- познакомимся с рассказом В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»
- проанализируем произведение
- научимся правильно оценивать действия героев
Проспект — большая широкая и прямая улица.
Патент — это исключительное право на изобретение.
Строительные леса — временное вспомогательное сооружение для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных работ.
Виктор Владимирович Голявкин «Рассказы для детей»
Виктор Голявкин (1929–2001) — русский писатель, книжный график, художник, автор многочисленных произведений для взрослых и детей.
- Однажды Виктор, будучи мальчиком, нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к родителям. Родители заметили художественный талант сына и подарили ему книгу о живописи и художниках. Позднее Голявкин прочёл все книги об изобразительном искусстве, которые ему удалось найти.
- Развивая художественный талант, Голявкин увлёкся литературным творчеством и начал писать короткие рассказы. Его истории отличались от общепринятого чтива, поэтому их стали печатать в журналах для детей и юношества «Костёр» и «Мурзилка».
- Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его
книг — мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович — бывший мальчишка и сын его тоже. - Иногда Виктор Голявкин свои произведения иллюстрировал сам. Кроме того, участвовал во множестве художественных выставок.
О произведении
Главный герой рассказа Виктора Голявкина «Никакой горчицы я не ел» — школьник, который решил прогулять занятия по случаю прекрасной весенней погоды. Но очень быстро ему становится скучно. Почему? На этот вопрос нам и предстоит ответить.
Вопросы к тексту
Почему автор назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»?
Мальчик хотел прогулять уроки для того, чтобы насладиться тёплым днём, свободой, но получить удовольствие не получилось. Всю прогулку мальчик встречал людей, которые были заняты важным делом и распознавали в нём прогульщика. К концу прогулки мальчик совсем «раскис», его лицо было таким, как-будто он объелся горчицы на завтрак.
Почему герой рассказа попадает в нелепые ситуации? Кого он встречает на своём пути?
Мальчик бездельничает сам и не даёт работать другим героям рассказа. Все понимают, что он прогуливает школу, от этого и получает неприятную реакцию со стороны встречающихся взрослых.
Первым на своем пути мальчик встретил шофёра.
«Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит».
Потом над мальчиком пошутили изобретатели, обсуждающие патент.
«— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?
— Вижу.
— Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.
— Как это?
— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его. И смеются оба».
Далее на пути мальчик встретил дворника, ходил всё вокруг метлы и мешал работать.
«Дворник вдруг из ворот выходит.
— Не тронь метлу!»
Подобная история произошла и со строителями, когда герой полез на строительные леса.
«На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют».
Потом мальчик от скуки захотел покататься на трамвае, но и кондукторша сразу распознала в нём прогульщика.
«— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся».
Последним на пути мальчик встречает экскаватор, в который хотел забраться. Но экскаваторщик только подшутил над мальчиком, который решил, что весёлое лицо не выдаст его прогула.
Какая основная мысль произведения? Чему оно вас может научить?
Основная мысль рассказа в том, что каждый человек должен заниматься своим делом. Скучно жить бездельникам и лентяям.
Рассказ учит нас тому, что бездельничать плохо. Взрослые занимаются работой, а детям необходимо учиться.
О каких чертах характера говорят поступки героя? Что вы думаете о мальчике?
Поступки героя говорят о нём как о ленивом и несерьёзном мальчике, любопытном и безответственном. Он не понимает, что нельзя делать только то, что хочется, забывая об обязанностях.
Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Какой момент она изображает?
На иллюстрации изображён момент, когда мальчик встретил двух изобретателей, обсуждающих патент. Мальчик с любопытством слушает, но мало что понимает в серьёзном разговоре двух мужчин. Изобретатели подшутили над мальчиком, так как сразу поняли, что он прогульщик и хотели преподать ему урок.
Как автор относится к главному герою?
Автор осуждает поступки героя, смеётся над ним через второстепенных героев. Он помещает мальчика в комичные (двое мужчин смеются), неприятные ситуации (мальчику кричат, чтобы слез с лесов, говорят, что он горчицы объелся, вид дурацкий), чтобы тот понял важность труда, пользу занятости. Автор с сочувствием относится к герою («Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно…. Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай»).
Помните ли вы, что такое рассказ? Каковы его основные особенности?
Вспомним!
Рассказ — это литературное произведение, в котором речь, как правило, ведётся об одном событии из жизни героя. Важно, что в рассказе событие повествуется кратко, чаще всего нет подробного описания пейзажей, портрета героев.
Распределите по порядку всех, кого встретил мальчик.
дворник
|
|
кондукторша
|
|
изобретатели
|
|
шофер
|
|
экскаваторщик
|
|
строители
|
|
Изобразите маршрут пути мальчика по городу.
Выберите картинку, которая наиболее точно демонстрирует ваше эмоциональное состояние после урока. Объясните свой выбор.