Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Экономика: начало промышленного переворота

История России конца 19-начала 20 века

21.12.2024
3711
0

Экономика: начало промышленного переворота

 

План урока

  • Сельское хозяйство
  • Промышленность
  • Финансы
  • Торговля
  • Транспорт

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: отходничество, оброк, барщина, месячина, промышленный переворот, ассигнации
  • знать причины замедления процессов модернизации во всех сферах экономики
  • уметь сформировать представление о начале промышленного переворота в России

Разминка

  • Что такое промышленный переворот?
  • Как быстро в Европе совершенствовалась техника? Почему?

 

Экономика России п. п. XIX века претерпевала значительные перемены. Развивались товарно-денежные отношения, вольнонаёмный труд, техническое перевооружение промышленности. Наряду с этим по-прежнему существовал натурально-патриархальный уклад жизни, крепостническая система. Капиталистический способ ведения хозяйства требовал наличия рынка свободной рабочей силы, капиталов, повышенной покупательной способности населения. Но крепостное право значительно тормозило развитие и модернизацию страны. 

Сельское хозяйство

Рис. 1. Е.М. Корнеев. Русские крестьяне. 1811 - 1812-е гг.

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 90 % её населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство (рис. 1).

 

Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX в. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве всё больше производилось продукции на продажу. 

 

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и северо-западных районах это достигалось за счёт применения наёмного труда крестьян-отходников. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, использовали сельскохозяйственные машины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. 


Отходничество — временный уход крестьян из деревень в районы развитой индустрии и на с/х работы в более или менее отдаленные районы.


В условиях крепостничества наиболее распространённым способом повышения эффективности хозяйства было усиление эксплуатации крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный и денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос по разным регионам в 2–5 раз. Всё больше увеличивалась барщина. Крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины была так называемая «месячина», т. е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. 

 

Но всё равно происходил постепенный упадок помещичьего хозяйства. Русское крестьянство традиционно было малоземельным.

 

Для России было характерно сохранение и упрочение общинной системы крестьянского землепользования, при котором земля делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. Это мешало подъёму продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне.

 

Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шёл очень медленно. Началось имущественное расслоение крестьян на «крепких» хозяев, середняков и бедняков.

 

В связи с этим аграрно-крестьянский вопрос был центральным в экономической и социально-политической жизни России на протяжении XIX и начала XX в. Он включал три стороны: личное освобождение крестьян, наделение их землей и изменение общинной системы землепользования.

Промышленность

Карта 1. Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

В начале XIX в., как и во второй половине XVIII в., на промышленных предприятиях России использовался в основном принудительный и частично вольнонаёмный труд. Урал и другие районы, где были широко распространены частновладельческие и государственные мануфактуры, основанные на принудительном труде, постепенно утрачивали своё прежде ведущее положение в экономике. Россия всё больше отставала от капиталистических стран по темпам развития и объёмам производства (см. карта 1).

 

В 30–40-е годы XIX в., позднее, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот (промышленная революция). Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Концентрация промышленности в отдельных частях России была одной из специфических особенностей её экономики.

 

Несколько медленнее осуществлялись перемены в тяжёлой промышленности. При производстве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паровые двигатели. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Тем не менее в первой половине XIX в. начала зарождаться отечественная машиностроительная промышленность. Первые заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах. 

 

С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя — вольнонаёмных рабочих. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. 

 

Формирование российской буржуазии также имело свою специфику. Во-первых, капиталы, необходимые для создания крупномасштабного производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями. 

 

Купцы наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казённых (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались незаконными действиями: казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения. Во-вторых, длительное время «молодая» российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии: Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы и др.

Финансы

Рис. 2. Е. И. Ботман. Портрет Е. Ф. Канкрина. 1873 год

В начале XIX в. для финансирования войн против Наполеона и поддержки дворянского землевладения русское правительство производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций — бумажных денег, впервые введённых в середине XVIII в. В первой четверти XIX в. эмиссия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они резко обесценились. Поэтому в 1839–1844 гг. по инициативе министра финансов графа Е. Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации стали постепенно изыматься у населения путём обмена на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа на некоторое время укрепила финансовую систему России. Однако Крымская война 1853–1856 гг. вызвала новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз (рис. 2).

Торговля

В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. С одной стороны, его стимулировали развитие промышленности, рост городов и хозяйственная специализация регионов. С другой — этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения, обусловленная крепостным состоянием крестьян и нищенским существованием широких народных масс. 

 

Несмотря на это торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период. Внутренний рынок претерпел существенные изменения за счёт расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров.

 

Особое значение имело распространение на рынке промышленных изделий, наряду с сельскохозяйственной продукцией. По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссийские и местные. Широкой известностью пользовались Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в Ярославской губернии (рис. 3).

Рис. 3. Главное здание Нижегородской ярмарки. Современное фото

В крупных городах России интенсивно развивалась магазинная (постоянная розничная) торговля.

 

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла внешняя торговля. Её баланс почти неизменно оставался активным, т. е. вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчезли чёрные металлы (железо и сплавы на его основе), стала преобладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, лес, кожи, лён и т. д. (в основном в Англию). Небольшая часть промышленной продукции шла в Китай, Иран, Турцию. Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Часть импорта составляли машины, инструменты и другие предметы, необходимые для развития промышленности и сельского хозяйства страны.

Транспорт

Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (ярмарок) — всё это требовало реорганизации и улучшения транспортной системы. Основными видами транспорта были водный и гужевой, имеющие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

 

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой половине XIX в. малоразвитой и архаичной. Её усовершенствование было связано главным образом с развитием водного транспорта.

 

В 1808–1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путём.

 

Протяжённость дорог, которые правительство пыталось поддерживать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соответствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

 

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Западной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

 

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу строились и российские железные дороги.

Рис. 4. Царскосельская железная дорога

Создание разветвлённой железнодорожной сети для России с её огромной территорией имело особое значение. В 1837 г. была открыта первая в России железная дорога общего пользования, она соединила Санкт-Петербург и Царское село (рис. 4).

 

Протяжённость железнодорожных линий в России к 1861 г. составляла около 1,6 тыс. км, чего, конечно, было недостаточно и для развития торговли, и для обороны страны (Это особенно наглядно проявилось во время Крымской войны 1853–1856 гг.). В железнодорожном строительстве первой половины века в России, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране начал зарождаться так называемый государственный капитализм.

Вместе с тем запоздавшая по сравнению с Западной Европой промышленная революция в России надолго определила догоняющий характер её экономического развития.


Контрольные вопросы

 

1. О каких явлениях в сельском хозяйстве свидетельствовали отходничество и рост слоя капиталистых крестьян?

2. Каким образом помещики пытались повысить доходность своих хозяйств?

3. Охарактеризуйте влияние технического переворота на экономику?

4. В каком состоянии находились финансы?

5. Докажите, что для эффективного развития экономики требовалось ликвидировать крепостное право.


Предыдущий урок
Развитие образования и науки. Периодическая печать и художественная культура
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Cities and houses. Города и дома

    Английский язык

  • Решение неравенств второй степени с одной переменной

    Алгебра

  • Территориальное (географическое) разделение труда

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке