Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Произведения о детях

18.01.2025
3249
0

Виктор Владимирович Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

 

Цели урока

  • познакомимся с рассказом В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»
  • проанализируем произведение
  • научимся правильно оценивать действия героев

Словарь

Проспект — большая широкая и прямая улица.

Патент — это исключительное право на изобретение.

Строительные леса — временное вспомогательное сооружение для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных работ.

Литература для самостоятельного изучения

Виктор Владимирович Голявкин «Рассказы для детей»

 


Виктор Голявкин (1929–2001) — русский писатель, книжный график, художник, автор многочисленных произведений для взрослых и детей.

  • Однажды Виктор, будучи мальчиком, нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к родителям. Родители заметили художественный талант сына и подарили ему книгу о живописи и художниках. Позднее Голявкин прочёл все книги об изобразительном искусстве, которые ему удалось найти.
  • Развивая художественный талант, Голявкин увлёкся литературным творчеством и начал писать короткие рассказы. Его истории отличались от общепринятого чтива, поэтому их стали печатать в журналах для детей и юношества «Костёр» и «Мурзилка».
  • Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его 
    книг — мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович — бывший мальчишка и сын его тоже.
  • Иногда Виктор Голявкин свои произведения иллюстрировал сам. Кроме того, участвовал во множестве художественных выставок.


О произведении

 

Главный герой рассказа Виктора Голявкина «Никакой горчицы я не ел» — школьник, который решил прогулять занятия по случаю прекрасной весенней погоды. Но очень быстро ему становится скучно. Почему? На этот вопрос нам и предстоит ответить.


Вопросы к тексту

 

Почему автор назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»?

 

Мальчик хотел прогулять уроки для того, чтобы насладиться тёплым днём, свободой, но получить удовольствие не получилось. Всю прогулку мальчик встречал людей, которые были заняты важным делом и распознавали в нём прогульщика. К концу прогулки мальчик совсем «раскис», его лицо было таким, как-будто он объелся горчицы на завтрак.


Почему герой рассказа попадает в нелепые ситуации? Кого он встречает на своём пути?
   

Мальчик бездельничает сам и не даёт работать другим героям рассказа. Все понимают, что он прогуливает школу, от этого и получает неприятную реакцию со стороны встречающихся взрослых.
 

Первым на своем пути мальчик встретил шофёра
 

«Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит».
 

Потом над мальчиком пошутили изобретателиобсуждающие патент.

 

«— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

  —  Вижу.

  — Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был. 

  — Как это?

  — А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его. И смеются оба».
 

Далее на пути мальчик встретил дворника, ходил всё вокруг метлы и мешал работать.

 

«Дворник вдруг из ворот выходит.
  — Не тронь метлу!»
     

Подобная история произошла и со строителями, когда герой полез на строительные леса.
     

«На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют».
      

Потом мальчик от скуки захотел покататься на трамвае, но и кондукторша сразу распознала в нём прогульщика.
 

«— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся».


Последним на пути мальчик встречает экскаватор, в который хотел забраться. Но экскаваторщик только подшутил над мальчиком, который решил, что весёлое лицо не выдаст его прогула.


Какая основная мысль произведения? Чему оно вас может научить?
 

Основная мысль рассказа в том, что каждый человек должен заниматься своим делом. Скучно жить бездельникам и лентяям. 


Рассказ учит нас тому, что бездельничать плохо. Взрослые занимаются работой, а детям необходимо учиться.


О каких чертах характера говорят поступки героя? Что вы думаете о мальчике?
   

Поступки героя говорят о нём как о ленивом и несерьёзном мальчике, любопытном и безответственном. Он не понимает, что нельзя делать только то, что хочется, забывая об обязанностях. 


Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Какой момент она изображает?

 

 

На иллюстрации изображён момент, когда мальчик встретил двух изобретателей, обсуждающих патент. Мальчик с любопытством слушает, но мало что понимает в серьёзном разговоре двух мужчин. Изобретатели подшутили над мальчиком, так как сразу поняли, что он прогульщик и хотели преподать ему урок.


Как автор относится к главному герою?
   

Автор осуждает поступки героя, смеётся над ним через второстепенных героев. Он помещает мальчика в комичные (двое мужчин смеются), неприятные ситуации (мальчику кричат, чтобы слез с лесов, говорят, что он горчицы объелся, вид дурацкий), чтобы тот понял важность труда, пользу занятости. Автор с сочувствием относится к герою («Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно…. Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай»).


Помните ли вы, что такое рассказ? Каковы его основные особенности?


Вспомним!

Рассказ — это литературное произведение, в котором речь, как правило, ведётся об одном событии из жизни героя. Важно, что в рассказе событие повествуется кратко, чаще всего нет подробного описания пейзажей, портрета героев.


Распределите по порядку всех, кого встретил мальчик.

 

дворник

       

кондукторша

изобретатели

шофер

экскаваторщик

строители


Изобразите маршрут пути мальчика по городу.


Выберите картинку, которая наиболее точно демонстрирует ваше эмоциональное состояние после урока. Объясните свой выбор.

 

 


Предыдущий урок
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
Произведения о детях
Следующий урок
К. Паустовский "Корзинка с еловыми шишками"
Произведения о детях
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Present Continuous. Настоящее продолженное время

    Английский язык

  • Hobbies & Free time activities

    Английский язык

  • М. Твен «Приключения Тома Сойера»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке