- познакомимся с произведением Михаила Зощенко
- охарактеризуем героев, опираясь на их поступки
- выделим главную мысль произведения
- поймём нравственный урок, который преподносит читателю автор
- составим план пересказа текста
Золотушный ребёнок — больной ребёнок.
Длинновязая — высокая.
Пастилка — кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.
Церемониться — проявлять излишнюю мягкость, стеснение.
М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (сборник)
Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) — русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Считается классиком русской литературы.
Ироничные произведения Михаила Зощенко полны едкой сатиры и посвящены темам, которые волнуют каждого. В его книгах тонкие и меткие насмешки над пороками людей умело смешаны с неподдельной грустью по поводу всего происходящего, и они действительно заставляют задуматься. Можно с уверенностью сказать, что Зощенко своими трудами помог многим людям измениться к лучшему.
Интересные факты из жизни писателя
- Интерес к литературе у Михаила Зощенко начался со стихов, первые попытки написания которых мальчик начал в 7–8 лет. Свой первый рассказ Зощенко написал в 13 лет. Произведение называлось «Пальто».
- Зощенко добровольцем пошёл на Первую мировую войну. Закончив школу прапорщиков, на фронте он почти сразу получил под командование роту, а потом и батальон. Был четырежды награждён. Во время боевых действий Зощенко был отравлен газами. Это отравление отразилось на работе сердца.
- Михаил Зощенко выступал, подобно современным юмористам, с концертами.
- Зощенко не любил, когда поклонники узнавали его на улице и приставали с расспросами. Обычно он отговаривался тем, что действительно похож на писателя Зощенко, но его фамилия другая.
- Большая часть творчества Зощенко написана в сатирическом ключе, он умел тонко высмеивать все пороки современного ему общества. Писал Михаил Михайлович и серьёзные произведения, в частности, рассказы на военную тематику и даже сценарии к кинофильмам.
О произведении
Рассказ Михаила Зощенко «Ёлка» входит в цикл историй про Лёлю и Миньку. Это воспоминания автора о своём детстве — весёлые и грустные, назидательные и забавные, но всегда — яркие и поучительные. Вот и в этом рассказе Зощенко описывает случай, который произошёл в раннем детстве, но запомнился ему на всю жизнь. Это рассказ об отношении детей к другим людям, о неправильном поведении, последующем за ним наказании, и уроке, вынесенном из этого.
Вопросы к тексту
Понравилось ли вам произведение? Какая основная мысль прочитанного рассказа?
Для детей писатель показывает пример неправильного поведения: дети тайком начали поедать сладости с ёлки; проявили трусость, сваливая вину друг на друга; обидели приглашённых на праздник гостей. В итоге они остались без подарков и оставили без праздника не только себя, но родителей и гостей тоже.
Можно сделать следующие выводы:
- нельзя брать чужое;
- не быть эгоистичными и думать не только о себе;
- если поступил плохо, надо осознать свою вину и извиниться;
- нельзя обижать маленьких;
- надо ценить человеческое общество и отношения с близкими больше, чем материальные блага.
Все перечисленные выше уроки писатель вынес из случившегося с ним в пять лет.
Что вы думаете о поведении Лели и Миньки? Как писатель относится к героям?
Дети не задумывались о последствиях своих поступков, были не способны правильно оценить то, что они делали. Папа Миньки и Лёли сказал, что не хочет, чтобы его дети были жадные и злые, дрались, ссорились и выгоняли гостей. Лёля и Минька поступили плохо и были наказаны. Веселого праздника не получилось, папа все игрушки отдал гостям. Спустя тридцать пять лет герой всё ещё вспоминает эту ёлку.
Говоря об отношении Михаила Михайловича к детям, нужно понять, что Минька — его прототип, а Лёля — сестра писателя.
Поэтому утверждать, что автор относится к ребятам плохо будет неправильно. Скорее, с любовью и некой снисходительностью.
Поступки детей, конечно, Зощенко не одобряет. Писатель наделяет детей действительно отрицательными качествами: жадность, эгоистичность, обидчивость, хитрость. Но важно то, какие уроки дети вынесли из этого происшествия, смогли ли они измениться.
Справедливо ли, на ваш взгляд, поступил папа Лёли и Миньки в конце рассказа?
Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не изменится, то им будет трудно жить на свете. Они станут страдать от одиночества. Нельзя быть эгоистом, ведь к такому человеку не испытывают уважение другие.
Основная задача папы была выполнена: дети усвоили урок и изменили своё поведение, отношение друг к другу и окружающим. Можно сделать вывод, что папа поступил правильно.
Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?
Читатели могут сделать выводы из ситуации, которая произошла с героями. Те качества и поступки, которые совершают дети из рассказа Зощенко, способны научить детей не повторять ошибок героев. Такие произведения становятся примером того, как не надо себя вести, учат признавать ошибки и меняться в лучшую сторону.
Помните ли вы, что такое план пересказа текста и как его составить?
Вспомним!
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Как составить план краткого пересказа.
- Прочитайте произведение.
- Определите тему текста.
- Сформулируйте идею текста, его основную мысль. Сформулируйте идею в нескольких предложениях.
- Разделите произведение на части.
- Озаглавьте каждую часть.
- Прочитайте названия частей, опорные слова и проверьте, насколько точно они передают содержание текста.
- Перескажите текст по получившемуся плану.
Составьте план пересказа рассказа «Ёлка». Перескажите текст согласно плану.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Заполните таблицу.
Характеристики
|
Леля
|
Минька
|
Возраст
|
|
|
Рост
|
|
|
Черты характера
|
|
|
Что могут достать с ёлки?
|
|
|
Поведение у ёлки
|
|
|
Поведение, когда приходят гости
|
|
|
Выпишите из произведения слова, которые выражают главную мысль.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Раскрасьте шарики на ёлке в нужные цвета.
Красные шарики — оцениваю свою работу на уроке на «5». Урок понравился, справился (-лась) со всеми заданиями самостоятельно.
Синие шарики — оцениваю свою работу на уроке на «4». Урок понравился, но одно из заданий показалось сложным, затрудняюсь сделать его самостоятельно.
Желтые шарики — оцениваю свою работу на уроке на «3». Я плохо усвоил (-а) материал, некоторые задания показались слишком сложными.
Фиолетовые шарики — оцениваю свою работу на уроке на «2». Я не усвоил (-а) материал, было скучно, ни с одним заданием я не справился (-лась) самостоятельно.