Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. И. Цветаева «Наши царства»,« Бежит тропинка с бугорка…». С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Произведения о детях

Марина Ивановна Цветаева “Наши царства”, “Бежит тропинка с бугорка”. Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями М. Цветаевой и С. Есенина
  • проанализируем поэтические произведения и поймем замыслы поэтов
  • вспомним правила выразительного чтения
  • найдем средства выразительности

Словарь

Мальва - травянистое растение.

Задворки - место за дворами, позади изб.

Разухабистый - слишком вольный.

Гурьба - шумливая группа людей.

Опостылеть - очень надоесть.

 


Марина Ивановна Цветаева  (1892 - 1941) - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века.


Интересные факты из жизни писательницы

 

Рис. 1. М. Цветаева Рис. 1. М. Цветаева

  • Мать Цветаевой догадалась о таланте дочери к стихосложению, когда Марине было всего 4 года – девочка ходила по дому и постоянно рифмовала слова.
  • Первые стихи она сочинила в шестилетнем возрасте, причем она творила не только на русском, но также на немецком и французском языках.
  • Первый сборник своих произведений Цветаева выпустила на собственные деньги, когда поэтессе было 18 лет.


О произведении

 

Стихотворение «Наши царства» относится к раннему, подростковому периоду творчества Марины Ивановны Цветаевой. Оно попало в «Вечерний альбом» – первый сборник поэтессы, куда вошли ее школьные работы. Эта книга была впервые опубликована в 1910 году в московском издательстве «Мусагет».

 

«Наши царства» является ярким примером нежной юношеской лирики. Всё в стихотворении буквально пропитано сладким духом невинности и свободы. Взять хотя бы сюжет произведения, в котором повествуется о летних приключениях двух девочек-подружек. Поэтесса, выступающая в качестве лирической героини, любовно следит за их шалостями. Вот они ранним утром тихонько прокрадываются мимо спален родителей и ускользают в бескрайние поля, чтобы вдоволь порезвиться. Вот они скачут, словно маленькие ловкие обезьянки, по ветвям деревьев. Вот пляшут, мчатся наперегонки, изображают бесстрашных рыцарей, размахивая кусками палок, представляя, что это славные мечи.

 

              Наши царства

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на всe — на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещe невзрослый передаст ли стих?

 

Рис. 2. Иллюстрация к произведению. Рис. 2. Иллюстрация к произведению.


Вопросы к стихотворению

 

Какие два царства противопоставляются в стихотворении?

 

Рис. 3. Р. Огюст “Две девочки в поле”. Рис. 3. Р. Огюст “Две девочки в поле”.

В стихотворении М. Цветаевой речь идет о царстве взрослых и царстве детей.

В этом стихотворении мы чувствуем великую силу воображения, присущую детям. Героини называют себя феями, представляя, что весь окружающий их мир – это их владения. Автор показывает, как различны представления малышей и взрослых о жизни. В первый раз поэтесса говорит

“Мы обе – феи, добрые соседки…”

В этих словах сквозит тепло и радость от самого существования. Когда же мы встречаем эту фразу снова, то она не звучит столь же задорно:

“Мы обе – феи, но большие (странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.”

Вместе с героинями читатель словно сталкивается с прямолинейностью и суровостью взрослого взгляда на мир. Появляется резкое слово «дикие», которое указывает на то, что окружающим забавы девочек чужды и непонятны.

Интересен язык, которым пользуется поэтесса, чтобы воссоздать звонкую детскую речь. Благодаря таким словам, как “большие”, “старшие” (в значении взрослые члены семьи), строки становятся очень правдоподобными, такими, будто их сформулировал настоящий ребенок.

Кроме того, повествование сдобрено эмоциональными высказываниями (“странно!”, “Ах, этот мир и счастье…”), которые делают его живым и ярким.

 


При помощи чего поэтесса передает настроение, мысли и чувства?


Вспомним!

 

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение  – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.


Как вы считаете, какое настроение стоит передать при прочтении стихотворения вслух?

 

Это очень доброе и веселое стихотворение, которое невозможно читать без улыбки. Его героини две девочки, которые играют в фей, и которым просто некогда скучать. Это счастье и веселье и стоит передать при прочтении стихотворения.


О произведении

 

Стихотворение “Бежит тропинка с бугорка” является частью цикла «Ока», состоящего из пяти произведений. Сам же цикл входит в сборник “Волшебный фонарь”, который был издан в феврале 1912 года в Москве.

Читая его, мы не можем не почувствовать нежную ностальгию Марины Ивановны по местам, где прошла её юность. Мы знаем, что в 1906 году отец поэтессы перевёз семью в небольшой городок Тарусу в Калужской области. К несчастью, именно здесь скончалась мать девочки, и возможно, отголоски печали от этой утраты тоже звучат между строк.

Но всё же главный мотив стихотворения – это прощание с наивностью и беззаботностью. Произведение начинается как раз со столкновения двух сил – неудержимой детской энергией и взрослой степенностью. 



                 * * *
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…

 

Рис. 4. Иллюстрация к произведению. Рис. 4. Иллюстрация к произведению.


Вопросы к стихотворению

 

О чем прочитанное стихотворение?

 

Рис. 5. К. Суханов “Счастье. Девочки бегут по цветочному полю”. Рис. 5. К. Суханов “Счастье. Девочки бегут по цветочному полю”.

     Лирическая героиня — сама поэтесса. В строках стихотворения оживает любимая дача в Тарусе Калужской губернии, куда девочку впервые привезли еще в младенческом возрасте. 
     М. Цветаева рисует любимый пейзаж: летняя тропинка, река Ока, храм и дом. Рядом — елочка, посаженная отцом в честь рождения Марины. Восклицания и риторические вопросы завершаются многоточием в самом конце. Это придает динамичному, взрывному стихотворению оттенок меланхоличности. 
       Долина, описанная в стихотворении, была излюбленным местом детских игр с сестрой и местными ребятишками, тайным уголком для обдумывания первых стихов. Уменьшительный суффикс слова «бугорок» подчеркивает нежность поэтессы, задумавшейся о «добром, старом, детском времени». 

Ничего вокруг не изменилось, но другой стала она. Экспрессии придает дважды повторенное слово «рай». Детский взгляд преображал все: лопаты были шпагами, сарай — замком. 
      Героиня грустит, сознавая, что пути назад нет. Она словно видит себя ребенком, который не знает, что его ждет.


Какими чувствами наполнено стихотворение?

 

Стихотворение поэтессы светлое, радостное, но в то же время наполнено грустью о навсегда ушедшем детстве. 
       “Все так же сонными лугами лениво движется Ока... Все так же сонно-тяжело качаются на клумбах мальвы”, но дни, где каждое утро было райским, уже не те. “Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло?”.


Помните ли вы правила выразительного чтения?


Вспомним!

 

Памятка выразительного чтения стихотворения:

  • постарайтесь понять настроение стихотворения, представьте картину, которую описывает автор;
  • определите, где нужно сделать паузы. Обратите внимание на знаки препинания;
  • в каждой строчке найдите слова или словосочетания, которые следует выделить голосом. Верно ставьте ударения в словах.


Какие вопросы задает поэтесса в стихотворении? Смогла ли она на них ответить?

 

“Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?”

Эти вопросы не требуют ответа, они называются риторическими .


Вспомним!

 

Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего.


Сергей Александрович Есенин  (1895–1925) – любимый поэт многих российских и зарубежных почитателей поэзии, по опросу Российского института социальных и национальных проблем, признан первым среди писателей и поэтов XX в. «Сергей Есенин – это Пушкин XX века», – писала о нём поэтесса Лариса Васильева.


Интересные факты из жизни поэта

Рис. 6. С. Есенин Рис. 6. С. Есенин

  • Свое первое стихотворение будущий поэт написал в 8 лет.
  • После окончания обучения Есенин уехал в Москву, где сначала работал в лавке мясника, а потом – в типографии. Уже через 2 года после приезда в столицу поэт впервые опубликовал свои стихи.
  • В СССР публикацию его книг запрещали, но это не помогло – стихи Сергея Александровича ушли в народ и распространились повсеместно. Некоторые были положены на песни, известные и сейчас.
  • Огромное влияние на биографию Есенина оказал Александр Блок. Он считал своего юного коллегу по литературному цеху очень талантливым, а потом оказывал ему всяческое содействие.


О произведении

 

С. Есенин с большим уважением относился к русскому народному фольклору. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства был знаком со множеством сказок и преданий, которые рассказывала ему бабушка. Эти сказки перед сном оказали большое влияние на раннее творчество поэта. 

Многие стихотворения молодого Есенина напоминают волшебную сказку, в которой оживают предметы и явления окружающего мира. В 1915 г. поэт написал стихотворение «Бабушкины сказки», в котором отразились его счастливые детские воспоминания.


        Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
“Что ж сидеть-то до зари?”
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

 

Рис. 7. Иллюстрация к произведению. Рис. 7. Иллюстрация к произведению.


С каким чувством вспоминает поэт детские годы?

Какие слова из стихотворения помогли вам сделать такой вывод?

 

Поэту приятны детские воспоминания, он думает о них с теплотой и любовью. Есенин не забыл те самые вечера, которые были разукрашены бабушкиными историями. Он помнит, как не хотелось, чтобы они заканчивались.

 

“И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.”


Знакомы ли вам чувства автор? С каким чувством вы бы прочитали это стихотворение?

 

Каждый может вспомнить какие-то приятные моменты, связанные с детством. То, что согревает душу и наполняет ее радостной ностальгией.

Это стихотворение стоит читать с чувством любви, негромко и размеренно, как будто вспоминая приятные минуты.


Что объединяет все прочитанные стихотворения?

Подготовьте стихотворения для выразительного чтения, пользуясь памяткой.

Выучите одно из стихотворений наизусть.


Заполните таблицу в тетради для двух стихотворений М. Цветаевой.

 

Стихотворение

Средства выразительности

“Наши царства”

Эпитеты:

 

Олицетворения:

 

Сравнения: 

“По тропинке с бугорка”

Эпитеты:

 

Олицетворения:

 

Сравнения:


Подберите синонимы и антонимы к следующим словам:

 

гурьба - _________________ , ______________________

загалдели - ______________ , ______________________

опостылеть - _______________ , ____________________


Какой цвет сильнее всего соответствует вашему настроению после урока? Почему?

 

 


Ответы

Упражнение 2

 

Стихотворение

Средства выразительности

“Наши царства”

Эпитеты: “владенья царственно-богаты”, “добрые соседки”, “темный лес”, “диких девочек”, “воздух летний”.

 

Олицетворения: “не рассказать стиху”.

 

Сравнения: “деревья нам качели”.

“По тропинке с бугорка”

Эпитеты: “сонными лугами”, “лениво движется”, “о добром, старом, детском времени”, “замком царственным”, “сонно-тяжело качаются”.

 

Олицетворения: “бежит тропинка”, “лениво движется”, “спешат удары”, “поют они”.

 

Сравнения: “как детскими ногами”, “утро было рай”, “полдень рай”.


Предыдущий урок
М. М. Зощенко «Елка»
Произведения о детях
Следующий урок
Б. Житков «Как я ловил человечков»
Произведения о детях
  • Леса России. Лес и человек

    Окружающий мир

  • Славные символы России. Таки разные праздники. Путешествие по России

    Окружающий мир

  • Модальный глагол have to don’t have to

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке