов

    Биология

  • Всемирная компьютерная сеть Интернет. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке