Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Развитие образования и науки. Периодическая печать и художественная культура

История России конца 19-начала 20 века

19.04.2024
2676
0

Развитие образования и науки

 

План урока

  • Просвещение
  • Наука
  • Русские первооткрыватели

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: классические и реальные гимназии, Высшие женские курсы
  • знать крупные достижения учёных, изменения в области образования
  • уметь характеризовать основные тенденции развития образования и науки

Разминка

  • Вспомните основные принципы системы образования первой половины 
    XIX в.
  • Каким был уровень грамотности в первой половине XIX в.?

Просвещение

Огромные перемены, произошедшие в России во второй половине XIX в., сказались на состоянии просвещения, которое охватывало всё более широкие слои населения.

Рис. 1. Урок в земской школе

Создание уже не на бумаге, а на деле целой системы начальных школ — церковно-приходских, земских, Министерства народного просвещения — привело к заметному росту числа грамотных, которые составляли к концу XIX в. около 20 % населения. Умели читать и писать 39 % мужчин старше 9 лет и 17 % женщин. Росло количество людей, которые впервые стали приобщаться к книжной культуре, менять свою психологию, взгляды на жизнь. Лучшее начальное образование давали трёхгодичные земские школы. Широкое распространение, несмотря на противодействие властей, получили воскресные школы. В них постигали азы образования рабочие, солдаты, другие представители взрослого населения (рис. 1).

Рис. 2. Реальное училище. Псков

Окрепло в этот период и среднее образование. Его давали в гимназиях (мужских и женских) и реальных училищах. К середине 90-х гг. XIX в. в мужских гимназиях училось более 150 тыс. человек, а в женских — 75 тыс. (до 1860-х гг. женского среднего образования совсем не было). Правительство стремилось отвлечь учащихся гимназий от насущных проблем, увеличивая время на изучение латинского и древнегреческого языков (на них отводилось более 40 % учебного времени). Выпускники средних учебных заведений непрерывно пополняли состав интеллигенции, игравшей такую огромную роль в развитии русской культуры (рис. 2).

Рис. 3. Университет в Одессе

Мощный рывок вперёд совершило высшее образование. Наряду с университетами (помимо 7 существовавших, были открыты два новых в Одессе и в Томске), всё большее значение приобретают разнообразные технические вузы. Всего число таких высших учебных заведений возросло с 7 в 1861 г. почти до 60 к концу века. Среди них особенно выделялись прекрасным преподавательским составом и высоким уровнем организации учебного процесса Технологический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия в Москве и др. Эти вузы успешно справлялись с подготовкой соответствующих специалистов, которых всё в большем количестве требовали сельское хозяйство и особенно промышленность (рис. 3).

Рис. 4. Слушательницы и преподаватели Бестужевских курсов на экскурсии во Флоренции. Фото. 1912 г.

Чрезвычайно важным и новым для России явлением стало высшее женское образование. Стремясь получить его, немалое число девушек отправлялось учиться в университеты Швейцарии (единственной тогда страны, где были вузы для женщин), где многие приобщались к революционным идеям. Власти были вынуждены разрешить создание высших учебных заведений для женщин в России. В начале 1870-х гг. были открыты Высшие женские курсы в Москве и Петербурге, получившие название по именам учредивших их профессоров-историков (В. И. Герье в Москве и К. Н. Бестужев-Рюмин в Петербурге). Так Россия стала вторым в мире государством, где существовало высшее женское образование (рис. 4).

Рис. 5. К. Д. Ушинский

Активно происходила разработка передовых методов обучения и воспитания. В это внесли свой вклад многие видные деятели культуры (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой), создателем же отечественной педагогической теории считается К. Д. Ушинский (рис. 5). Он призывал отдать дело просвещения в руки самого народа, выступал за создание школы, которая даст учащимся всесторонние и практически применимые в жизни знания, будет развивать их способности, приучать к самостоятельности. Созданные Ушинским учебные пособия использовались многие десятилетия.

Наука

Во второй половине XIX в. настоящий расцвет переживала университетская наука. Возникали новые научные школы, были созданы труды, имеющие мировое значение.

Рис. 6. Керчь. Раскопки конца XIX в.

Важную роль играли научные общества, которых становится всё больше: Русское математическое общество, Русское химическое общество и др.

 

Новым явлением стали всероссийские съезды учёных: врачей, юристов, археологов. Такие съезды давали возможность обменяться опытом, способствовали популяризации науки (рис. 6).

 

Главным доказательством выхода отечественной науки на мировой уровень явилось большое число открытий в различных областях знаний. Если в первой половине XIX в. подобных открытий было немного, то теперь они становятся явлением всё более распространённым.

Рис. 7. Д. И. Менделеев

В химии  Д. И. Менделеев  открыл один из фундаментальных законов естествознания — периодический закон химических элементов. Составленная им периодическая таблица позволила ему описать свойства ещё неизвестных тогда элементов (рис. 7). Менделеев известен также исследованиями в области переработки нефти, получения из неё различных продуктов, применения химических удобрений, трудами по народонаселению. В физиологии всемирную известность получили имена  И. М. Сеченова и  И. П. Павлова , исследовавших деятельность головного мозга и нервной системы, механизм их реакции на воздействие внешней среды (рис. 8). 

Рис. 8. И. М. Сеченов и И. П. Павлов

В биологии яркий след оставил  И. И. Мечников , изучавший защитные свойства организма. Основатель русской школы физиологии растений  К. А. Тимирязев  исследовал явления, лежащие в основе жизни растительного мира

В физике  А. Г. Столетов  утвердил электромагнитную теорию света, открыл первый закон фотоэффекта

В. В. Докучаев  стал создателем новой науки — почвоведения. Он с учениками провёл исследование почвы всей Центральной России, выяснил многовековую историю образования разных видов почв и дал рекомендации по их лучшему использованию (рис. 9).

Рис. 9. И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, А. Г. Столетов и В. В. Докучаев

За русскими учёными этого времени числится и целый ряд открытий, имевших практическое значение и до сих пор остающихся основой жизни человечества. 

П. П. Яблочков  изобрёл первую дуговую электрическую лампу, а  А. Н. Лодыгин создал электрическую лампу накаливания. Сначала Лодыгин использовал угольный стержень, затем металлический, в том числе вольфрамовый (как в современных лампах).  М. О. Доливо-Добровольский решил проблему передачи электрического тока по проводам на значительные расстояния. Именно это открытие стало решающим для развития электроэнергетики во всём мире (рис. 10).

Рис. 10. П. П. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский и А. С. Попов

А. С. Попов  стал одним из основоположников радиосвязи. 7 мая 1895 г. он первым в мире продемонстрировал работу созданных им радиостанции и радиоприёмника — беспроволочного телеграфа.

Рис. 11. К. Э. Циолковский

Учитель физики из Калуги  К. Э. Циолковский является основателем отечественной космонавтики. Он разрабатывал теорию движения реактивных ракет и обосновал возможность полётов человека в космос (рис. 11).

 

В области гуманитарных наук создаётся грандиозное по объёму использованных материалов и основательности изложения сочинение  С. М. Соловьёва  «История России с древнейших времён» в 29 томах.

 

Ученик Соловьёва  В. О. Ключевский  был автором многих исследований по русской истории. Он считал, что в основе исторического развития лежат многие факторы, а главным двигателем истории является «умственный труд и нравственный подвиг». Его «Курс лекций по истории России» поражает блеском и остротой мысли (рис. 12).

Рис. 12. С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский

Рис. 13. Н. И. Костомаров

Ещё одним крупнейшим историком стал  Н. И. Костомаров , много внимания уделявший изучению народных движений. Его написанные прекрасным языком труды, в том числе жизнеописания крупнейших деятелей русской истории, способствовали распространению интереса к прошлому. Он считал, что главное состояло не в раскрытии деятельности людей, «а показе деятельной силы души человеческой» (рис. 13).

 

В изучении проблем всемирной истории наиболее известен  Н. И. Кареев , автор трудов по истории Франции Нового времени (рис. 14)

Рис. 14. Н. И. Кареев

Продолжались сбор и изучение устного народного творчества, начатые ранее славянофилом  П. В. Киреевским . Труды в этой области Ф. И. Буслаева и А. Н. Афанасьева  сохраняют своё значение до сих пор. Глубокие исследования по истории русского языка и древнерусской литературы создал  И. И. Срезневский . Огромным научным и общественным событием стал выход в 1861–1867 гг. «Толкового словаря живого великорусского языка». Более 50 лет работал над ним писатель и государственный деятель  В. И. Даль .

Русские первооткрыватели

Рис. 15. С. О. Макаров

Продолжались исследования в северной части Тихого океана. Всё большее внимание уделялось изучению Северного Ледовитого океана, освоение которого было жизненно важно для России. 

 

В конце XIX в. этим активно занялся адмирал  С. О. Макаров , по проекту которого был построен первый в мире ледокол «Ермак» (рис. 15).

 

Значительных успехов русские географы достигли в изучении Центральной Азии

Рис. 16. П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Результатом экспедиции  П. П. Семёнова-Тян-Шанского на Тянь-Шань в 1856–1857 гг. стали открытия многих неведомых до того гор, озёр, ледников (рис. 16). 

 

Под руководством учёного были созданы уникальные издания «Географическо-статистический словарь Российской империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». 

 

В них даётся детальное описание географии, населённых пунктов, жителей всех уголков России.

Рис. 17. Н. М. Пржевальский

Прославленным путешественником был  Н. М. Пржевальский . Он исследовал Уссурийский край, Монголию, Китай, Среднюю Азию. Среди его достижений открытие озёр, хребтов, животных (дикая лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений (рис. 17).

 

Не менее известны исследования  Н. Н. Миклухо-Маклая (рис. 18).

 

Два с половиной года прожил он среди племён северо-восточного берега острова Новая Гвинея. Его описание их обычаев, быта, культуры сохраняет научное значение и в наши дни. 

Рис. 18. Н. Н. Миклухо-Маклай

Путешественник стремился защитить эти народы от губительного для них натиска европейцев, пытался организовать на Новой Гвинее русское поселение.

 

Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на передовые рубежи. Русские учёные внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с либеральными реформами, разбудили инициативу людей и способствовали научному поиску.


Контрольные вопросы

 

1. Что изменилось в системе просвещения во второй половине XIX в.

2. К каким практическим результатам, переменам в жизни людей привело развитие естественных наук в России?

3. Какова была сфера интересов русских учёных-географов и путешественников во второй половине XIX в.?


Предыдущий урок
Многонациональное государство. Повседневная жизнь
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Наивысший подъём революции. Складывание многопартийности. Завершающий период революции. I и II Государственная дума
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Встроенные функции. Логические функции

    Информатика

  • Сложение и умножение вероятностей

    Алгебра

  • И.А. Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке