- познакомимся с произведением Б. Житкова
- раскроем смысл содержания рассказа
- охарактеризуем главного героя по его поступкам
- составим план к произведению
Мачта — высокий столб или высокое металлическое сооружение на судне для крепления парусов, подъёма флага, установки сигнальных огней.
Корма — задняя часть судна.
Каюта — помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей.
Палуба — самое верхнее непрерывное перекрытие по всей длине корабля.
Б. Житков «Про обезьянку», «Галка», «Зоосад»
Борис Степанович Житков (1882–1938) — выдающийся советский детский писатель, который создал такие сборники для детей, как «Что я видел», «Что бывало», «Рассказы о животных», основанные на его впечатлениях от Индии. Также внёс свой вклад в отечественную педагогику.
Это интересно!
Многие писатели черпают вдохновение в самых разных вещах. Борис Житков, например, много путешествовал, утверждая при этом, что, если он будет писать о том, чего не знает сам, это будет ложь, а он хочет писать правду. Поэтому в основе всех его произведений лежат впечатления, полученные в ходе его многочисленных странствий. Он так умело излагал свои мысли на бумаге, что, читая его книги, кажется, что сам побывал рядом с ним, составив компанию в путешествии.
Интересные факты из жизни писателя
- В юности будущий литератор занимался спортивной греблей и даже получил несколько наград.
- С детства небезразличный к морю, Борис Житков с помощью друзей построил небольшое судно с палубой и каютой.
- В течение жизни он сменил массу профессий — преподавал математику и черчение, был штурманом на паруснике, служил моряком, побывал даже капитаном научно-исследовательского судна.
- В течение жизни Борис Житков написал 192 произведения разных форматов.
- Писатель знал около десятка иностранных языков, на которых свободно разговаривал.
- Желание донести истории до детей привело к тому, что он начал выпускать журнал в картинках, предназначенный для детей, не умеющих читать.
О произведении
Произведение Бориса Степановича Житкова «Как я ловил
человечков» — увлекательное, лёгкое для восприятия человека любого возраста, так как является знакомым каждому читателю своим эпизодом, ситуацией, в которой мог оказаться в детстве любой человек. В рассказе речь идёт о большом соблазне для маленького внука, который оказался в гостях у бабушки. Всё его внимание было привлечено к пароходу, который по размерам был совсем небольшим.
Автор книги подчеркнул особенность детского возраста, заключающуюся в том, что фантазия детей не имеет границ.
Вопросы к тексту
От чьего имени ведётся повествование? Что поразило мальчика в доме у бабушки?
Повествование ведётся от имени мальчика Бори, которого привезли пожить к бабушке. Внук сразу заприметил пароходик на полке, который поразил его тем, что он был «совсем настоящий, только маленький». Пароходик описывается очень подробно, видно, как каждая деталь восхищает ребёнка.
Для описания корабля автор использует много средств выразительности, чтобы показать, как он нравится мальчику («винт, как медная розочка», «будочка, как домик…» — сравнение), и уменьшительно-ласкательные слова: «домик», «будочка», «дверки», «окошечки»). Также для усиления эмоциональности описания используются восклицания: «Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!»
При описании пароходика Боря использует специальные термины: «мачта», «палуба», «каюта». Можно предположить, что мальчик из семьи моряков.
Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.
«Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне всё позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
— Вот это уж не проси. Не то что играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.
Я видел, что, если и заплакать, — не поможет».
Из данного отрывка становится понятно, что бабушка, которая обычно всё разрешала внуку, строго запретила ему брать кораблик. Скорее всего, это семейная реликвия (вещь, хранимая как память о прошлом). Возможно, что пароходик — дорогой подарок от близкого человека.
Почему мальчик решил, что на пароходе живут человечки? Как он себе их представлял?
Пароходик казался Боре настолько настоящим, что он представил, что там действительно живут человечки. К тому же мальчик был фантазёром, и чем дольше он смотрел на пароходик и представлял человечков, тем реальнее они ему казались. «Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички». Ещё мальчику казалось, что человечки непременно хотят его перехитрить, делают всё возможное, чтобы он не увидел их.
Почему мальчик обманывал бабушку? Понимал ли он, что обманывать плохо? Какие черты характера проявились у мальчика в эти моменты?
Мальчик понимал, что обманывать плохо. Но желание увидеть человечков пересилило чувство вины перед бабушкой.
Мальчик очень впечатлительный, его привлекают собственные фантазии. Он верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике. Боря настолько поверил в собственную выдумку, что готов был обмануть бабушку, чтобы убедиться в собственной правоте.
Почему в конце произведения заплакал Боря?
Боря испытал настоящее разочарование, так как понял понял, что:
- так и не увидел человечков;
- бабушка расстроится;
- скорее всего, он будет наказан;
- сломал красивый пароходик.
В конце рассказа мальчик испытывает чувство стыда, он осознаёт, что поступил неправильно, раскаивается.
Мальчик так поступил не потому, что был злым, жадным или шаловливым. А потому, что им двигало неуёмное любопытство, которое могло сломать веру бабушки в его честность. В конце Боря осознал свой поступок, и это стало для него хорошим уроком.
Чему учит нас этот рассказ? Какова его главная мысль?
Рассказ учит быть честным, справедливым, взвешивать свои поступки и думать, к чему они могут привести. Учит признавать свою вину и не огорчать близких людей.
Ещё нужно уметь фантазировать и не превращать свои фантазии в навязчивые идеи. Фантазии не должны навредить другим людям, их как-то обидеть.
Как составить план к рассказу?
Для составления плана рассказа надо выделить основные события в произведении. Затем озаглавить каждую часть. При записи названий по порядку получится план произведения
Подготовьте и запишите рассказ о мальчике по плану.
- Кто герой произведения?
- Какой он по характеру?
- Какое событие в жизни героя стало началом его приключений?
- Какой поступок совершил мальчик?
- Как автор относится к герою?
- Как вы относитесь к поступку мальчика?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Как бы вы озаглавили это произведение?
_________________________________________________________________________
Составьте краткий план к произведению «Как я ловил человечков».
На какие мысли навел вас рассказ Б. Житкова? Понравилось ли вам произведение? Выберите рисунок под ваше настроение после занятия.
Упражнение 3
Чудесный пароход
Обещание внука
Ловля человечков
Обман
Разрушение парохода
Сожаления о содеянном