- Консервативное направление
- Либеральное направление
- Радикальное направление
- Петрашевцы
- А. И. Герцен и теория общинного социализма
- уметь давать определение понятиям: теория официальной народности, славянофилы, западники, разночинцы, теория утопического социализма, петрашевцы
- знать причины активной деятельности общественного движения
- уметь характеризовать основные направления в общественном движении
А. С. Хомяков обнаружил шутливую закономерность: «В России хорошие и дурные правители чередуются через одного: Пётр III плохой, Екатерина II хорошая, Павел I плохой, Александр I хороший, Николай I плохой, этот (Александр II) будет хорошим!» «Хорошие» самодержцы дают реформы, «плохие» проводят политику контрреформ.
Главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении развития страны. «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своём развитии должна идти Россия?» Участники общественного движения понимали его по-своему.
После декабрьского восстания и скоро суда над декабристами общественное движение только усилилось. Общественная мысль стала сосредотачиваться в московских и петербургских салонах (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), а так же литературные журналы («Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин» и др.).
В второй четверти XIX века общественная мысль разделилась на три направления: либеральное, консервативное и радикальное. Консерваторы стали проявлять большую активность на фоне декабрьского восстания.
В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трёх идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода, активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
Консервативное направление
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль (рис. 1).
Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трёх принципах: самодержавие, православие, народность (рис. 2).
Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления.
Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма», опубликованные в журнале «Телескоп». Он писал о критике самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии (рис .3).
Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор.
Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской деятельностью.
На рубеже 30–40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. (рис. 4).
Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. (рис. 5, см. табл. 1).
Таблица 1. Сравнение взглядов славянофилов и западников
|
Славянофилы
|
Западники
|
Общее
|
Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.
|
|
Взгляды на историческое развитие России
|
Преувеличивали особенность исторического пути развития России и её национальную самобытность. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.
|
Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя это отличие исторически сложившейся отсталостью. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.
|
К истории Петра I
|
Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.
|
Западники оценивали петровские реформы положительно и считали, что нужно продолжать движение в европейском направлении дальше.
|
Экономика
|
В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремёсел и торговли
|
За капиталистический уклад жизни
|
Радикальное направление
Во второй половине 20-х — первой половине 30-х гг. XIX в. характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20–30 членов. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику.
Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьёзное влияние на изменение политического положения в России. Так, к примеру, по личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер.
Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию (рис. 6).
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов.
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъём. Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, но будут братья, будут люди».
Петрашевцы
Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами (рис. 7).
В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).
Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы».
Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845–1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка».
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований.
Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменён бессрочной каторгой.
А. И. Герцен и теория общинного социализма
Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена.
В 30–40-х гг. XIX в. А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. покинул её (рис. 8).
В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853), выпустил восемь книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей пяти казнённых декабристов, организовал вместе с Н. П. Огарёвым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857–1867).
В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848–1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма.
Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы повлияли на оживление общественного движения в 1830-е гг.?
2. Почему западников и славянофилов называют либералами?
3. По каким причинам возникли революционные кружки?
4. Почему Герцен считал общину зародышем социализма?