Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Ю. Драгунский «Главные реки»

Произведения о детях

18.01.2025
3237
0

Виктор Юзефович Драгунский «Главные реки»

 

Цели урока

  • познакомимся с одним из рассказов Виктора Драгунского
  • будем учиться определять отношение автора к герою
  • охарактеризуем главного героя рассказа
  • вспомним правила краткого пересказа художественного произведения

Словарь

Кругозор — объём интересов, знаний.

Декламировать — выразительно читать.

Литература для самостоятельного изучения

В. Драгунский «Денискины рассказы»

 


В. Ю. Драгунский

Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) — поэт, писатель, актёр, сценарист, автор песен, подаривший много потрясающих произведений не только совсем юным читателям, но и взрослым.


Интересные факты из жизни писателя

 

  • В течение жизни Виктор Драгунский сменил огромное множество профессий, от токаря до лодочника. Впервые он вышел на работу в возрасте 16 лет.
  • Ещё до того как стать писателем, Драгунский стал актёром.
  • Знаменитые «Денискины рассказы» получили такое название в честь сына Виктора Драгунского, которого звали Денисом.
  • Всего Драгунский написал 70 «Денискиных рассказов», первые из которых были напечатаны в журнале «Мурзилка». По мотивам рассказов сняты 10 фильмов и сюжет киножурнала «Ералаш».


О произведении

 

Юмористический рассказ «Главные реки» вошёл в знаменитый сборник В. Драгунского «Денискины рассказы», в котором собраны забавные и часто очень поучительные историй о жизни маленького мальчика. Они охватывают собой несколько лет жизни героя, примерно от 5 лет и до средней школы.

 

Простым и понятным языком автор рассказывает детям о повседневных событиях, ссорах и затеях с друзьями, событиях школьной жизни и обыденных семейных ценностях. 

 

Современный ребёнок сможет узнать себя в историях о незатейливом детстве советского мальчика, выросшего во дворе многоквартирного дома и часто предоставленного самому себе в поисках приключений.

 

Курьёзные ситуации то и дело преследуют Дениску Кораблёва — главного героя рассказов Драгунского. Он попадает в них везде: в школе («Главные реки»), дома, во дворе. Мальчишка обладает огромной фантазией и находчивостью. У него существует свой оригинальный подход к каждой проблеме, он проявляет смекалку и пытается найти верные решения.


Вопросы к тексту

 

Понравился ли вам рассказ? Почему это произведение называется юмористическим? Какие моменты показались вам смешными?


Вспомним!

 

Юмористическое произведение — это, как правило, небольшой рассказ, в котором изображается комическая ситуация (может присутствовать высмеивание характеров). Однако в таких произведениях автор по-доброму шутит над своими героями, его цель — заставить читателя улыбнуться.


В рассказе Виктора Драгунского «Главные реки» мы узнаём о том, как герой Денис Кораблёв не успел выучить уроки, так как «запускал во дворе змея в космос». А не выучил он кусочек из стихотворения Некрасова и главные реки Америки. Это забавная и поучительная история про школьника, которая может произойти с любым учеником.

 

В рассказе встречается несколько моментов, способных рассмешить читателя:

 

  • как ловко мальчик одевается утром, потому что тренировался летом;
  • Денис соревнуется с учителями, опаздывая в класс на урок;
  • Денис читает не тот стих, думая, что учитель не заметит, слушает подсказки Миши;
  • постоянно переспрашивает учительницу, оттягивая время;
  • называет неправильно название реки Миссисипи.


Какими качествами характера, по вашему, обладает мальчик Денис?

 

Можно сказать, что мальчик добрый: не держит зла на учителя, а даже жалеет её; весёлый, находчивый, сообразительный, фантазёр и оптимист. Начинается рассказ с того, что мальчик осознал — нужно учиться. Значит, он смышлёный, способен самостоятельно сделать выводы и учиться на своих ошибках.

 

Автор по-доброму относится к главному герою, называет его весело и ласково (Дениска), ставит его в смешные и неприятные ситуации, тем самым помогая понять важность обучения.


Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?

 

Раиса Ивановна — добрая и справедливая учительница. Она долго объясняет, переспрашивает Дениску, чтобы тот ответил домашнее задание у доски. Она огорчается, когда понимает, что мальчик не готов к уроку, и даёт ему возможность исправить своё положение.

 

«— Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвёл чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу».

 

И, конечно, учительница не смогла сдержать смех, когда Дениска ответил: «Миси-писи». Всё же безнаказанным оставить невыученное задание она не могла, поэтому поставила справедливую оценку.


Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Какой вывод вы сделали, прочитав рассказ?

 

Дениску Кораблёва случившаяся с ним история научила всегда выполнять уроки вовремя, чтобы не попадать в нелепые ситуации.

 

Главная мысль рассказа «Главные реки» заключается в том, что хитростью, уловками и подсказками хороших отметок в школе не заработаешь. Более того, пытаясь воспользоваться чужой подсказкой, можно попасть впросак и стать посмешищем в глазах учителя и всего класса. Рассказ учит ответственно относиться к учёбе в школе и всегда учить уроки.

 

«И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости».


Ответьте на вопросы по рассказу «Главные реки» В. Драгунского.

 

1. По какой причине можно в жизни вляпаться в историю и не узнать своих, по мнению ученика Кораблёва?

Ответ:

 

2. Кто послужил Денису примером молниеносного одевания?

Ответ: 

 

3. С каким тайным умыслом главный герой рассказа поздоровался с учительницей громче всех?
Ответ: 

4. Почему ученик Кораблёв не торопился выйти к доске, когда его вызвала Раиса Ивановна?
Ответ:

5. Кто подсказал главному герою, что на дом были заданы стихи Некрасова?
Ответ: 

6. Какое правильное название у стихотворения Некрасова, которое из уст Кораблёва прозвучало как «Мужичонок с ноготком!»?
Ответ: 

7. Знал ли ученик Кораблёв главные реки Америки?

Ответ: 

 


Расставьте слова в нужном порядке, чтобы получились пословицы. Объясните их значение.

 

  1. Говори, больше, а, меньше, делай.
  2. Торопись, не, языком, делом, спеши.
  3. В плодах, смотри, человека, дерево, в делах.


Вспомните правила подготовки художественного текста к пересказу. Перескажите рассказ от лица главного героя.


Оцени свою работу на уроке.


Ответы

 

Упражнение 2

 

  1. Говори меньше, а делай больше.
  2. Не спеши языком, торопись делом.
  3. Дерево смотри в плодах, человека — в делах.

 

Упражнение 3

 

Правила подготовки художественного текста к пересказу.

  1. Не торопясь, внимательно прочитайте текст.
  2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение. 
  3. Подумайте и определите идею произведения.
  4. Выделите в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения). 
  5. Разделите текст на части, озаглавьте их. 
  6. Составьте план пересказа. 
  7. Пользуясь планом, перескажите произведение. 


Предыдущий урок
Б. Житков «Как я ловил человечков»
Произведения о детях
Следующий урок
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Произведения о детях
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

    Русский язык

  • Too either

    Английский язык

  • Past Simple - прошедшее простое время

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке