Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Е. А. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Произведения о детях

Евгений Львович Шварц “Сказка о потерянном времени”

 

Цели урока

  • познакомимся и проанализируем произведение Е. Шварца
  • определим особенности юмористического произведения
  • определим нравственный смысл произведения “Сказка о потерянном времени”

Словарь

Ходики - стенные часы.

Ситный - испеченный из просеянной муки хлеб.

Сквер - небольшой общественный сад в городе.

Классы - здесь: классики - детская игра.

Трамвайная колбаса - шланг, соединяющий вагоны.

Литература для самостоятельного изучения

Е. Шварц «Обыкновенное чудо», «Снежная королева», «Голый король», «Тень»

 


Евгений Львович Шварц (1896 - 1958) - это талантливый человек и гуманист. Знаменитый писатель Евгений Шварц известен не только своими сказками и пьесами, но прекрасными изложениями сказок мировых классиков. 

 


Интересные факты из жизни писателя

 

  • В краткой биографии Е. Л. Шварца упоминается, что у него был неровный и неразборчивый почерк. Это правда, и юный Евгений Львович, решивший стать писателем еще в 8-летнем возрасте, играл, заполняя листы бумаги волнистыми линиями и тем самым имитируя рукопись. Уже тогда он знал, что хочет написать, но стеснялся этого именно из-за почерка.
  • В годы Гражданской войны Е. Л. Шварц воевал на стороне Белой гвардии, записавшись в Добровольческую армию, и был серьезно контужен. До конца жизни у Евгения Шварца руки дрожали именно из-за этой контузии.
  • Еще при жизни Шварц прославился в качестве детского писателя, сочинив множество повестей, пьес и рассказов для юной аудитории.


“Сказка о потерянном времени” Евгения Шварца – яркий пример детского литературного произведения советских лет – была написана в 1940 году как пьеса для кукольного театра.  30-40 годы прошлого века были тяжелым временем для страны, поэтому была велика потребность в добрых, простых и понятных людям сказках, дающих надежду на счастье, на чудо, да и просто на то, что все будет хорошо.


По каким признакам можно понять, что прочитанное произведение - сказка, ведь действия происходят с обычными школьниками?


Вспомним!

 

Жанровые отличительные признаки сказки.

 

  • Герои делятся на добрых и злых.
  • Добро побеждает зло.
  • Начинаются сказки с определенного зачина (“Жил-был…”)
  • Главный герой проходит через испытания, проявляет смекалку и выходит победителем.
  • Цифра три имеет особое значение.
  • В сказках используются волшебные предметы, превращения и события.


Это произведение можно назвать сказкой, так как с школьниками происходят волшебные события - дети состарились под воздействием колдовства, а потом вернули себе прежний облик обратно. То есть добро победило зло.

Присутствуют в произведении и волшебные предметы - часы, с помощью которых детям удалось вернуть все на свои места. 


Можно ли “Сказку о потерянном времени” назвать юмористическим произведением? Какие комичные ситуации создает автор?


Вспомним!


 

Юмористическое произведение - это произведение, в котором герои изображаются в смешных, комичных ситуациях. Юмор в таком произведении добрый, насмешка сочетается с сочувствием. 


“Сказка о потерянном времени”  - это юмористическое произведение. Автор помещает своих героев в различные комичные ситуации: превращенные во взрослых герои ведут себя как дети, Петя спрашивал у настоящих взрослых, не являются ли они детьми.


Какое несчастье объединило Петю Зубова, Марусю Поспелову, Надю Соколову и Зайцева Васю? Почему именно с этими детьми произошли чудесные события?

 

Сказка начинается с описания жизни ученика Пети Зубова. Он ходит в школу, учится не старательно, на «двойки» и на «тройки», самого себя по этому поводу оправдывает тем, что еще успеет исправить оценки когда-нибудь потом.

“— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.”

По ходу сказки мы узнаем, что волшебники выбирали для колдовства только тех детей, которые ленились, понапрасну тратили свое время, откладывая важные дела (хорошую учебу в школе) и бездельничали. 

Это позволяло им самим превращаться в детей, быть бодрыми, энергичными, появляться в разных местах, не привлекая к себе постороннего внимания. А тех самых детей волшебники превращали в стариков, которых никто не узнавал.


Как вел себя Петя, когда стал стариком? Одинаков ли было поведение превратившихся в стариков детей?

 

Петя не сразу обнаружил, что превратился в дедушку. Когда он впервые себя увидел, он был удивлен, расстроен и растерян.

“Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.”
“ - Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…И главное, ничему не успел научиться.“

Отметим, что раньше Петя ни о чём не думал, только гулял и шалил. Но теперь, когда настало время самому за себя отвечать, стало ясно мальчику, что его 

время ушло впустую — ничему он не научился, ничего он не знает. 
      Когда Петя узнает, что все еще можно исправить, он не сдается, а начинает действовать, искать таких же детей-стариков, как и он сам.
     В отличии от Пети, который переживал из-за своего положения, Надя, Маруся и Вася беспечно проводили время, продолжая “терять время”, даже не предпринимая попыток вернуться в прежний облик. 


Почему злые волшебники были уверены в том, что ребята больше никогда не станут детьми? Благодаря чему детям удалось победить колдунов?

 

Злые волшебники обращают внимание на то, что если привык человек терять время попусту, то тяжело ему будет собраться с силами и стать ответственным. Не поверили они, что удастся школьникам успеть в положенное время прийти в домик, а если и удастся, то настолько детишки всё это время ленились и бездельничали, что и сосчитать без ошибок до семидесяти семи не сумеют.

“А Марфа Васильевна пробормотала:

— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!”

Однако знаменательна и фраза, что человеку под силу исправить свои ошибки. Главное своевременно осознать свою оплошность и работать в верном направлении. К тому же Пете удалось объединить детей, а дружно и сообща можно справиться с любыми злодеями.


Как вы относитесь к заколдованным ребятам? А как к героям относится автор произведения?

 

Автор сказки считает ребят ленивыми, безответственными, несобранными. Е. Шварц использует внутренний монолог героев, находит “словечки” для характеристики мальчиков: например, “колбасник”. Он также словами злых волшебников так характеризует детей: “Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются”, “не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают”. Волшебник Сергей Владимирович говорит, что стоит только захотеть, человек может спастись от любого несчастья.

В каждом из нас есть какие-то отрицательные черты, которые, при желании и усилиях, можно побороть. Об этом и говорит нам автор через строчки своего произведения. Шварц легким и непринужденным способом заставляет задуматься юного читателя о своих поступках.


Какая, на ваш взгляд, главная мысль произведения?

 

Можно выделить несколько важных тем, о которых нас заставляет задуматься писатель произведения:

  • не всегда нужно бездумно спешить, иногда стоит помедлить, чтобы в будущем сэкономить драгоценное время;
  • время - бесценный дар, который нельзя тратить впустую;
  • дружба и взаимопомощь способны одолеть любую неприятность;
  • важно учиться, узнавать новое для себя, быть полезным для семьи и общества.

«Сказка о потерянном времени» дарует веру в человеческие силы, доказывает, что человек сможет всё, что захочет, даже вернуть утерянные года! Однако для этого нужно осознать свои ошибки, ценить своё время и помогать другим людям! Только сумев найти своих товарищей, вместе с их помощью, Петя Зубов смог победить злых волшебников и повернуть время вспять.


Подберите к словам антонимы.

 

состариться - ________

трудиться - ___________

потерять - ____________

 

Подберите к словам синонимы.

 

хмурый - _____________

сберечь - _____________

вежливые - ___________


Установите соответствие:

 

1.Пошел куда глаза глядят

А. Исчез, скрылся куда-то

2.Терять время понапрасну

Б. Не обращает ни на кого внимания

3.Держать ухо востро

В. В неопределенном направлении, неизвестно куда

4.Как сквозь землю провалился

Г. Быть очень осторожным и осмотрительным

5.И в ус не дует

Д. Бездельничать

 

               Ответ: 1 - 

                            2 - 

                            3 - 

                            4 - 

                            5 - 


Укажите пословицу, которая НЕ  подходит к “Сказке о потерянном времени” Е.Л. Шварца. Объясните свой ответ.

 

1) Делу время — потехе час.

2) Один пашет, а семеро руками машут.

3) Откладывай безделье, но не откладывай дела.

4) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.


Какой момент самый напряженный? Как называется такой момент в развитии сюжета? Перескажите этот момент своим друзьям, родителям или учителю.


Выберите картинку, которая больше других подходит для изображения вашего состояния в конце урока.

 


Ответы

Упражнение 2

 

1 - В

2 - Д

3 - Г

4 - А

5 - Б

 

Упражнение 4

 

Самый напряженный момент сказки - момент, когда дети переводили время, чтобы вернуть свой прежний облик.

Это кульминация.


Вспомним!

 

 


Предыдущий урок
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
Произведения о детях
Следующий урок
Б. Житков «Как я ловил человечков»
Произведения о детях
  • Е. А. Шварц «Сказка о потерянном времени».

    Литературное чтение

  • Модальные глаголы в Past Simple

    Английский язык

  • Который час

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке