Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. М. Зощенко «Елка»

Произведения о детях

18.01.2025
2189
0

Михаил Михайлович Зощенко «Ёлка»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением Михаила Зощенко
  • охарактеризуем героев, опираясь на их поступки
  • выделим главную мысль произведения
  • поймём нравственный урок, который преподносит читателю автор
  • составим план пересказа текста

Словарь

Золотушный ребёнок — больной ребёнок.

Длинновязая — высокая.

Пастилка — кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Церемониться — проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Литература для самостоятельного изучения

М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (сборник)

 


Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) — русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Считается классиком русской литературы.

 

Ироничные произведения Михаила Зощенко полны едкой сатиры и посвящены темам, которые волнуют каждого. В его книгах тонкие и меткие насмешки над пороками людей умело смешаны с неподдельной грустью по поводу всего происходящего, и они действительно заставляют задуматься. Можно с уверенностью сказать, что Зощенко своими трудами помог многим людям измениться к лучшему.


Интересные факты из жизни писателя

 

  • Интерес к литературе у Михаила Зощенко начался со стихов, первые попытки написания которых мальчик начал в 7–8  лет. Свой первый рассказ Зощенко написал в 13 лет. Произведение называлось «Пальто».
  • Зощенко добровольцем пошёл на Первую мировую войну. Закончив школу прапорщиков, на фронте он почти сразу получил под командование роту, а потом и батальон. Был четырежды награждён. Во время боевых действий Зощенко был отравлен газами. Это отравление отразилось на работе сердца.
  • Михаил Зощенко выступал, подобно современным юмористам, с концертами.
  • Зощенко не любил, когда поклонники узнавали его на улице и приставали с расспросами. Обычно он отговаривался тем, что действительно похож на писателя Зощенко, но его фамилия другая.
  • Большая часть творчества Зощенко написана в сатирическом ключе, он умел тонко высмеивать все пороки современного ему общества. Писал Михаил Михайлович и серьёзные произведения, в частности, рассказы на военную тематику и даже сценарии к кинофильмам.


О произведении

 

Рассказ Михаила Зощенко «Ёлка» входит в цикл историй про Лёлю и Миньку. Это воспоминания автора о своём детстве — весёлые и грустные, назидательные и забавные, но всегда — яркие и поучительные. Вот и в этом рассказе Зощенко описывает случай, который произошёл в раннем детстве, но запомнился ему на всю жизнь. Это рассказ об отношении детей к другим людям, о неправильном поведении, последующем за ним наказании, и уроке, вынесенном из этого.


Вопросы к тексту

 

Понравилось ли вам произведение? Какая основная мысль прочитанного рассказа?

 

Для детей писатель показывает пример неправильного поведения: дети тайком начали поедать сладости с ёлки; проявили трусость, сваливая вину друг на друга; обидели приглашённых на праздник гостей. В итоге они остались без подарков и оставили без праздника не только себя, но родителей и гостей тоже.

 

Можно сделать следующие выводы:

  • нельзя брать чужое;
  • не быть эгоистичными и думать не только о себе;
  • если поступил плохо, надо осознать свою вину и извиниться;
  • нельзя обижать маленьких;
  • надо ценить человеческое общество и отношения с близкими больше, чем материальные блага.

Все перечисленные выше уроки писатель вынес из случившегося с ним в пять лет.


Что вы думаете о поведении Лели и Миньки? Как писатель относится к героям?

 

Дети не задумывались о последствиях своих поступков, были не способны правильно оценить то, что они делали. Папа Миньки и Лёли сказал, что не хочет, чтобы его дети были жадные и злые, дрались, ссорились и выгоняли гостей. Лёля и Минька поступили плохо и были наказаны. Веселого праздника не получилось, папа все игрушки отдал гостям. Спустя тридцать пять лет герой всё ещё вспоминает эту ёлку. 

 

Говоря об отношении Михаила Михайловича к детям, нужно понять, что Минька — его прототип, а Лёля — сестра писателя.

 

Поэтому утверждать, что автор относится к ребятам плохо будет неправильно. Скорее, с любовью и некой снисходительностью.

 

Поступки детей, конечно, Зощенко не одобряет. Писатель наделяет детей действительно отрицательными качествами: жадность, эгоистичность, обидчивость, хитрость. Но важно то, какие уроки дети вынесли из этого происшествия, смогли ли они измениться.


Справедливо ли, на ваш взгляд, поступил папа Лёли и Миньки в конце рассказа?

 

Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не изменится, то им будет трудно жить на свете. Они станут страдать от одиночества. Нельзя быть эгоистом, ведь к такому человеку не испытывают уважение другие.

 

Основная задача папы была выполнена: дети усвоили урок и изменили своё поведение, отношение друг к другу и окружающим. Можно сделать вывод, что папа поступил правильно.


Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?

 

Читатели могут сделать выводы из ситуации, которая произошла с героями. Те качества и поступки, которые совершают дети из рассказа Зощенко, способны научить детей не повторять ошибок героев. Такие произведения становятся примером того, как не надо себя вести, учат признавать ошибки и меняться в лучшую сторону.


Помните ли вы, что такое план пересказа текста и как его составить?


Вспомним!

 

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

 

Как составить план краткого пересказа.

  1. Прочитайте произведение.
  2. Определите тему текста.
  3. Сформулируйте идею текста, его основную мысль. Сформулируйте идею в нескольких предложениях.
  4. Разделите произведение на части.
  5. Озаглавьте каждую часть.
  6. Прочитайте названия частей, опорные слова и проверьте, насколько точно они передают содержание текста.
  7. Перескажите текст по получившемуся плану.


Составьте план пересказа рассказа «Ёлка». Перескажите текст согласно плану.

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________


Заполните таблицу.

 

Характеристики

Леля

Минька

Возраст

Рост

                             

Черты характера

Что могут достать с ёлки?

Поведение у ёлки

Поведение, когда приходят гости


Выпишите из произведения слова, которые выражают главную мысль.

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________


Раскрасьте шарики на ёлке в нужные цвета. 

 

Красные шарики — оцениваю свою работу на уроке на «5». Урок понравился, справился (-лась) со всеми заданиями самостоятельно.

Синие шарики — оцениваю свою работу на уроке на «4». Урок понравился, но одно из заданий показалось сложным, затрудняюсь сделать его самостоятельно.

Желтые шарики — оцениваю свою работу на уроке на «3». Я плохо усвоил (-а) материал, некоторые задания показались слишком сложными.

Фиолетовые шарики — оцениваю свою работу на уроке на «2». Я не усвоил (-а) материал, было скучно, ни с одним заданием я не справился (-лась) самостоятельно.

 


Предыдущий урок
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Произведения о детях
Следующий урок
М. И. Цветаева «Наши царства»,« Бежит тропинка с бугорка…». С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
Произведения о детях
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Past Simple глагола to be (was were). Вопросительные предложения

    Английский язык

  • Сложение и вычитание величин

    Математика

  • Wild animals

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке