Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К. Паустовский "Корзинка с еловыми шишками"

Произведения о детях

26.04.2024
3226
0

Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 

Цели урока

  • познакомимся с рассказом Константина Паустовского
  • проанализируем художественное произведение
  • охарактеризуем главных героев
  • найдём средства художественной выразительности в тексте

Словарь

Ботфорты — высокие кавалерийские сапоги с расширенным голенищем.

Симфоническая музыка — от слова «симфония» — большое музыкальное произведение для оркестра.

 


Константин Георгиевич Паустовский  (1892–1968) — советский писатель, сценарист и педагог, журналист и классик русской литературы ХХ века. В своём творчестве воспевал красоту природы, писал поучительные сказки и рассказы для детей.


Рис. 1. Портрет К. Г. Паустовского

Интересные факты из жизни писателя

 

  • Писатель за свою жизнь стал очевидцем двух революций и трёх войн. Все эти исторические события нашли отражение в его творчестве.
  • В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужного настроения. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.
  • Литература увлекла Константина Георгиевича ещё в раннем детстве. Будучи ребёнком, он мало общался со сверстниками, предпочитая проводить всё свободное время за чтением книг.
  • Писатель чрезвычайно любил порядок во всех его проявлениях. Одевался всегда опрятно, иногда с неким шиком. Идеальный порядок всегда царил и на его рабочем месте, и в его доме.


«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» (К. Г. Паустовский)


О произведении

 

Рис. 2. Иллюстрация к произведению

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» был написан Паустовским в 1954 году. Писатель всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла своё отражение и в прочитанном рассказе.

 

Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Хагеруп Григ.

Рис. 3. Портрет Э. Грига

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист и дирижёр — и его супруга стали родителями дочери Александры. Однако девочка из-за болезни прожила всего год. У Григов больше не было детей. 

 

Возможно, этот факт, тронувший К. Паустовского, стал предпосылкой к созданию рассказа «Корзина с еловыми шишками», в котором пожилой Э. Григ по-отечески отнёсся к маленькой девочке с тяжёлой судьбой.

 

Примечательно, что отца девочки Дагни из рассказа звали Хагеруп, такую же фамилию имел и сам Эдвард Григ. Композитор становится вторым отцом девочки, её духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.


Вопросы к тексту


Как вы думаете, почему рассказ назван «Корзина с еловыми шишками»?

 

Рис. 4. Иллюстрация к произведению

 

Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.

 

С другой стороны, корзина с шишками — это и символ тяжёлой жизни маленькой Дагни.

 

Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из её слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь её не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у неё есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. 

 

Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки. Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несёт слишком тяжёлую для неё корзину.

 

О своём прошлом и, вероятно, о корзине с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет после того, как слышит написанную для неё музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время.   

 

Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.


Как в рассказе К. Паустовский даёт понять, что Григ любил прогулки на природе? Какие средства выразительности использует писатель для описания природы? Приведите примеры.

 

Через описание норвежской природы Паустовский передает отношение Э. Грига к родным краям. Красочно, подробно, реалистично описаны те места, по которым любил прогуливаться композитор. 

 

Григ действительно страстно любил норвежскую природу. Для него жизнь среди родной природы с её величественными скалами и тихими фьордами была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, живого творческого вдохновения. В горах приходят «исцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек». В письмах Грига то и дело встречаются упоминания о путешествиях в горы, и замечательна та свежесть, новизна чувств, с которой Григ всегда воспринимает поэзию природы. 

 

Не зря Паустовский выбирает именно норвежский лес с его красотой и богатством красок для встречи главных героев.


Вспомним!

 

Эпитет  — определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

 

Олицетворение  — воплощение чего-либо в образе живого существа.

 

Сравнение  — слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

 

Метафора  — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. 


Автор использует всё многообразие художественного языка для описания прекрасного норвежского леса: эпитеты («грибной воздух», «зелеными прядями»); олицетворения («в горных лесах живёт... эхо»; «стояла осень», «капли твердили», «ветер трубил», «листья дрожат» ), сравнения («в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет, «кованые листья»). 


Какие черты характера Грига раскрываются в общении с дочкой лесника?

 

Григ предстаёт перед нами как удивительно добрый, искренний, внимательный, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девушке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце Дагни.

 

Несмотря на простое происхождение девочки, композитор общается с ней уважительно, по-доброму.

 

«Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря». Этот жест можно назвать отеческим, он показывает теплоту, с которой композитор отнёсся к дочери лесника.


Что вспоминал композитор Эдвард Григ, когда сочинял музыку для маленькой Дагни?

 

В своём рассказе Паустовский сообщает, что композитор Григ, когда сочинял музыку, писал о том, о чем думал. Когда он писал обещанную музыку для Дагни, он, конечно же, думал об этой маленькой девочке, и ему представлялось, что она уже выросла и что Дагни благодарит его за написанную музыку, хотя даже ещё не подозревала о существовании её.

 

Григ сравнивал маленькую Дагни с солнцем, с ветром, с ранним утром. Он представлял, что на сердце у Дагни расцвёл весенний цветок. И все эти видения композитор пытался передать в своей музыке.

 

Он был счастлив, когда писал музыку. Поэтому она у него получалась очень светлой и радостной.

 

Его слушали синички, сверчок, прачка, матросы и даже Золушка, и каждый видел в музыке что-то своё. Матросы даже всхлипывали, прачка бросала работы и задумчиво смотрела в пол, Золушка улыбалась своим мечтам, а синицы просто волновались за окном.


Что рисовало воображение Дагни, когда она слушала музыку? 

 

«Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!»

 

«Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке — в её окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах».

 

Девушка сразу узнала в услышанной мелодии родной край. Те красоты, которыми она любовалась, будучи девочкой, захлестнули её воспоминаниями. Девушка плакала от благодарности, не скрывая свои эмоции.

 

Это был по-настоящему ценный подарок. Ветер в осенних кронах, шуршащая золотая листва под ногами и большая корзина с еловыми шишками положили ему начало. Великий композитор, у которого на момент встречи не оказалось в кармане ни кукол с шевелящимися глазами, ни атласных лент, ни бархатных зайцев — ничего, что можно было бы подарить маленькой девочке, презентовал ей нечто большее. Когда Дагни услышала его музыку, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам ещё неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни. Особенную значимость этим мгновениям придаёт то, что автора подарка к тому моменту уже не было в живых.


Какое впечатление произвёл на вас рассказ К. Паустовского? Какую мысль хотел донести до нас автор рассказа?

 

Рассказ учит видеть красоту окружающего мира, любить музыку, природу, ценить жизнь во всех её проявлениях. Учит верить в то, что в жизни всегда есть место чудесам.

 

Основная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками» такая: «В жизни всегда есть что-то прекрасное, и только ради этого прекрасного стоит жить».


Зачеркните прилагательные, которые неправильно характеризуют главных героев произведения.

 

Дагни Педерсен

Эдвард Григ

маленькая

молодой

грубая

воспитанный

добрая

ленивый

наивная

сострадающий

глупая

мудрый

любопытная

равнодушный

честная

талантливый

терпеливая

отзывчивый

 


Разделите рассказ на части и озаглавьте каждую из них. Посмотрите на иллюстрацию к произведению (рис. 5). Какой момент на ней изображён? Какие эмоции вы испытывали, когда читали его?

 

Рис. 5. Иллюстрация к произведению


Выберите и раскрасьте картинку, которая лучше других изображает ваше состояние после урока.

 


Предыдущий урок
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Произведения о детях
Следующий урок
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Произведения о детях
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Birds

    Английский язык

  • Мир глазами историка

    Окружающий мир

  • Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля - кормилица

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке