Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Экономика: завершение промышленного переворота. Национальная и религиозная политика

История России конца 19-начала 20 века

21.12.2024
4855
0

Национальная и религиозная политика

 

План урока

  • Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в.
  • Религиозная политика во второй половине XIX в.
  • Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии во второй половине XIX в.
  • Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии
  • Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: черта оседлости, просветительская политика, христианизация народов Сибири
  • знать последствия христианизации Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, особенности управления Польши, Финляндии, Западного края
  • уметь характеризовать направления религиозной политики правительства в XIX столетии

Разминка

  • Какие нации проживали на территории Российской империи?
  • Вспомните, какую национальную политику проводило государство?

Власть и религия в первой половине XIX в.

По законам Российской империи населению было разрешено исповедовать любую религию с той оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существующие порядки. 

Рис. 1. Серафим Саровский

Положение Русской православной церкви было, однако, привилегированным, так как к её пастве в первой половине XIX в. относилось до 86 % населения страны. Поощрялся переход в православие представителей других вер. С этой целью велась большая миссионерская работа среди народов Поволжья, Кавказа, Сибири. 

 

Для православной России XIX в. было характерным почитание старцев — религиозных наставников, снискавших особый авторитет среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди них в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни Серафим, к которому за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны. Он предсказал многое из того, что случилось в России в последующие десятилетия (рис. 1).

 

В первой половине XIX в. вмешательство светской власти в дела церкви усилилось. Государь не только назначал обер-прокурора Синода и архиереев по епархиям, но и награждал их наравне со светскими служащими орденами, памятными подарками. В царствование Александра I церковь пережила серьёзные потрясения. Монарх решил реформировать церковный ритуал. В царствование Николая I дело дошло до вмешательства государства в порядок богослужения. 

Структура Русской православной церкви

Рис. 2. Структура Русской православной церкви

Продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. В первой половине XIX в. движение старообрядцев переживало внутренний раскол. В этот период в нём выделились два направления:«поповцев» (близких по взглядам к официальной церкви, признающих священников и церковную иерархию) и «беспоповцев» (отвергающих не только священников, но и ряд церковных обрядов).

 

Старообрядцы не имели собственной церковной иерархии. Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие монастыри в Поволжье. Однако в 1846 г. старообрядцы получили собственного митрополита. Это произошло после того, как в старообрядчество перешёл боснийско-сараевский митрополит Амвросий.  Он стал митрополитом Белокриницким (его назвали так по наименованию Белокриницкого монастыря на Буковине). Последователями белокриницкой иерархии стали сотни тысяч старообрядцев. 

 

Присоединение к России польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, а также приток большого числа немецких колонистов способствовали распространению католической веры во многих регионах страны не только среди поляков, литовцев, но и среди части немцев и белорусов. 

 

На украинских землях население в основном относилось к униатской церкви, подразумевавшей соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов. Униатская церковь подчинялась особому управлению в Петербурге, а с 1837 г. её делами стал заведовать Синод. 

 

Протестантизм в России в эти годы был представлен лютеранством и кальвинизмом. Эту религию исповедовало большинство немцев, финнов, эстонцев и латышей. В 1841 г. в Россию проникло новое вероучение баптизм, которое первоначально распространилось среди немцев, а затем получило признание также у небольшой части русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

 

Мусульмане, жившие в России, в основном придерживались суннизма (большинство верующих татар, башкир, а также народы, населявшие Северный Кавказ) и лишь немногие — шиизма (часть дагестанцев и азербайджанцев).

Религиозная политика во второй половине XIX в.

По сведениям переписи населения 1897 г. в империи проживало 69,35 % православных; 9,13 %  католиков; 11,70 % мусульман; 2,84 % протестантов; 4,15 % иудеев; 1,75 % раскольников. Остальное население исповедовало буддизм, шаманизм, конфуцианство и др.

 

Тяжёлые времена для Русской православной церкви начались, когда обер-прокурором Синода стал Д. А. Толстой. Он считал, что церковь является одной из частей государственного механизма и не более того. Монахов же он совершенно не переносил.

 

1880-е гг. Толстого на посту обер-прокурора сменил    К. П. Победоносцева, который требовал, чтобы всё оставалось по-прежнему, дабы не сделать ещё хуже. 

Рис. 3. К. П. Победоносцев

Конец XIX в. был временем внешнего благополучия православной церкви, получившей значительные субсидии от государства. Большим духовным авторитетом среди верующих Русской православной церкви обладал Иоанн Кронштадтский (рис. 4).

 

На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно без выходных совершал Божественную литургию. Обращались в нему и лютеране, и мусульмане, и иудеи. 

Рис. 4. Иоанн Кронштадтский

В Кронштадте отец Иоанн создал «дом трудолюбия», где ежедневно кормили до тысячи нищих и голодных. При доме священника была создана больница и школа для детей из бедных семей. Он пользовался уважением и авторитетом у Александра III, а затем и у семьи последнего русского императора Николая II.

Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии во второй половине XIX в.

Все важные посты в польских административных учреждениях занимали русские чиновники. Был принят ряд мер к экономической интеграции Польши в состав России (в 1885 г. упразднен Польский банк, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, изъята из обращения польская монета).

В период генерал-губернаторства И. В. Гурко русский язык получил статус первого языка. Что касается управления Финляндией, обладавшей наибольшей автономией в составе империи, то и здесь был взят курс на постепенное свёртывание автономии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. 

 

Эта политика проводилась генерал-губернатором Н. И. Бобриковым. Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты, ликвидация самостоятельного финского войска.

 

В прибалтийских губерниях правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. Вводился русский язык, православная церковь начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.

 

На украинских и белорусских землях правительство продолжало политику, направленную на укрепление позиций православия, слияние униатской и православной церквей. 

Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии

На Северном Кавказе и в Закавказье к 1880-м гг. так же, как и в Польше, Прибалтике и т. д., распространяются правила общероссийского административно-политического управления. Здесь были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии. Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России. 

 

Россия проводила в этом регионе и продуманную национально-культурную политику. Народы сохраняли свой язык, культуру, верование и обычаи. Здесь стали открываться уездные училища для христианского и мусульманского населения. 

 

К 1880-м гг. завершился процесс завоевания Россией территории Средней Азии. Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства. Положительными последствиями присоединения были прекращены междоусобные разорительные войны, ликвидировано рабство и работорговля, упорядочена налоговая система. Кроме того, быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. 

Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока

Что касается Среднего Поволжья и Приуралья, практически завершается процесс христианизации нерусских народов (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей). Для этого в Казани действовали центральная крещёно-татарская учительская школа, инородческая учительская семинария, миссионерское общество. 

 

Преимущественно просветительский характер носила в этот период и христианизация народов Сибири и Дальнего Востока. Здесь организовывались школы, в которых готовили помощников миссионеров, служителей церкви, переводчиков. 

 

Процесс христианизации происходил на фоне смешения культур русских переселенцев и местного населения. Многие местные жители, принявшие христианство, сами становились служилыми людьми, у них появились общие интересы с русскими, форсировался близкий образ жизни. 


Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте политику российского правительства по отношению к иноверцам

2. Каким образом светская власть влияла на церковь?

3. Как проводилась политика властей в Польше, Финляндии, Прибалтике?

4. Каковы были особенности политики христианизации народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока?

5. Какие последствия имели присоединения Кавказа и Средней Азии?


Предыдущий урок
Наивысший подъём революции. Складывание многопартийности. Завершающий период революции. I и II Государственная дума
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Нарастание социальных противоречий. Причины и начало Первой российской революции
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Химические свойства оснований как электролитов. Химические свойства солей как электролитов

    Химия

  • М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…

    Литература

  • Россия после войны с Наполеоном. Общественное движение. Восстание декабристов

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке