Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Развитие образования и науки. Периодическая печать и художественная культура

История России конца 19-начала 20 века

02.12.2024
3600
0

Периодическая печать и художественная культура

 

План урока

  • Печать, библиотеки, музеи
  • Золотой век русской литературы
  • Развитие литературы народов России
  • Живопись
  • Скульптура и архитектура
  • Музыка
  • Театр
  • Особенности развития культуры народов России во второй половине XIX в.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: неорусский (псевдорусский) стиль, критический реализм, передвижники
  • знать причины и сущность изменений в архитектуре, живописи, театральном искусстве и музыке; творчество композиторов, литераторов, и художников данного периода
  • уметь характеризовать новые течения в художественной культуре

Разминка

Какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие во второй половине XIX века, оказали наибольшее влияние на развитие культуры страны в изучаемый период?

Печать, библиотеки, музеи

Во второй половине XIX в. в связи с быстрым ростом числа читающей публики книжное дело переживало настоящий бум. Резко выросли тиражи изданий, во много раз увеличились темпы книгопечатания (от 2 тыс. названий в год в середине XIX в. до 10 тыс. названий в конце XIX в.). Заметно выросло число книжных магазинов, типографий. Среди «литературных промышленников» всё чаще появлялись издатели, стремящиеся к популяризации в народе разнообразных знаний, а то и к пропаганде определённых идей. Крупнейшим книгоиздателем такого рода был  Ф. Ф. Павленков (рис. 1). Издававшиеся им книги, в частности серия «Жизнь замечательных людей», научно-популярная литература, дешёвые собрания сочинений классиков, пользовались огромной популярностью. Заметный след в деле просвещения оставили издатели И. Д. Сытин, А. С. Суворин.

 

Самыми популярными журналами тогда были «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово» и др. Стали выходить исторические журналы «Русский архив», «Русская старина» и др., в них публиковались научные исследования и документы. К концу века в России издавалось 105 ежедневных газет.

 

Быстрыми темпами развивалось и библиотечное дело, причём оно тоже приобретало всё более демократическую направленность. В это время возникло немало бесплатных народных библиотек-читален, книжных складов, земских библиотек. В 1862 г. в Москве открывается Публичная библиотека, вскоре ставшая одной из самых богатых в стране по числу книг.

 

В 1870-е гг. в Москве начали работу два музея, главной задачей которых было распространение просвещения, — Исторический и Политехнический

Рис. 1. П. М. Третьяков

В 1865 г. был открыт свободный доступ в Эрмитаж, являвшийся прежде всего собранием произведений западноевропейского искусства. 

 

Ещё в начале XIX в. возникла идея создания музея русского искусства. Практическое осуществление этой идеи связано с деятельностью московского купца П. М. Третьякова, который с 1856 г. начал собирать картины русских художников. В 1892 г. Третьяков принял решение передать свою коллекцию в дар Москве. Так родилась Третьяковская галерея. Решение Третьякова ускорило появление Русского музея в Петербурге, которому указом Александра III было передано здание Михайловского дворца (рис. 1).

Золотой век русской литературы

Рис. 2. Н. Г. Чернышевский

Во второй половине XIX в. в России творили немало писателей, чьи произведения носили скорее публицистический, нежели художественный характер, удовлетворяя насущные потребности читателя в чётких ответах на жгучие вопросы жизни. Самой яркой фигурой из них был Н. Г. Чернышевский, чей роман «Что делать?» пользовался огромной популярностью. В 60–70-х гг. XIX в. большую известность имели многие произведения, привлекавшие читателей не столько художественной силой, сколько своей актуальностью (рис. 2).

 

В то же время вторая половина XIX в. дала писателей и поэтов, продолжавших дело своих гениальных предшественников.

Рис. 3. М. Е. Салтыков-Щедрин

Некоторые из них принадлежали к демократическому направлению. Гениальный сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков (Иудушка Головлёв) и чиновников (Угрюм-Бурчеев), так и нарождающийся мир «чумазых» хищников (Колупаевы и Разуваевы). Смешной, но одновременно страшной предстаёт Россия в произведениях великого сатирика («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлёвы», «Помпадуры и помпадурши»). Используя гротеск, писатель доводит до крайности изображение общественных пороков (рис. 3).

 

Г. И. Успенский в своих произведениях стремился раскрыть «сущую правду» народной жизни, жизни крестьян, показать, как под влиянием происходивших перемен «власть земли» заменяется «властью капитала».

Глубокое понимание психологии, нужд и чаяний крестьян характерно для Н. А. Некрасова. Его стихотворения и поэмы, изображающие быт городских низов и крестьянские будни, проникнуты состраданием к человеческой боли. Последовательным сторонником критического реализма, которого разночинная молодёжь считала своим идейным вождём, был Н. А. Некрасов. Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, её беспросветности и горести. В то же время в его произведениях (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) чётко просматривается идея народного бунта против угнетателей.

 

Более умеренных взглядов придерживался И. С. Тургенев, главным предметом изображения которого была «быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя». Отношение автора к представителям этого культурного слоя противоречивое. Он сочувствует их идеалам, но одновременно осознаёт их неосуществимость. Романы Тургенева (первый из них, «Рудин», вышел в 1856 г.) и поныне остаются одними из наиболее читаемых произведений русской литературы. Литература пыталась дать обобщённый портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. Одним из первых своё видение такого человека предложил И. С. Тургенев. Главный герой его романа «Отцы и дети» — нигилист Базаров — стал собирательным образом целого поколения разночинной молодёжи (рис. 4). 

Рис. 4. И. С. Тургенев

Несмотря на двойственное отношение Тургенева к своему герою, он представляет его мужественным, последовательным в своих убеждениях человеком. Вместе с тем писатель с тревогой наблюдает за тем, как процесс разрушения старого общества становится у подобных людей самоцелью.

 

В романах И. А. Гончарова судьбы героев связаны с судьбой России, с происходившими переменами. Вынося приговор старому миру («обломовщина»), писатель многое не принимает и в идущем ему на смену мире «молодого поколения».

Глубоким знатоком жизни показал себя в своих произведениях Н. С. Лесков, всё творчество которого проникнуто верой в нравственные и созидательные силы народа. Писатель не боялся противопоставить себя господствующему общественному мнению, показав в романах «Некуда» и «На ножах» разрушительные последствия отказа от нравственности в политической борьбе.

Рис. 5. Ф. М. Достоевский

Основным художественным направлением стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием писателей к отображению реальной жизни на основе её критического восприятия. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества.

 

Романы Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорблённые» и др.) — это мир страданий, трагедия бесправной и униженной личности (рис. 5).

Рис. 6. Л. Н. Толстой

Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны, появляется ощущение собственного ничтожества, с другой — зреет протест, стремление утвердить себя как свободную личность. 

 

Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию — преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех героев, которые обладают неподдельной добротой и душевной чуткостью.

Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Л. Н. Толстого (рис. 6).

Рис. 7. А. П. Чехов

Его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести, рассказы, драматические произведения выносят беспощадный приговор нравам и устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции.

 

В конце 1870-х гг. началась литературная деятельность А. П. Чехова. Его герои — мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты — задавлены жизненными проблемами, они страдают от равнодушия и непонимания окружающих (рис. 7). 

 

Чехов стремился показать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя.

Развитие литературы народов России

Период 1860–1870 гг. стал для многих народов временем формирования национальной интеллигенции. Многие писатели сумели создать свою национальную литературу, внести достойный вклад в развитие российской художественной культуры.

 

Поэтические произведения украинца И. Я. Франко затрагивали сложные политические, моральные, философские проблемы.

 

В конце 1870-х гг. начал своё восхождение к вершинам литературной славы живший тогда на Украине еврейский писатель Шолом-Алейхем.

 

Выдающимся поэтом, утвердившим реализм в белорусской литературе, был Ф. К. Богушевич.

 

Во второй половине XIX в. появились первые татарские национальные романы и драмы. В творчестве М. Акмуллы, З. Бигеева, Г. Ильяси, Ф. Халиди отражена борьба старого и нового в татарской жизни через столкновение людей просвещённых с отсталыми и невежественными.

 

Большой вклад в развитие татарского литературного языка внёс педагог и писатель  Каюм Насыри. Он составил научную грамматику татарского языка, правила правописания, написал ряд учебников для школы, заложил основы современного татарского языка.

Живопись

Рис. 8. В. Г. Перов. Тройка. 1866 год. Третьяковская галерея, Москва

Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. Ведущим в ней также стало направление критического реализма. Одним из крупнейших мастеров этого направления был В. Г. Перов, сумевший показать многие проблемные стороны жизни. В 1861 г. художник написал картину «Сельский крестный ход на Пасху», обличавшую лицемерие и показывающую невежество забитого нуждой народа. Картины Перова — это яркий рассказ о положении представителей различных сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особенно сильное впечатление производило полотно «Тройка», изображающее нелёгкую жизнь детей (рис. 8, 9).

Рис. 9. В. Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасху. 1861 год. Третьяковская галерея, Москва

В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии. Они мотивировали это тем, что в жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешения на свободный выбор, они демонстративно покинули академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки стало требование отражать жизнь со всеми её проблемами (рис. 10).

Рис. 10. Группа членов «Товарищества передвижных художественных выставок», 1886 г.

Среди художников, подписавших первый устав «Товарищества передвижников», были Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья В. Е. и К. Е. Маковские, В. Г. Перов. Позднее к ним присоединились В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 1880-х гг. участие в выставках принимали В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов.

 

Лидером и теоретиком передвижничества стал И. Н. Крамской. Он вошёл в историю живописи как выдающийся портретист. Крамской запечатлел образы М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие его произведения сочетают в себе жанры портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе») (рис. 11).

Рис. 11. И.Н. Крамской. Неизвестная. 1883 год. Третьяковская галерея, Москва

Вершиной реализма в русской живописи считается творчество передвижников И. Е. Репина и В. И. Сурикова, которые создали собирательный образ русского народа. Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». В 1870–1880-е гг. художник увлёкся историческими сюжетами («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Репин обладал несомненным даром портретиста. Он создал образы знаменитых писателей, композиторов, актёров, прославивших русскую культуру (рис. 12).

 

Рис. 12. И. Е. Репин. Царевна Софья. 1879 год. Третьяковская галерея, Москва

На полотнах Сурикова воссозданы драматичные эпизоды отечественной истории, главным героем которой является народ. «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова» — эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры (рис. 13).

 

Рис. 13. В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год. Третьяковская галерея, Москва

К жанру народных сказаний обратился художник В. М. Васнецов («Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами») (рис. 14).

Рис. 14. В. М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 год. Третьяковская галерея, Москва

Объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, суровая природа русского севера. Картины И. И. Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия природы («Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии») (рис. 15). 

Рис. 15. И. И. Шишкин. Рубка леса. 1867 год. Третьяковская галерея, Москва

А. К. Саврасову ближе пейзаж лирический, пронизанный щемящей любовью к родной земле («Грачи прилетели») (рис. 17).

 

Рис. 16. А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 год. Третьяковская галерея, Москва

Особое место среди пейзажистов второй половины XIX в. занимает А. И. Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов («Украинская ночь», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»). Изумительные по красоте «пейзажи настроения» создавал талантливый художник И. И. Левитан. Большой популярностью пользуются полотна И. К. Айвазовского, который больше всего любил изображать морскую стихию.

Скульптура и архитектура

Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был М. М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: «Иван Грозный», «Пётр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» (рис. 17).

Рис. 17. М. М. Антокольский и «Иван Грозный»

Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в июне 1880 г. памятника А. С. Пушкину в Москве, который был установлен на народные пожертвования. Автором памятника был известный скульптор А. М. Опекушин (рис. 18).

Рис. 18. А. М. Опекушин и памятник А. С. Пушкину

М. О. Микешин в памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 г., воплотил в бронзе 129 скульптурных фигур. Он стал также автором памятника Екатерине II в Петербурге (рис. 19).

Рис. 19. Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России»

Классицизм в архитектуре отошёл в прошлое. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, больниц, банков, театров, мостов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в декоративных формах прошлого, используя мотивы и закономерности готики, Ренессанса, барокко и других стилей. Это привело к господству эклектики — смешения различных художественных стилей. Так, М. Е. Месмахер возводит здание архива Государственного совета в Петербурге в духе эпохи Возрождения. Эти же мотивы использует и А. И. Кракау в проектах зданий Балтийского вокзала и особняка крупного предпринимателя барона А. Л. Штиглица на Английской набережной Невы (рис. 20).

Рис. 20. Здание архива Гос. Совета и Балтийский вокзал

Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский) стиль. В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания — Исторического музея (А. А. Семёнов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев) (рис. 21).

Рис. 21. Верхние торговые ряды и Городская дума

Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. — доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их строительство минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в.

Музыка

Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество «Могучей кучки» — содружества пяти выдающихся русских композиторов: М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. 

 

Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых наиболее значительными являются музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», опера Римского-Корсакова «Псковитянка», эпическое музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.

 

Вторая половина XIX в. подарила миру гений П. И. Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссальный вклад внёс Чайковский в развитие симфонической и камерной музыки.

 

В 1880–1890-х гг. постепенно расцветало творчество нового поколения композиторов — С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получили известность и совсем молодые композиторы — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин.

Беспримерный взлёт композиторского творчества сопровождался подъёмом исполнительского искусства. Мариинский оперный театр в Петербурге прославили такие певцы, как О. А. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. На сцене Большого театра пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов.

Театр

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. 

Рис. 22. П. И. Чайковский

Он был единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенную зрительскую реакцию на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял собой нечто большее, чем развлекательное зрелище. 

 

Он стал единственным серьёзным культурным развлечением. Особенно велика была роль драматического искусства в жизни провинции. Театры действовали более чем в 100 городах России.

 

История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем А. Н. Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы» и др.) (рис. 23). 

Рис. 23. А. Н. Островский

Драматург выступал против пошлости, невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению. 

 

Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодёжи, они пользовались огромным успехом.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр, где сложилась школа реалистического актёрского мастерства. Драмы и комедии Островского заняли на этой старейшей русской сцене главное место. 

 

Не случайно Малый театр стал называться Домом Островского. 

 

В Малом театре сложились знаменитые актёрские династии — Садовских, Самойловых, Васильевых. П. М. Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.

Рис. 24. М. Н. Ермолова

В 1870-е гг. взошла звезда М. Н. Ермоловой. После первой же роли, сыгранной ею в Малом театре, стало понятно, что на русской сцене появилось исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила роль Катерины в драме Островского «Гроза» (рис. 24). 

 

Так началась в её творческой биографии череда свободолюбивых героинь, протестующих против социального и духовного рабства. 

 

Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). 

 

Благодаря игре Ермоловой спектакль получил такое острое социальное звучание, что был запрещён после нескольких представлений.

Особенности развития культуры народов России во второй половине XIX в.

Во второй половине XIX в. развитие художественной культуры народов России проходило под благотворным воздействием Великих реформ. Это проявилось в полной мере в её демократической направленности, сюжетных линиях произведений, образах героев.

 

Одной из отличительных черт культурного развития этого времени стало взаимовлияние и взаимообогащение культуры русского и других народов России.

 

Многие сферы культурной жизни народов страны впервые получили своё развитие в эти годы. В различных национальных районах империи возникали театры, библиотеки, музеи, музыкальные общества, основанные на народных традициях и обычаях коренных народов.

 

Украинские, белорусские, кавказские, татарские мотивы получили своё развитие в творчестве русских композиторов, театральных деятелей, артистов.


Контрольные вопросы

 

1. Какую роль играла литература во второй половине XIX в. в процессе формирования общественного мнения?

2. Назовите имена наиболее ярких представителей литературы народов России второй половины XIX в.

3. Что нового внесли передвижники в русское искусство?

4. Какие принципиально новые явления появились в архитектуре во второй половине XIX в.?

5. Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве во второй половине XIX в.?

6. Какие причины способствовали усилению роли театра в общественной жизни?


Предыдущий урок
Экономика: завершение промышленного переворота. Национальная и религиозная политика
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Экономика: начало промышленного переворота
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

    История

  • Химическая промышленность

    География

  • Уравнение окружности

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке