- Консервативное направление
- Либеральное направление
- Радикальное направление
- Петрашевцы
- А. И. Герцен и теория общинного социализма
- уметь давать определение понятиям: теория официальной народности, славянофилы, западники, разночинцы, теория утопического социализма, петрашевцы
- знать причины активной деятельности общественного движения
- уметь характеризовать основные направления в общественном движении
А. С. Хомяков обнаружил шутливую закономерность: «В России хорошие и дурные правители чередуются через одного: Пётр III плохой, Екатерина II хорошая, Павел I плохой, Александр I хороший, Николай I плохой, этот (Александр II) будет хорошим!» «Хорошие» самодержцы дают реформы, «плохие» проводят политику контрреформ.
Главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении развития страны. «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своём развитии должна идти Россия?» Участники общественного движения понимали его по-своему.
После декабрьского восстания и скоро суда над декабристами общественное движение только усилилось. Общественная мысль стала сосредотачиваться в московских и петербургских салонах (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), а так же литературные журналы («Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин» и др.).
В второй четверти XIX века общественная мысль разделилась на три направления: либеральное, консервативное и радикальное. Консерваторы стали проявлять большую активность на фоне декабрьского восстания.
В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трёх идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода, активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
Консервативное направление
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль (рис. 1).
Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности . Она была основана на трёх принципах: самодержавие, православие, народность (рис. 2).
Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления.
Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма», опубликованные в журнале «Телескоп». Он писал о критике самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии (рис .3).
Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор.
Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской деятельностью (рис. 4).
На рубеже 30–40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. (рис. 5).
Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. (рис. 6, см. табл. 1).
Таблица 1. Сравнение взглядов славянофилов и западников
|
Славянофилы
|
Западники
|
Общее
|
Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.
|
|
Взгляды на историческое развитие России
|
Преувеличивали особенность исторического пути развития России и её национальную самобытность. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.
|
Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя это отличие исторически сложившейся отсталостью. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.
|
К истории Петра I
|
Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.
|
Западники оценивали петровские реформы положительно и считали, что нужно продолжать движение в европейском направлении дальше.
|
Экономика
|
В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремёсел и торговли
|
За капиталистический уклад жизни
|
Радикальное направление
Во второй половине 20-х — первой половине 30-х гг. XIX в. характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20–30 членов. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику.
Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.) (рис. 7). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьёзное влияние на изменение политического положения в России. Так, к примеру, по личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер.
Вокруг Н. В. Станкевича , В. Г. Белинского , А. И. Герцена и Н. П. Огарёва сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию (рис. 8 и 9).
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов.
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъём. Литературный критик В. Г. Белинский , раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, но будут братья, будут люди».
Петрашевцы
Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами (рис. 10).
В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.) (рис. 11).
Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы» .
Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845–1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка».
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований.
Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменён бессрочной каторгой.
А. И. Герцен и теория общинного социализма
Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена .
В 30–40-х гг. XIX в. А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. покинул её (рис. 12).
В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853), выпустил восемь книг сборника «Полярная звезда» , на титуле которых поместил миниатюру из профилей пяти казнённых декабристов, организовал вместе с Н. П. Огарёвым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857–1867) (рис. 13).
В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848–1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма.
Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы повлияли на оживление общественного движения в 1830-е гг.?
2. Почему западников и славянофилов называют либералами?
3. По каким причинам возникли революционные кружки?
4. Почему Герцен считал общину зародышем социализма?